В это время в сознании русского человека утверждается мысль о единстве и равенстве всех людей, о достоинстве каждого человека, о необходимости гуманного отношения к нему.
Часть 2.
Развитие педагогической мысли и образования России.
В качестве источников развития педагогической тоерии и образовательной практики в России выступают сама оригинальная российская культура и ее диалогическое взаимодействие с западной педагогикой. Отношения межу зарубежной и отечественной педагогикой представляют собой не одностороннее заимствование и обогащение, а плодотворный диалог и взаимообогащение, так как многие отечественные педагогические концепции уникальны и не имеют аналогов в мире.
Для самой истории и педагогики и образования России характерны черты постоянной «конкуренции» между авторитарностью и демократией, проявляющейся в следующем:
-в господстве авторитарных идей официальной(государственной) педагогики и постоянной борьбе против них педагогики неофициальной, оппозиционной;
-в противоречии между официальной теорией образования и практикой обучения и воспитания( так в определенные периоды развития теория значительно опережала практику в реализации идей гуманитаризации и гуманизма, иногда же практика образования была более гуманной и толерантной , чем существующая в данный период педагогическая теория);
-в стремлении к воспитанию внутренней свободы в противовес многочисленным внешним ограничениям.
В истории отечественного образования выделяют ряд периодов, на каждом из которых выше обозначенные противоречия имели свою степень и разные формы выражения:
До 17 века- церковный: обучение находится в руках церкви, воспитание осуществляется на основе православно-христианских норм, содержание образования имеет религиозный характер;
18век –первая половина 19 века –самодержавно-государственный: руководство образованием практически полностью сосредоточено в руках государства;
Вторая половина 19 века -1917г. – государственно-общественный: широкое распространение образования, привлечение к нему общественности, распространение «альтернативной педагогики»
1917-1991г.г. - государственно-социалистический: монополия государства в сфере образования, воспитание на основе коммунистической идеологии;
1991 г-настоящее время – постсоциалистический: реформирование образования на социалистических началах.
Образование на Руси с древних времен до 18 века.
988 год – принятие христианства породило необходимость освоения на Руси письменной речи, для чего было важно создать славянскую азбуку и перевести книги. Это так же привело к постепенному установлению монополии православной церкви в образовании.
Византийский философ Константин (Кирилл) и его старший брат Мефодий создали азбуки для жителей славянского княжества Моравии . Они выделили из устной речи все звуки, часть букв приспособили из греческого алфавита (но более замыслово и округло), для других изобрели новые буквы. Первая азбука получила название глаголица (говорящая), более поздняя – кириллица (в память Кирилла).
Церковное образование как единственный тип образования на данном этапе носит унифицированный характер –оно одинаково для всех: для богатых и для бедных, для мальчиков и для девочек. Едины и цели образования: воспитание верующего, добродетельного человека, стремящегося к достижению идеала нравственности – «образа и подобия божьего».
Обучение вели сначала греки, потом выучившиеся русские священники, с 11 века на дому обучают «мастера грамоты» (крестьяне, дьяконы) и «мастера пения». При приходах, церквях возникали школы для обучения чтению священных книг.
Дети учились читать буквослагательным методом (буквы, слоги в 2-3 буквы) по изготовленному учителем рукописному тексту, множество образцов – в разных почерках, скорее рисование букв, а не письмо. По букварям, включающим молитвы, заповеди, наставления, толкования слов, цифры до 10000), практиковалось чтение вслух нараспев. Далее решались задачи по закреплению чтения по часослову (молитвы и обряды на каждый день и час), Псалтырю (сборник песнопений – псалмов). В 17в. азбуковники – правила для учащихся, образцы написания бумаг, сведения из грамматики, естествознания и т.п. Попы часто говорили наизусть, т.к. плохо читали.
