Хотите вырастить гения? Принимайтесь за дело накануне Рождества

Такова рекомендация британской исследовательской организации, по заключению которой дети, рожденные летом, учатся обычно хуже, чем одноклассники, появившиеся на свет осенью.

Самое удивительное, что эта разница сохраняется, даже когда дети вырастают до 18 лет. По данным того же исследования, проведенного британским Национальным фондом по проблемам образования, дети, которые идут в школу раньше, обычно и успевают хуже одноклассников. В младших классах их отставание объясняется разницей в жизненном опыте и развитии между учениками разного возраста, хотя, как это ни удивительно, это обстоятельство продолжает действовать на протяжении всей школьной жизни.

По мнению авторов исследования, всему виной психологический фактор: как только ребенок решит, что он попал в категорию плохих учеников, он уже сам не верит,что может учиться лучше, и перестает стараться. И наоборот: более старшие дети, ощущая превосходство над одноклассниками по физическому и психическому развитию, чувствуют себя увереннее – и добиваются больших успехов.

Лучше всего учатся дети, родившиеся между сентябрем и декабрем, поскольку они идут в школу, когда им почти шесть – в Британии в школу принимают мальчиков и девочек, которым исполнилось пять лет. За зимними идут весенние дети. Самые худшие академические результаты показывают несчастливчики, у которых день рождения приходится на май и на все летние месяцы.

Но, предупреждают английские психологи, сами летние дети ни в коем случае не должны знать, что они потенциально в невыгодном положении, – иначе они могут впасть в уныние.

According to the survey; to do well/badly at school; to lag behind smb; to feel superior to smb; self-confident; to achieve good results (progress); the unlucky children; those whose birthday falls on May; to be potentially inferior (to smb); to be frustrated (depressed).

Как сформировать талант

Трудно ли сформировать талант? Теоретически не только просто, а «очень просто». Чтобы подготовить слесаря, чему нужно учить человека? Слесарному делу. Токаря? Токарному. Учителя? Учительскому. Ну, а чтобы сформировать творческого работника? Научить творчеству: писательскому, художественному, изобретательскому и т.д. Но так как в нашем рассмотрении «талант» – это не просто творческий работник, а творческий работник высшей квалификации, то, понятно, из каждого человека талант не сделаешь, как не сделаешь из каждого человека высококвалифицированного слесаря, токаря, учителя. Следовательно, сначала надо выявить профпригодного к творческой деятельности человека, потенциально способного достичь уровня высшей квалификации. Затем, применяя эффективные системы обучения, научить в теории и практике к 22–24 годам тому, что знают люди, работающие в этом направлении.

Но наш разговор касается школьников, и поэтому мы можем говорить только о потенциальных талантах, так как в школе профессионала подготовить невозможно и к тому же к 17 годам сформировать талант полностью (кроме музыки) нельзя по той причине, что мозг «созревает» к 22–24 годам.

Выявить потенциальный талант в школьные годы можно только одним способом – приобщить всех школьников к многосторонней творческой деятельности, то есть учить всех детей и сочинять литературные произведения, и изобретать, и конструировать, и проводить исследования. Учить всех, но не заставлять всех делать все! Пусть каждый делает то, к чему у него есть природная предрасположенность. Все конкретные работы, выполненные учащимися, зарегистрировать в творческой книжке. Уже к 14–15 годам достаточно четко проявятся склонности и потенциальные возможности каждого. Вот на основе записей в книжке и можно выявить потенциальные таланты, после чего учить их в профессиональных учебных заведениях.

Талантливость может проявиться только в конкретном продукте: литературном произведении, картине, изделии и т.д., нет продукта – нет таланта! Наличие же просто общеобразовательных знаний, даже энциклопедических, прямого отношения к проявлению одаренности не имеет. Чтобы сделать даже элементарный творческий продукт, нужен практический минимум профессиональных знаний и умений. Наличие профессиональных знаний и умений и есть тот фундамент, на котором может вырасти или проявиться талант.

Современная же общеобразовательная школа профессиональных знаний и умений вообще практически не дает ни по какому направлению. Простой пример. Ученик учит литературу все одиннадцать лет. Но программа по литературе не предполагает обучения написанию литературных произведений, да еще разных жанров. Следовательно, при существующей системе образования, независимо от ее модификаций, талант и не может проявиться. В случае же, если в силу каких-то обстоятельств ребенку удается получить эту профессиональную подготовку, то и получается тот самый «одаренный» ребенок, которых мы сейчас видим так редко.

A metal worker; a turner; a creative worker; an inventor; to bring out professional orientation; a potential ability in smth; to give smb access to smth; inborn aptitudes/dispositions; to record in a book; a record; to have nothing to do with talent; to envisage smth; to become apparent; under certain circumstances.

