Функции педагогических конфликтов.
В современной конфликтологии выделяют позитивные и негативные функции педагогических конфликтов. Рассматривая конфликт в сфере образования и учитывая его специфические особенности, можно отметить следующие позитивные функции конфликта:***информативная функция (получение новой информации об участниках конфликта, диагностика и прояснение ситуации, "снятие масок");
***интегративная функция (сплочение коллектива класса, школы, педагогического коллектива при противоборстве с внешним недругом);
***инновационная (стимулирование к изменению и развитию личности учителя и ученика, их взаимоотношений, организации учебно-воспитательного процесса, школы и др.);
***разрядка напряженности между конфликтующими сторонами ("выпустить пар");
***подает сигнал неблагополучия, позволяет полнее и точнее выявить назревшие противоречия;
***предоставляет шанс к развитию личности учителя, ученика и организации образовательного процесса в школе.
К негативным функциям относятся:
***деструктивная функция (ущерб жизни, здоровью, ухудшение или крах взаимоотношений, невозможность достижения целей образования и развития личности ученика и др.);
***дезинтеграция (разрушение целостности личности, а также общности, системы, в которой развивается конфликт, увольнение учителей, снижение дисциплины учащихся, ухудшение психосоциального климата в коллективе учеников и учителей);
***большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте;
***резкое снижение эффективности учебно-воспитательной деятельности;
***возникновение синдрома "побежденного" (исполнение ролей "тирана" и "жертвы", затаенная ненависть к "победителю", чувство мести, жажда реванша).
Таким образом, педагогический конфликт можно рассматривать как возникающую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предлагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин. Таким образом, в данном толковании педагогического конфликта как разновидности конфликтов вообще прежде всего обращается внимание на сферу его протекания (учебно-воспитательный процесс), особенность субъектов (учителя и дети), эмоциональный фон протекания.
Подгатовка педагога к работе с конфликтами.
Педагог в процессе осуществления своей деятельности оказывается вовлеченным в бесконечную цепь непрерывно меняющихся конфликтов, от успешного разрешения которых зависят обучение, воспитание и развитие учащихся.
Конфликты, возникающие среди учащихся, характеризуются возрастной спецификой. Их происхождение непосредственно связано с изменением объективного положения подростка в жизни, обновлением его мотивационн-ориентационной сферы, противоречием между возвышением его потребностей и ограниченностью средств их удовлетворения. Чтобы управлять такого рода сложным социально - психологическим феноменом, педагогу необходимо владеть специфическими знаниями и навыками. Критерием готовности педагога к «управлению конфликтом» могут выступать следующие компетенции:
мотивационно ценностный блок: наблюдательность, справедливость, доброжелательность, выдержка, терпимость, самообладание, объективность и беспристрастность, интуиция, профессионализм;
когнитивный блок: знание фундаментальных положений человекознания, закономерностей анатомо - физиологического и психического развития детей и подростков, методики комплексного изучения личности, причин возникновения конфликтов, методов и приемов диагностики конфликтных ситуаций, способов их коррекции и преодоления; операционально исполнительский блок: умение соблюдать права и свободы подростков, осуществлять диагностику и коррекцию девиантного поведения школьников, анализировать природу конфликтов и находить адекватную ей инструментовку их преодоления в учебном коллективе подростков.