Интерес к этическим проблемам, вопросам духовного становления личности, нравственному и религиозному воспитанию преобладал над итересомк глубинным вопросам воспитания, его методологическим основаниям и технологиям. Для всех, кто получал образование, содержание было инвариантным- воспитание милосердия, любви к людям, сострадательного отношения к ним. Ценности образования господствовали- к образованным людям относились с почтением и уважением.
Педагогическая теория времен Киевской Руси ( 9-13 век) была основана на ветхозаветских, патриархальных представлениях: признании безусловного авторитета наставника( священника, учителя или отца), безоговорочное подчинение ему, возможности применения телесных наказаний при необходимости. Но практика воспитания нередко расходилась с этими представлениями- были разнообразны методы и приемы воспитания, осуществлялась опора на детскую активность и самодеятельность, учитывались особенности и склонности детей.
Уже было отмечено, что на целевые и содержательные основы образования существенное влияние оказывала господствующая религия. Христианская церковь в 1054 году раскололась на восточную (православную – Бог есть, потому что он есть) и западную (католическую – больше рациональности, любви, ценности личности). В 17 в. из западной выделилась протестансткая. Она ориентирована преимущественно на философию Нового времени с ее выделением личностного начала (основатель Лютер «во что веришь, то и имеешь» – Бог есть, п.ч. людям без него плохо).
Православие – Ветхий Завет, писание Иоанна Златоуста «О воспитании детей»). Цель воспитания – спасение души. Идеал - воспитание чистоты сердца путем постов, усердного чтения религиозных текстов, устранения пристрастия к земным благам, самоконтроля желаний, мыслей, поступков. Ребенок как существо, от рождения причастное к «первородному греху», который следует побеждать путем воспитание «в страхе божьем».
Такой Ветхозаветный идеал воспитания ярко описан в «Домострое» –это сводный рукописный памятник правил общественной и семейной жизни, созданный коллективным трудом многочисленных переписчиков и литературно обработанный Сильвестром Медведевым (1641-1691), относится к 16 веку. Состоит из трех частей и делится на 27 глав. Воспитания касаются главы 14-17. (гл. 15 како детей своих воспитати во всяком наказании и страхе божии, гл 17. како дети учити и страхом спасати). За воспитание детей отвечает перед богом и людьми глава семьи – отец. Задача воспитания – формирование мировоззрения (како веровати, како царя чтити), обучение религ обрядам, правилам честной и праведной жизни, «учение страху божию». Воспитать беспрекословное подчинение старшим (И не ослабляй бия младенца, жезлом бей его, не умрет, но зравее будет; бия по телу, душу избавляешь от смерти. Любя сына своего, учащай ему раны. Казни сына своего измлада, и порадуешься о нем в мужестве». (М., Сов Россия, 1990)
Ранее - с 11 века на Руси распространялись «Поучения» (литературно-педагогические памятники) – своебразные рук-ва по семейному воспитанию. «Поучение князя Владимира Мономаха детям» У него было много жен – для своих сыновей. «Дети мои или кто иной, прочитав эту грамотку, не посмейтесь, но примите ее в сердце свое. Прежде всего, ради Бога и души своей страх Божий имейте в сердце своем и милостыню подавайте нескудную. Это – начало всякому добру. Более всего чтите гостя, откуда бы он не пришел – гости мимоходом по всем странам разнесут молву о человеке. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой (далее как вести себя с людьми разных категорий, в т.ч. со старшими, слугами, бедными). Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь. Мой отец, дома сидя, знал 5 языков. За это большая честь от других земель (уважение к обр-сти). Прочитав эту грамотку, постарайтесь творить всякие добрые дела (неоднократное повторние главой мысли)».
Для Киевской Руси характерен диалог с Византией, откуда на Русь и пришло христианство - многие византийские служители церкви вели образовательную работу среди русского населения, ими были привезены в Россию печатные книги, которые одновременно являлись и учебниками и источниками развития педагогической мысли. Все это способствовало быстрому расцвету школьного дела в Киеве, Новгороде и других центрах древнерусских княжеств.