Отцы и дети

Дразнить непослушных детей советует доктор педагогических наук Академии наук РФ Наталья Кудрявая. Ведь для детей чуть ли не самое страшное, когда их дразнят на улице. Подразните и вы их, но только дома. Например, сядьте облокотившись на стол, согнувшись на стуле, поиграйте, размахивая ножом или вилкой. Ребенок при этом с удивлением вас спросит: «Что это ты делаешь?» А вы ему отвечаете: «Это ты так ведешь себя за столом». В этом случае ребенок, как правило, «выпадает в осадок». Ведь он увидел себя в зеркале, хотя и кривом. И этого бывает достаточно.

«И конечно же, – считает ученый, – полезно, если мы сами будем служить хорошим примером».

Чрезвычайно важно, как и вообще в вопросах воспитания, проявлять максимум терпения. Никто не может за один день научиться правильно вести себя. Обязательно следует хвалить ребенка, если он сделает что-то правильно. Этим мы добьемся гораздо большего, чем постоянными замечаниями.

Отцы глазами детей

Хоть и редко, но все же не перевелись пока мужчины, с удовольствием убаюкивающие, пеленающие и моющие своих младенцев, а после этой утомительной работы еще и находящие отдых в играх с ними. Однако таких мужчин немного. Сотрудники кафедры психологии МГУ провели обширные исследования в детских садах и школах города. Они разложили мужчин по полочкам в соответствии с тем, какими они предстают в глазах собственных детей.

Папа под каблуком. Правом голоса в таких семьях обладает не супруг, а его жена. В данном случае в глазах ребенка папа – сам ребенок, поскольку мама всегда говорит ему, что нужно делать. Поэтому папа также нуждается в маме, считают малыши.

Папа-клоун. Родитель этой группы ждет-не дождется конца недели, стремясь поиграть с ребенком во все игры, которые ему нравятся. Игры эти продолжаются до полной потери сил. Однако позднее дети говорят: «Мы не младенцы! Будьте добры, воспринимайте нас как взрослых, так как у нас тоже существуют свои проблемы!» Совет психолога: роль отца заключается не в том, чтобы строить из себя клоуна и развлекать семейство. Необходимо расти вместе с собственным ребенком, вовремя реагируя на его изменяющееся мировоззрение.

Отцы вне семьи. В эту группу входят разведенные мужчины, которые могут встречаться с детьми лишь в выходные дни или еще реже. Если у отца и ребенка нет постоянных общих интенсивных впечатлений, они становятся чужими друг для друга. Совет для разведенных отцов: даже если у вас и очень напряженные отношения с бывшей супругой, систематически разговаривайте с ней о детях. Такая практика себя оправдывает, поскольку вы редко встречаетесь со своим ребенком.

Отец у телевизора. Это тип отцов, которые, вернувшись с работы, тут же садятся к телевизору или утыкаются в газету. Подобное поведение главы семейства ущемляет самоуважение детей, их достоинство, поскольку они прекрасно чувствуют, что меньше значат для отца, чем газета или телевизор. Подобный образ жизни ведет к тому, что дети могут стать такими же пассивными, как и вы.

Отец-мазохист. Такие отцы готовы пойти на все ради детей. Они провожают до дома с дискотеки в три часа ночи двадцатилетнюю дочь или сына, платят штраф за разбитое стекло и т.д. Главное, чтобы у их отпрысков не было никаких проблем. Мнение психолога по данному вопросу:

у вас было трудное детство или вы боитесь потерять любовь своих детей? Надо уметь сказать «нет», так как ребенок должен чувствовать ответственность за совершенные им поступки.

Отец-трудяга. Родитель проводит много времени вдалиот семьи, часто находится в разъездах, на работе. Редкое и несистематическое пребывание отца в кругу семьи дети воспринимают болезненно, поскольку общение с ним просто необходимо. Во время редкого пребывания его в семье дети ведут себя благовоспитанно, так же, как и в присутствии гостей, стараясь беспокоить его как можно меньше. Поэтому, даже если вы в отъезде, старайтесь поддерживать связь с детьми, например, по телефону. После возвращения из поездки подробно расскажите детям, какие вопросы вы решали вдали от дома. Однако никогда не навязывайте себя детям, лучше подождите, пока они сами проявят интерес к вашим служебным делам.

Отец-карьерист. Вы живете только работой, все остальное, включая семейные проблемы, отходит на второй план. Мечтаете, чтобы ни у кого в семье не было никаких проблем, чтобы вас не вывели из равновесия, предоставив возможность спокойно трудиться и делать карьеру. Дети получают от вас любую игрушку или одежду, о которой могут только мечтать, чувствуя тем не менее, что отец не обращает на них должного внимания, так как работа для него превыше всего. Это также ущемляет самоуважение детей. Совет психологов: пускай вы живете лишь работой. Тем не менее у каждого есть выходные. В это время старайтесь как можно интенсивнее проводить время со своими детьми. Если есть возможность, сводите их к себе на работу, покажите, в чем заключаются ваши служебные обязанности.

