Принципы воспитания и обучения в истории педагогики
Принципы воспитания – это основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они отражают уровень развития общества, его нужды и требования к формированию конкретного типа личности. Таким образом, принципы воспитания представляют собой историческую категорию: на разных этапах развития общества становились актуальными или, напротив, теряли свою актуальность различные точки зрения на процесс воспитания. Среди важнейших принципов воспитания необходимо отметить следующие.
1. Принцип природосообразности воспитания. Идея природосообразности зародилась в античной философии (Демокрит, Платон, Аристотель), однако глубокую разработку она получила в трудах Я.А. Коменского (см. 6.1). Принцип природосообразности занимал значительное место в педагогических концепциях Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега. При всех различиях в трактовке самого понятия природы их объединяет подход к человеку как к ее части и утверждение необходимости воспитания человека в соответствии с объективными закономерностями его развития в окружающем мире. Принцип природосообразности в европейской педагогике XIX–XX вв. послужил основой многих педагогических концепций: теории свободного воспитания, педологии, теорий возрастного и индивидуального подхода.
2. Принцип культуросообразности воспитания. Идея культуросообразности впервые появилась в трудах Д. Лок-ка, который объяснял происхождение знания из человеческого опыта, различия в опыте определяются воспитанием и условиями жизни. К.А. Гельвеций утверждал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. И.Г. Песталоцци сформулировал принципы народной школы, готовящей детей к жизни в конкретной социокультурной среде (см. 8.2). Собственно принцип культуросообразности в педагогике сформулировал Ф.А. Дистервег. Он утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых человек родился и живет. К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой в русле этих идей писали о народности в воспитании. П.Ф. Каптерев рассматривал соотношение воспитания, социальных условий и культуры. С.И. Гессен настаивал на единстве школы с обществом и нацией в целом, предполагая существование специальной «областной педагогики». Этот принцип разрабатывали С.Т. Шацкий и В.А. Сухомлинский.
3. Принцип центрации воспитания на развитии личности. Эта идея зародилась в античных учениях, в них формулировалась мысль о том, что задачей воспитания является развитие личности. Интерпретация воспитания как всестороннего и гармоничного процесса наиболее свойственна учению Ж.-Ж. Руссо (6.2). В русле философии прагматизма (Д. Дьюи) этот принцип понимался как обеспечение роста человека, удовлетворение его интересов и потребностей. В гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу) развитие человека трактуется как процесс свободного раскрытия им своих способностей, а воспитание – как создание возможностей для самореализации и самоконтроля. Данный принцип исходит из приоритета личности по отношению к обществу.
Принципы природосообразности, культуросообразности и центрации воспитания на развитии личности не потеряли своей актуальности и в настоящее время.
Принципы обучения направляют деятельность педагогов, выполняя нормативную функцию дидактики. Принципы обучения выросли из потребностей педагогической практики как результат ее обобщения (например, принципы наглядности, прочности и последовательности обучения). Возникнув из опыта, они обеспечили возможность воспроизводить существующую педагогическую практику.
История дидактики характеризуется настойчивым стремлением выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов обучения. Решение поставленной задачи начинается с выявления логической основы построения системы принципов. Такой основой Я.А. Коменский считал принцип природосообразности обучения, все остальные принципы должны идти в последовательности, согласованной с этой идеей. Ф.А. Дистервег стремился раскрыть принципы обучения конкретнее и рассматривал их в виде обязательных требований, предъявляемых, во-первых, к содержанию обучения, во-вторых, к обучающимся и, в-третьих, к обучающим. К.Д. Ушинский сформулировал необходимые условия хорошего обучения: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, правильность и т. д.
Некоторые принципы обучения, такие как принципы наглядности, систематичности и последовательности, воспитывающего и развивающего обучения и другие, оставаясь актуальными и в современной школе, нашли серьезную разработку в трудах многих педагогов. В частности, термин «воспитывающее обучение» впервые был введен И.Ф. Гербартом, однако идеи воспитывающего обучения встречались и в более ранних педагогических концепциях. Воспитывающим называют обучение, при котором достигается органичная связь между приобретением учащимися знаний, умений и навыков и формированием у них эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другу, учебному материалу. Соотношение обучения и воспитания – фундаментальная педагогическая проблема. Так, Я.А. Коменский, признавая огромную воспитательную роль обучения, не разделял процессы обучения и воспитания. Ж.-Ж. Руссо преобладающую роль в педагогическом процессе отводил воспитанию. И.Г. Песталоцци связывал умственное образование с нравственным воспитанием, обосновывая это тем, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей. И.Ф. Гербарт считал обучение основным средством воспитания. К.Д. Ушинский видел в обучении важнейшее средство нравственного воспитания.
Развивающее обучение – это направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, нравственных и познавательных способностей учащихся путем развития их потенциальных возможностей. Как стройная теория развивающее обучение сложилось в трудах Л.С. Выготского. Вместе с тем с разных теоретических позиций проблемы развивающего обучения рассматривались в педагогических концепциях И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, Ф.А. Дистервега, И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др. В частности, Дистервега считают ученым, впервые обосновавшим в педагогике идею развивающего обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII вв. / Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Ми-тюров. М., 1985.
2. Антология педагогической мысли России в XVIII в. / Сост. А.И. Соловников. М., 1985.
3. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. / Сост. П.А. Лебедев. М., 1990.
4. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Сост. П.А. Лебедев. М., 1987.
5. Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2 т. / Авт. – сост. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. М., 1994.
6. Аристотель. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1984.
7. Белозерцев Е.П. К.Д. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. М., 1994.
8. Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. М., 2000.
9. Беляев В.И. Становление и развитие инновационной концепции С.Т. Шацкого. М., 1999.
10. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию М., 1995.
11. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2000.
12. Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России. М., 1998.
13. Егоров С.В. Учебно-методические материалы по истории педагогики. М., 2000.
14. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.
15. Жураковский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. М., 1978.
16. Зеньковский В.В. Педагогика. М., 1996.
17. Андреева И.Н., Буторина Т.С., Васильева З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2001.
18. История педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. М., 2001.
19. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. М., 2001.
20. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1982.
21. Корнетов Г.Б. Воспитание в первобытном обществе: возникновение, сущность, эволюция. М., 1993.
22. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1995.
23. Локк Д. Сочинения: В 3 т. М., 1988.
24. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М., 1991.
25. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М., 1980.
26. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1978.
27. Моздалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших и до наших времен: В 2 кн. СПб., 2000.
28. Очерки педагогической науки в СССР (1917–1980) / Под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Колмаковой. М., 1986.
29. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов сСсР с древнейших времен и до конца XVII в. / Под ред. Э.Д. Днепрова. М., 1989.
30. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР: конец XIX – начало XX в. / Под ред. Э.Д. Днепрова. М., 1991.
31. Педагогика народов мира: история и современность / Под ред. К.И. Соловьевой. М., 2001.
32. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. М., 2000.
33. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981.
34. Пряникова В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник / В.Г. Пряникова, З.И. Равкин. М., 1995.
35. Степашко Л.А. Философия и история образования. М., 1999.
36. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1979.
37. Френе С. Избранные педагогические сочинения. М., 1990.
38. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1980.
39. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. М., 1981.
40. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Сост. С.Ф. Егоров. М., 1983.