Если первоначально обучение предназначалось для подготовки священников, то затем оно расширило свои функции и стали обучаться дети крестьян, торговцев, ремесленников. Само обучение представляло собой не процесс осуществляемый в каком-либо определенном учебном заведении – а набор образовательных практик. Обучали священнослужители, светские лица( мастера грамоты) Наряду с таким демократичным обучением существовали и учебные заведения при церквях( монастырские школы), княжеских дворах( «повышенные школы»). В них готовили будущих священнослужителей, кадры для управления государством.
В годы татаро-монгольского ига снизился уровень образования и грамотности, ,так как многие монастыри и города были разрушены, те кто выполнял функции учителей угнаны в плен, были утеряны библиотеки, в которых хранились книги. Лишь в Новгородском и Псковском княжествах образование продолжало развиваться. Практически не было школ.
Лишь с 15 века предпринимаются попытки изменить сложившееся положение. Объединение русских земель вокруг Москвы, ликвидация монголо-татарского ига сопровождались возрождением культуры и экономики. В этот период развития педагогической мысли в России( 14-17 века) определились две тенденции: стремление создать свое национальное образование и обращение к наследию мировой и европейской культуры образования. В рамках реализации первой воссоздавались традиции образования Киевской Руси (открытие школ при монастырях, церквях, воспитание в духе христианского благочестия), а в рамках второй тенденции – открытие учреждений повышенного образования , в которых изучались светские науки с учетом европейской образованности, для преподавания часто приглашались иноземцы. Так, попытка создать школу высшего порядка была предпринятав начале 17 века. Была открыта Киевско-могилянская академия (Петр Могила реформировал в 1633(1) году братскую школу в Киеве по западноевроп образцу – обучение на латыни, 8 классов (в низших – обучение грамоте на лат, слав, греч и польский языках, в высших – фил-я Арист и богословие)). Выпускник Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий (с 8 до 22 лет).
В 1687 в Москве по ее образцу открывается эллино-греческая академия (Славяно-греко-латинская), принимали учащиеся от 12 до 20 лет. Они могли учиться по несколько лет в одном классе – до 15-20 лет в целом (математика преподавалась крайне слабо, естествознания не было вообще). Ее окончили известные ученые и государственные деятели России - Магницкий, Ломоносов.
Распространению образования и повышению его уровня способствовало развитие книгопечатания. 1563 (53) открыта первая типография в Москве. Иван Федоров (1574) – составил и напечатал азбуку. Она состояла из 2 частей: первая часть –упражнения для овладения чтением по буквослагательному методу и счетом, при этом при изучении нового повторяется старое. Вторая часть – тексты для чтения в порядке усложнения (изречения древних, притчи, молитвы) - с целью облегчения усвоения русского языка вместо часослова и псалтыря. В этом пособии было обращение к детям – учитесь, слушайтесь, почитайте родителей, обращение к родителям – воспитывайте в наказании и учении господнем. В послесловии обращение к «христианскому русскому народу греческого (православного) закона» что сложил книгу «ради скорого младенческого научения», перечисляет источники, из которых брал тексты.
1618изадется грамматика Мелетия Смотрицкого, арифметика Магницкого –эти пособия были основными в образовании в течении ближайших 200 лет.
1634 издан букварь Василия Бурцева На первой странице этого учебника изображен учащийся на коленях, и учитель с розгой
1701 появился букварь Федора Поликарпова, предназначенный для переводчиков. Здесь впервые вводились греческие и латинские шрифты, в сопоставительном плане на славянском, греческом и латинском языках давался словарь имен сущностных, которые группировались по темам гражданского быта, различным наукам. На изучение отводилось 3-4 года.
В последующем традиция обращения к созданию учебников по чтению сохранилась. Так, во второй половине 18 века последователь Ломоносова Антон Барсов – разрабатывал научные основы грамматики русского языка. Он в своей «Азбуке» упростил орфографию, называть буквы а, бэ, вэ, пытался заменить буквослагат метод слоговым; впервые издал сборник русских пословиц и поговорок (4291 штук).