Суперотец. Такой отец всегда находится в распоряжении детей, когда в этом есть необходимость. Он со всей серьезностью относится к воспитанию детей, у которых есть мечты, желания и чувство ответственности. Дети верят в него и знают, что всегда могут рассчитывать на поддержку отца, который вселяет в них уверенность. Они рады тому, что отец воспринимает их как взрослых. Оставайтесь таким, какой вы есть, поскольку такие родители – явление крайне редкое.

Папа-товарищ. Вы систематически ходите с детьми на футбол, в кинотеатр, вместе мастерите. Естественно, дети рады совместным программам, счастливы и горды тем, что папа может находиться рядом. Но иногда дети хотят побыть в одиночестве или в кругу своих друзей. Совет психологов: такой отец любит детей, с удовольствием проводит с ними время, но иногда подобная практика может иметь отрицательные стороны. Дети, как и взрослые, иногда предпочитают уединиться, чтобы порисовать, почитать, поиграть с друзьями, то есть заняться тем, что им ближе.

То bully smb; naughty children; to lean against a chair; to be stunned; to see oneself in a false mirror; to be a good example for smb; to be patient; to behave properly; to lullaby a baby; to swaddle a baby; to classify fathers; a hen-pecked father; to treat smb as adults; world outlook; to become estranged of one's children; to infringe on smb's pride; a masocnist father; offspring; to feel responsible for one's actions; an industrious; to take smth close to heart; to disturb smb; to keep in touch with smb; to improve oneself on smb' a careerist; to make a career; to rely on smb's help; to be left to oneself.

Образование, нужное всем и всегда

В наше время не так-то просто устроиться на хорошую работу. Но и у компаний-заказчиков существуют свои трудности: крайне мало профессионалов, особенно в областях продаж, переговоров и ситуаций, где необходимо разрешать конфликты.

Сегодня люди, только начинающие свое профессиональное обучение, и те, кто получает второе образование или меняет профессию, сталкиваются с одной и той же проблемой.

Предлагаемое образование дает очень хорошую теоретическую базу знаний, но в то же время почти полное отсутствие практических умений. Как известно, невозможно стать боксером, изучая бокс в теории, или же научиться танцевать, прочитав описание позиций. И то, и другое требует личного непосредственного участия, приобретения конкретных навыков, отработки до автоматизма технических приемов. Любая организация, приглашающая специалиста на работу, требует от него практического владения профессией, а не просто знаний.

Бизнес-консультант. Человек, получивший эту профессию, в совершенстве владеет знаниями и практическими умениями и способен решать задачи в таких областях, как менеджмент, психология рекламы, презентации и экспозициониро-вание, переговоры, продажи, самоменеджмент, организация бизнеса, деловой этикет, public relations и создание имиджа.

Где и кем могут работать те, кто получил профессию бизнес-консультанта?

Используя эту подготовку, люди могут достичь в своей карьере стремительного роста, занять пост руководителя любого уровня.

Легко организовать свой бизнес.

Работать в качестве менеджера по персоналу, имиджмейкера-психолога, менеджера по организации и проведению продаж, тренинг-менеджера, специалиста по разрешению конфликтов, пресс-секретаря и специалиста по производству и проведению рекламных кампаний.

Что дает приобретение этой профессии на личном уровне?

Способность негласно влиять на вышестоящее начальство и незаметно управлять окружающими, изменять их убеждения, ценности и морально-этические нормы.

Возможность самосовершенствования и сознательного развития интуиции, интеллекта и эрудиции.

Разрешать внутренние и внешние разногласия и проблемы.

Быстро перенимать способности, навыки, таланты, мастерство любых удачливых людей, которые достигли успеха в самых разных сферах жизни и видах деятельности.

Специфика этой профессии такова, что не каждый человек способен успешно работать в этих областях, поэтому желающие пройти обучение сначала участвуют в конкурсном отборе по результатам собеседования с психологом.

Обучение ведетсяна основе современных высокоэффективных методов, занятия проходят как в традиционной лекционной форме, так и в форме специализированных профессиональных тренингов.

Salesmanship; to settle conflicts; participation; to master professional skills; to succeed in one's career; to influence smb indirectly; to manage smb self-improvement; to solve internal and external problems; to adopt smb's skills; to meet competitions.

Assignment:

Render the texts in English. Use the words and phrases given below each text.

THINGS TO DO

A. Individual Work

1. Use the following proverbs in situations of your own. (Give Russian equivalents if possible.)

1) Knowledge is power.

2) Live and learn.

3)It's never late to learn.

