Способы разрешения конфликтов между учителем и учеником.

Педагог должен взять на себя инициативу в разрешении конфликта и на первое место поставить интересы ученика как формирующёйся личности. Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются и другие участники – ученики, педагоги, администрация, родители.
Поведение учителя в условиях конфликта характеризует:
- напористость в реализации собственных интересов;
- кооперативность, учитывающая интересы других лиц.
Сочетание этих направлений при разной степени их выраженности определяет основные способы разрешения межличностных конфликтов: избегание, принуждение, сглаживание, компромисс.

***Избегание (уклонение) – слабая напористость сочетается с низкой кооперативностью. При такой стратегии поведения действия учителя направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказывания собственной позиции. Учитель не берёт на себя ответственность за решение проблем, не хочет видеть спорных вопросов, отрицает наличие конфликта, старается избегать ситуаций, провоцирующих конфликт.

***Принуждение (противоборство) – высокая напористость сочетается с низкой кооперативностью. Действия учителя направлены на то, чтобы настоять на своём путём открытой борьбы за собственные интересы, применения власти, принуждения. Он заставляет принять свою точку зрения любой ценой.
Сглаживание (уступчивость) – слабая напористость сочетается с высокой кооперативностью. Действия учителя направленына сохранение или восстановление хороших отношений, обеспечение удовлетворённости другого лица путём сглаживания разногласий. Ради этого он готов уступить, пренебречь своими интересами, стремится поддерживать других, не задевает их чувств, учитывает их аргументы.

***Компромисс (сотрудничество) – высокая напористость сочетается с высокой кооперативностью. Действия учителя направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как его собственным интересам, так и пожеланиям другого лица в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме.

Итак для преодоления конфликтной ситуации педагогу необходимо:

** Раскрыть её причины** Не допустить перехода в длительный конфликт

** Завладеть ситуацией, использовать её познавательные и воспитательные стороны

** Найти пути предупреждения или погашения конфликта

** Поддержать даже «плохих» учащихся.


Социальным педагогам и инспекторам по охране прав детей необходимо придерживаться следующих правил по преодолению конфликта:
- не делайте поспешных выводов. Дайте участникам некий период времени, чтобы осмыслить созданную ими ситуацию: урегулирование конфликта – это решение вопроса «что делать», а не расследование по принципу «кто виноват»;
- не давайте конфликту разрастись; проблема должна решаться, в основном теми, кто её создал;
- при обсуждениях анализируйте мнения сторон, выслушивайте мнение каждого участника конфликта не столько для того, чтобы его опровергнуть, сколько для того, чтобы его учесть; ищите компромисс путём определения общей позиции для оценок;
- разрешить любое напряжение, преодолеть межличностные противоречия можно только по частям, шаг за шагом.

Виды конфликтов в школе

1)Конфликт «Ученик — ученик»

(Сильный - слабый, успевающий-неуспевающий, старший-младший.) Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

**борьба за авторитет

**соперничество

**обман, сплетни

**оскорбления

**обиды

**враждебность к любимым ученикам учителя

**личная неприязнь к человеку

**симпатия без взаимности

**борьба за девочку (мальчика)

2)Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

**разные представления сторон о средствах воспитания

**недовольство родителя методами обучения педагога

**личная неприязнь

**мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

3)Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.
Причины конфликтов между учителем и учениками

**отсутствие единства в требованиях учителей

**чрезмерное количество требований к ученику

**непостоянство требований учителя

**невыполнение требований самим учителем

**ученик считает себя недооцененным

**учитель не может примириться с недостатками ученика

**личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

4) «Учитель – администрация учебного заведения»

5) «учитель – учитель»

6)«администрация учебного заведения– вышестоящие должности»

7) «ученик-администратор»

8) «родители-родители»

9) «родители-администратор»

10)«администратор-администратор»

40.Объективные факторы конфликтности в образовании: (ответ из лекции)

1)Кризис традиционной системы образования. В обновлении нуждаются принципы подачи учебного материала и роль учителя в образовательном процессе.

2)Низкая практическая направленность образования: система образования в большей степени направлена на теоретическое восприятие мира.

3)Низкий уровень финансирования.

4)Слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования.

5)Слабое законодательство в сфере образования.

6)Массовый спрос на высшее образование.

7)Падение престижа обучения в ПТУ и техникумах.

8)Коррупция в высших образованиях.

Наши рекомендации