14-17й век - Юго-западная Русь столкнулась с грамотным католицизмом – проблема повышения образования. Православные братства создают школы, включающие языки (греческий, славянский, реже латинский, польский), грамматику, риторику, философию, арифметику. В эти школы принимались все дети. Они делились на 3 группы: учатся читать, умеют читать, умеют рассуждать, кто умнее – сидел выше. Широко практиковались домашние задания.
Известнее труд Епифания Славинецкого «Гражданство обычаев детских» - вторая половина 17 века – (возможно, творческий перевод Эразма Роттердамского). Он предлагает свод 164 правил приличного поведения в обществе (среди взрослых и сверстников, в школе, дома, церкви) в форме вопросов и ответов для детей. «Гражданство есть обычаев добросклонность и человекопочитательство». Например, правило № 11 можно ли нос одеждою утирать – нет, только платенцем и отвернувшись в сторону, № 23 -как прилично зевать? № 133 в беседовании с людьми куда взгляд направить – на говорящего с тобою, а в землю – знамение злой совести, № 137 какой должен быть голос – приятный и тихий, некрикливый, но чтобы доходил до уха слушающего и др.
Развитие образования и педагогической мысли России в 18-начале 19 века.
18 век традиционно именуются веком просвещения. Развитие образования в этот период в российском государстве обусловлено стремлением к укреплению его мощи и статуса- сильное государство могло быть построено только образованными людьми, мыслящего прогрессивно, настоящими гражданами своего Отечества. Это период активного влияния на практику российского образования прогрессивных западноевропейских образцов устройства школьного дела и педагогических воззрений. Особенно ярко такое влияние обнаруживается в эпоху правления Петра 1. Именно в 18 веке предпринимаются первые шаги по созданию в России государственной системы образования. Их черты:
-узкопрфессиональный характер образовательных учреждений. В эпоху реформ государство не нуждается в широком общем образовании - ему необходимы специалисты в отдельных сферах деятельности. Так, в 1701 г. открывается в Москве школа математических и навигацких наук. Она готовила инженеров, моряков, артеллеристов, картографов. В школе преподаются основы естественных наук: арифметика, геометрия, тригонометрия, астрономия, егография. В 1707 г. открывается хирургическая школа на 50 учащихся, с 1721 года при сибирских заводах создаются горные училища.
-сословный характер образования. Типы образования соотносились с нуждами каждого сословия, лишь крепостные крестьяне были лишены доступа к образованию. Для духовенства открывались духовные семинарии и академии, для дворян – шляхетские корпуса.
-принудительный характер обучения. Образовательные реформы Петра вызвали у дворянства сильное сопротивление В 1714 году вводится обязательная учебная повинность для дворянских детей- за побег из школы их отдавали в солдаты. Следует отметить, что постепенно общественное мнение по отношению к образованию меняется в сторону признания его ценности.
-наличие наряду с государственными частных и церковных школ, а так же домашнего образования. Так в 18 веке широкое распространение получил институт гувернерства. В качестве учителей чаще всего приглашаются иностранцы. В то же время качество домашнего образования тщательно отслеживается специальными комиссиями.
Периодом расцвета школьного дела в России считают царствование Екатерины второй. В это время русские политики, ученые, педагоги приняли участие в обсуждении вопросов образования в рамках европейского движения просвещения. Участники дискуссии полагали, что процветание государства, благополучие народа зависят от нравственности, которая дается образованием. В это время получает распространение идя воспитания « новой породы людей»-образованных , трудолюбивых, законопослушных, патриотичных. Она была воплощена благодаря открытию ряда образовательных учреждений, например Смольного института благородных девиц. Общие для подобных учреждений становятся традиции избегания телесных наказаний учащихся, реализации индивидуального подхода, ориентации на развитие личности в процессе образования. Широкое распространение получает идея образования независимо от сословной принадлежности( кроме крепостных крестьян), причем образования общего, всестороннего , а не узкопрофессионального. С целью реализации этой идеи была проведена реформа образования. Был принят «Устав народным училищам Российской империи». Согласно ему открывались бесплатные школы двух типов для совместного обучения мальчиков и девочек, в них преподавание осуществляли светские учителя: малые народные училища ( 2 года обучения) и главные народные училища ( 5 лет обучения). В этих учебных заведениях осуществлялось обучение в классно-урочной форме.