4) There is no royal road to learning.

5) Learn to walk before you run.

6) Never do things by halves.

7) Experience is the teacher of fools.

8) Well begun is halfdone.

9) Where there's a will there's a way.

10) Zeal without knowledge is a runaway rose.

11) Jack of all trades is master of none.

12) To know everything is to know nothing.

13) A tree is known by its fruit.

14) Too many cooks spoil the broth.

15) Every oak must be an acorn.

16) Children should be seen and not heard.

17) Spare the rod and spoil the child.

18) Don't teach your grandmother to suck eggs.

2. Comment on the following quotations. (Say whether you agree or not and why.)

I)" It is only the ignorant who despise education." (Syrus)

2)"0nly the educated are free." (Epictetus)

3) "The secret of education lies in respecting the pupil." (Emerson)

4) "Self-conquest is the greatest of victories." (Plato)

5) "Everybody is ignorant, only on different subjects." (W. Rogers)

6) "As for me, all I know is that I know nothing." (Socrates)

7) "Knowledge is like money, the more he gets, the mote he craves." (J. Billings)

8) "A little learning is dangerous thing." (A. Pope)

9) "When children are doing nothing, they are doing mischiefs." (H. Fielding)

10) "Let the child's first lesson be obedience, and the second will be what thou wilt (you will)." (B. Franklin)

11) "People seldom improve when they have no other model but themselves."

(0. Goldsmith)

12) "Men learn while they teach."

"Difficulties strengthen the mind, as labour does the body." (Seneca)

3. Speak on the "typical" kind of school in your country.

4. If you could be any age, what age would you be? Why?

5. Compare two of your teachers.

6. Compare education in your country with education in Great Britain/the USA.

7. Talk about your last year in school.

8. Do you (dis)agree that private schools are better than public schools?

9. Explain how to study for a test.

10. Here are some decisions that British students have to make:

at 16 – stay on at school? look for a job? apply for a place on a Youth Training Scheme? go to the Sixth Form College?

at 18 – go to university? get a job? start a training course? do voluntary work? travel and work abroad? move away from home?

Make a list of decisions that students have to make in your education system.

11. Number these reasons in their order of importance from I (most important reason) to 12 (least important reason).

to acquire general knowledge

to prepare for a job to meet other young people

to train one's memory

to learn something about subjects one will not deal with again

later

to find out what one is really interested in

to give one's parents some peace and quiet

to test one's intelligence

to learn how to study and work with books

to have a good time

to be kept dependent

to learn discipline and order

B. Pair Work

1. You want to quit school and start work, but your parents feel it is important to finish high school. Talk to them.

2. Your child has very good grades and wants to go to college. You feel that you cannot afford to send him/her. Tell your child this.

3. You want to stay in the US/Great Britain and study but your family wants you to return. Call them and ask them to permit you to stay.

4. Describe some of the teachers at this school to a student who is just beginning the programme.

5. Ask your partner what qualities he/she (dis)likes in a teacher.

6. Discuss with your partner how important you think a college education is nowadays.

7. You are at interview. You want to get into a very prestigious school. Explain to the Dean of Admissions why you think you should be accepted.

8. Ask your friend which he thinks is more practical – dropping out of school and getting a job or continuing at school and having very little money.

9. Ask the school receptionist for some information and a school entrance application.

10. Tell your teacher that you want to apply to a university in Great Britain/the USA and ask if he/she would write you a recommendation.

11. Even though your grades are not very good, you think you want to go to university. Talk to your school counsellor about the possibilities open to you.

12. You just took a very difficult exam. You feel the exam was unfair because there were several things on it that your class had not studied. Complain to the teacher.

13. Exchange opinions with your partners on the problems:

there should be no tests in school; children get a better education outside the classroom; parents should be stricter with their children.

14. Your student is constantly late and has been absentforseveral tests. Ask him/her to come into your office. Tell him/her to "shape up."

15. Imagine, your partner is a student at a London school. Interview him/her about a typical school day.

C. Group Work

1. Work in groups of 3–4. Imagine that you have to choose a place to study at 16. Make a list of possible educational establishments you'd like to enter. Now discuss your list with the other members of your group.

2. Read the text and do the assignments given below.

a) Imagine that you are one of the people chosen for the survey. What did you actually say?

Make your criticisms like this:

I wish I had had a better Maths teacher or I wish I hadn't wasted so much time at school.

Work through all the criticism and regrets in the same way.

b) Now link possible causes to these consequences. Complete the sentences in any way you like:

I would have got into university if ...

I might have passed my exams if ...

I could have gone to medical school if ...

I would have got a much better paid job if ...

c) Work in pairs. Ask your partner if he/she has any criticism or regrets about his past life, anything that he would or might have done differently in different circumstances.

Наши рекомендации