Концепция возрастного развития л.с. выготского

Соотношение обучения и развития связано со спецификой социальной ситуации развития (ССР) в каждом возрасте, которая заключается в особом характере связи ребёнка того или иного возраста со средой, прежде всего социальной, с культурой. (См. таблицу 2).

По сути ССР – характеристика интерпсихическая, она складывается в начале каждого возраста и определяет психологические новообразования, структуру индивидуального сознания, возникаюшую к концу стадии (интрапсихическое). С изменением индивидуального сознания происходит ломка (через кризис) социальной ситуации развития, и виток развития повторяется уже на новом уровне. Эта общая картина обретает в каждом

Таблица 2

Социальная ситуация развития и психологические новообразования

Возраст Младен-чество 0-1   Раннее детство 1-3   Дошколь-ный возраст 3-7   Младший школьн. возраст 7-13   Подросток 13-18
концепция возрастного развития л.с. выготского - student2.ru концепция возрастного развития л.с. выготского - student2.ru концепция возрастного развития л.с. выготского - student2.ru концепция возрастного развития л.с. выготского - student2.ru концепция возрастного развития л.с. выготского - student2.ru концепция возрастного развития л.с. выготского - student2.ru концепция возрастного развития л.с. выготского - student2.ru концепция возрастного развития л.с. выготского - student2.ru ССР Симбиоз со взрослым   Ребёнок действует через взрослого   Ребёнок становится способен действовать самостоят-но   Школьное обучение, овладение научными понятиями   Переход к взрослости
П С И Х О концепция возрастного развития л.с. выготского - student2.ru Н Л О О В Г О И О Ч Б Е Р С А К З И О концепция возрастного развития л.с. выготского - student2.ru Е В А концепция возрастного развития л.с. выготского - student2.ru концепция возрастного развития л.с. выготского - student2.ru Н И Я Недиффе-ренциро- ванная индивидуальная психическая жизнь К Р И З И С Г О Д А ВОСПРИ-ЯТИЕ! К Р И З И С Л Е Т Восприятие   К Р И З И С Л Е Т   Восприятие     К Р И З И С Л Е Т Восприятие
Память?   ПАМЯТЬ! Память вспоминать=мыслить Память  
Воображение? ВООБРА-ЖЕНИЕ! Воображение Воображе-ние
Мышле ние? наглядно-действен. Мыслить= действовать Мышление? наглядно- образное Мыслить= вспоминать МЫШЛЕНИЕ! Мышление
    Личность?   Личность ?   Личность?   ЛИЧ НОСТЬ!

возрасте свои уникальные очертания. Социальная ситуация развития определяет в каждом возрасте центральные и побочные линии развития, которые меняются от возраста к возрасту. Так главными психологическими новообразованиями являются: в раннем детстве - восприятие; в дошкольном возрасте – память ивоображение; в младшем школьном возрасте – мышление; в подростковом – самосознание, личность. Л.С.Выготский характеризует возраст по психологическим функциям,

которые к его началу являются карликовыми, неразвитыми, но в данном возрастном периоде совершают главный скачок в своём развитии. Помощь в развитии именно этим функциям - главное содержание развивающего обучения в соответствующем возрасте. Если сравнивать подходы Л.С.Выготского с подходами Жана Пиаже, который характеризует возраст по психическим функциям, завершившим своё развитие, то в периодизации последнего формальный интеллект (мышление) формируется только к 14-15 годам, ориентирует обучение на эксплуатацию того, что уже сложилось, созрело «само собой» (а на самом деле в результате обучения, развивающий эффект которого не явлен, так как оно сводится к воспроизведению привычного уровня способностей в данном возрасте). Последователь Л.С.Выготского Д.Б.Эльконин напротив считал, что обычный уровень способностей в том или ином периоде детства – это лишь проект нереализованных возможностей, а возможный уровень способностей демонстрируют так называемые «одарённые» дети.

Интересно совпадение в понимании психического развития Л.С.Выготским и классиком западной психологии развития Э.Эриксоном. Последний считает, что от рождения ребёнок обладает всем спектром потенциальных способностей, и каждая из них в отдельности имеет свой собственный период становления. До этого периода способность выступает в «экзотической», нехарактерной форме. В сензитивном, наиболее благоприятном для способности периоде, она складывается, приобретает свойственные именно её специфические очертания, а в дальнейшем уступает место развитию другой способности и «доразвивается» за счет этой новой способности. Подобно этому и у Л.С.Выготского мышление, например, в раннем детском возрасте слито с процессами восприятия, неразличимо от него, в дошкольном возрасте оно попадает в орбиту мощно идущей в рост памяти настолько, что для дошкольника мыслить, значит, вспоминать, и только в младшем школьном возрасте «через ворота научных понятий» приходит мышление уже не в экзотической, а в именно ему, мышлению, свойственной форме. Находящиеся на побочной линии развития память, восприятие доразвиваются, становятся осмысленными. В подростковом возрасте в центр развития становятся самосознание, личность, частичные обнаружения которой имели место в предыдущие периоды. У подростка впервые все психические процессы приобретают личностно-опосредованный характер. Л.С.Выготский считает, что ребёнок мог бы точнее выражать особенности своих психических процессов, говоря «мне думается», «мне вспоминается», и только подросток впервые вправе сказать «я думаю», «я вспоминаю».



Наши рекомендации