К наиболее известным деятелям просвещения и педагогической науки этого периода относятся Магницкий Л.Ф., Посошков И.Т.А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, М.В. Ломоносов и др.
Леонтий Филлипович Магницкий (1669-1739), преподаватель навигационной школы - «Арифметика сиречь наука числительная» 360 с (1703 на основе переводов и собственного опыта препод-я). Написан в традиционной для того времени форме вопросов и ответов. «Что есть арифметика? – Арифметика, или числительница, есть художество честное, независтное и всем удобопонятное, многополезнейшее. Что есть аддицио? – аддицио, или сложение, есть двух или многих чисел во едино собрание, или во един перечень совокупление. Что есть субстракцио? – субстракцио, или вычитание есть, им же малое число из большего вычитаем и излишнее объявляем». Показывал применительно к астрономии, навигации, раскрывал математические понятия на жизненных примерах, включал занимательные практические задачи и упражнения.
В 1717 выходит в свет «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением царского величества». Этот учебник состоит из 2 частей: первая часть – азбука (буквы новой реформированной азбуки), таблицы слогов, цифры, религиозные наставления. Вторая часть – собственно правила поведения юноши-дворянина (как дальнейшее развитие «Гражданства…»). «1. В первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать, шляпу снимать, возле них не садится, в доме своим именем ничего не повеливать, 2. – Без приказу родителей никого не бранить, а если то надобно – учинить вежливо и учтиво. 3. Родителей речи не перебивать, на стол и т.п. не опираться, как деревенский мужик, а стоять прямо. 14 за столом – обрежь ногти, умой руки, сиди прямо и не хватай первый в блюдо, не жри как свинья и не дуй в суп, чтобы везде брызгало, не сопи, когда ешь, губы утирай не рукой, а полотенцем, пальцев не облизывай, не грызи костей, а обрежь ножом. Не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Около своей тарелки не делай забора из костей, корок и прочего.
Известный русский экономист и публицист И.Т. Посошков настойчиво обращается к мысли о равном доступе образования для низших сословий. Он предлагает открывать бесплатные крестьянские школы.
Новиков Николай Иванович 1744-1818. Учился в гимназии при Моск университете, затем стал военным, позже занимался издат и публицист деятельностью. 1/3 всех книг России издана в его типографии. Он организовал библиотеки, книжную торговлю, с 1785 – создатель и редактор первого русского журнала для детей «Детское чтение для сердца и разума». Публикует много научных и педагогических книг, детской литературы.
Принимал участие в создании независимых от государства народных училищ
В статье «О сократическом способе обучения» поднимает и обсуждает проблемы создания педагогики как науки. Впервые в России употребил слово «педагогика» как «особая и важная наука о воспитании тела, разума и сердца». Считал целью науки изучение воспитания.
Наиболее полно педагогические идеи Новикова расрыты в трудах «О воспитании и наставлении детей (для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия)». 1783г.
Труд состоит из:
1.Введение (пишет о процветании государства, благополучия народа только при общей доброте нравов, а она возникает только от воспитания: если нравы повреждены, то стремительная река развращения обессиливает законы, обезображивает религию, прекращает успех науки, делает ходожества рабами глуости и роскоши; все прочее (законы и т.д.) сделается удобным, когда воспитание достигнет возможной степени своего совершенства; через воспитание развивается народная гордость, общественные и гражданские добродетели, если мужчины и женщины образованы в соотвии с полом, а каждый класс государства становится тем, чем быть ему надлежит)
В главе «О всеобщей и последней цели воспитания и о частях его» пишет о главном приоритете воспитания - «образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами» – только это одно определение заключает в себе воспитание во всей обширности.
