Конфликт восприятия в оброзовании.
В ходе общения учителя и ученика, каждым из них одновременно осуществляется несколько процессов: формирование образа, попытка понять причины поступков другого в соответствии со сложившимся образом и построить стратегию своего поведения. В эти процессы включено как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом восприятия. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон; каждый из партнеров уподобляется другому. Значит, при строении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает «мои» потребности, мотивы, установки.
Познание себя через другого происходит в процессе идентификации, эмпатии и рефлексии.
Идентификация - это уподобление (идентификация) партнера. Предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.
Эмпатия - это способ восприятия эмоционального состояния другого человека. Эмпатия предполагает, не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеется при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия есть аффективное «понимание», чувствование в другого человека.
Рефлексия - это механизм осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знания и понимания другого, но знания того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.
Причины формирования неадекватного образа восприятия в процессе общения.
Неумение различать ситуации общения по таким признакам как:
а) цели и задачи общения свои и чужие в данной ситуации.
б) намерения и мотивы свои и чужие.
в) стратегии поведения, подходящие для достижения поставленных целей.
г) состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними.
Сам процесс формирования мнения, суждения о другом человеке описывает теория каузальной атрибуции (приписывание другому человеку тех или иных причин, мотивов поведения).
Законы процессов каузальной атрибуции.
1) Те события, которые часто повторяются и сопровождают, наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.
2) Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествует какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны его считать основной причиной совершения поступка.
3) Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение волен выбирать устраивающий его вариант.
Феномен приписывания (истолкования поведения, намерений, чувств, качеств личности) возникает тогда, когда человек оказывается в условиях дефицита информации о другом человеке, заменить ее и приходится процессом приписывания.
Этот процесс зависит от двух показателей: от степени типичности поступка и от степени социальной «желательности» или «нежелательности». В первом случае имеется ввиду тот факт, что типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами и поэтому оно легче поддается интерпретации. Напротив, уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик.
Точно также и во втором случае под названием «желательный» понимается поведение, соответствующее социальным и культурным намерениям и тем сравнительно легче и однотипно объясняется. При нарушении таких норм (соц. «нежелательное» поведение) диапазон воздействия расширяется.
Следствием этого является то, что чаще всего при общении с нетипичными в поведении учениками (и учителям) происходит искажение его образа. Например, сверх- подвижность ребенка, смех, ухмылка при общении могут восприниматься учителем как признаки неуважения к нему ученика.