«Определением истинного главного приоритета воспитаня означили мы родителям цель, по которой они могут узнать прямой путь в воспитании, сей цели не должны они никогда упускать из вида. При семейный опыт и человеческая натура напоминают нам, что здоровье и крепкое сложение тела способствуют нашему удовольствию что в молодости лежат основания как здоровья, так и болезней. Итак, оказывается теперь первая главная часть воспитания, т.е. попечение о теле, или должность родителелей стараться о том, чтобы дети их имели здоровье и крепкое сложение тела. Сию часть воспитания называют ученые физическим воспитанием, а первая есть она потому, что образование тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет еще места. Человек не может быть счастливым, если сердце его волнуется беспорядочными пожеланиями…из чего следует вторая главная часть воспитания, имеющая предметом образование сердца и называемоая учеными нравственным воспитанием. По свойству всякого гражданского класса, к которому человек принадлежит, для пользы государства и его собственного удовольствия нужно, чтобы он имел б-м меру познания, степень просвещения – третья часть воспитания, имеющая предметом просвещение или образованиее разума. Каждая из сих 3 частей имеет свои особенные правила, положения и дей-я, без которых не может она хорошо быть исполнена».
Н.И. Новиков вел настоящую борьбу против сословной школы
Радищев Александр Николаевич 1749-1802 (в 1790 за Путешествие приговорен к казне, заменили ссылкой, надзором, затем - самоубийство). Цель образования по мнению Радищева состоит в формировании человека-гражданина, способного бороться за счастье народа и с ненавистью относиться к своим притеснителям. У него отличная от официальной (служба церкви и царизму). трактовка патриота Отечества. В «Беседе о том, что есть сын отечества (патриот)» отмечает: под игом рабства находящиеся недостойны украшаться сим именем. Воспитание человека высокой нравст-венности, любящего более всего свою родину, отдающего всего себя за благо народа.
Считал, что формирование личности определяетя социальными условиями (то есть стоит на передовых материалист. позициях). Только в разумном обществе можно правильно воспитывать человека (а не через восп-е преобразовать общество).Главным в воспитании считает родительский пример: ребенок вптывает благотворную атмосферу семьи. Радищев выступает за новые отношения в семье.
Обосновал преимущества семейного воспитания, т.к. в семье, не контролируемой государством, можно скорее провести воспитание детей в духе реолюционно--освободительных идей.
А.Н. Радищев обращает внимание на зазадчи и пути формирования «сынов отечества» -патриотов своей страны. Он требует широкого и полноценного образования для всех граждан, независимо от сословий.
М.В. Ломоносов-сторонник переустройства общественной жизни средствами правильно организованного образования, которое бы развивало разум и нравы. Он считал, что образование должно быть общеобразовательным по направленности и содержанию. В 1725 открыта Академия наук в Петербурге. Для преподавания были приглашены заграничные ученые, выделялись большие деньги на ее содержание. Учиться в ней было мало желающих, поэтому набор студентов напоминал набор рекрутов армию. Лекции велись на французском и латинском языках. При академии была открыта гимназия и университет с 3 фаультетами. Ломоносов отмечал их недостатки: здесь нет ни образа, ни подобия университетского. С 1745 в академии стал работать Ломоносов, под его руководством велась работа над воссоздание университета, 1748 – впервые в России Ломоносов М.В. прочитал лекцию на русском языке. Позднее в Московском университете преподавание велось только по-русски:«Нет такой мысли, кою бы по-российски изъяснить было невозможно».
С 1758 академические учебные заведения были переданы под руководство Ломоносову. (После его смерти качество образования снизилось - в 1765 по спискам числился лишь один студент на юридическом факультете. Ни один медик не выдержал выпускного экзамена и не получил диплома).
12 (25) января 1755 императрицей Елизаветой был подписан указ об сновании Московского ун-та.26.04.55 – церемония торжественного открытия, тогда же стала работать гимназия при ун-те («университет без гимназии как пашня без семян» - гимназия должна обеспечить базовое образование для подготовки к университету ). Практика преподавания в университете отличалась демократичностью, на лекциях могла присутствовать публика. В 1756 при нем открыты типография, книжная лавка и библиотека со свободным входом, анатомический театр. Значение Московского университета: сконцентрировал вокруг себя учебно- просветитительские заведения, способствовал развитию русской науки, как образец для создания ун-тов в других городах, его (или его ведомства) учениками были Бецкой И.И., Новиков, Одоевский, Герцен, Белинский, Пирогов, Ушинский.
Бецкой Иван Иванович (3.02.1704 – 31.08.1795). Родился в Стокгольме, учился в кадетском корпусе, путешествовал по Европе. В 1726-47 служил в России (у отца, затем в коллегии иностр дел), затем снова за границей. В 1762 Петр 3 вызвал его в Петербург главным директором канцелярии строений и домов его величества. Пришедшая к власти Екатерина 2, знавшая Бецкого, приблизила к себе. Указом 3.03.63 на него возложено управление Академией художеств, при которой он усторил воспитательное училище для мальчиков. С этого времени активно занимается управлением воспитательными делами, не вмешиваясь в политику. 1.09.63 обнародован манифест об учреждении Московского воспитательного дома, Генеральный план императорского Воспитательного дома (совместо с профессором Моск университета Антоном Алексеевичем Барсовым). В 1764 Бецкой И.И. представил Екатерине доклад об общей реорганизации воспитания в стране (план воспитательной реформы), который был утвержден 12.03.64, затем получил силу закона и был опубликован под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества» в 119 пунктах (написано в 1762-63, в 1766 – разослано по всем основным учреждениям всех городов). Было открыто «Воспитательное общество благородных девиц» (Смольный нститут, 1 раздел - с 6 до 9 лет). 1773 по его плану открыто Воспит коммерческое училище для купеческих детей. Устав Шляхетного сухопутного кадетского корпуса (1 возраста с 5-6 до 9 лет). 1774 –опубликованы «Учреждения и уставы, касающиеся до воспитания и обучения в России юношества обоего пола» в нескольких томах.
Ни в одном труде Бецкова нет новых идей, но он создает стройную систему из трудов Д. Локка, Гельвеция, Ж. Руссо. Цель – создать новую породу людей (из дворян – управляли бы государством, из разночинцев – управлять промышленностью, ремеслом, торговлей, создать третий чин людей «способных служить отечеству делами рук своих в искусствах и ремеслах»). Образ нового человека им нигде четко не выделен, главное – отсутствие отрицательных черт, присущих современникам. Средством достижения новой породы по БецкомуИ.И. является воспитание («корень всему злу и добру – воспитание»).
Ушинский Константин Дмитриевич 1824-1870. Родился в Туле, в семье мелкопоместного дворянина. Воспитывался матерью (в 11 умерла), детство в имении отца около города Новгород-Северска, общее образование получил е в гимназии этого города. В 1840 поступил на юридический факультет Московского университа. По окончании университета назначен и.о. профессора Ярославского юридического лицея.УшинскийК.Д. горячо призывал студентов к изучении жизни, потребностей народа, говорил об оторванности ученых от научной жизни, за что и был уволен (через 3 года). Затем занимался разной мелкой работой, печатал статьи, мечтая «сделать как можно больше пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, к ней-то я должен направить все свои сп-ти», женится. Общественно-педагогическое движение 60х годов способствовало оформлению его педагогического призвания. 1854-59 работал старшим препод-лем русского языка, а затем инспектором классов (завуч) Гатчинского сиротского института Здесь он познакомился с библиотекой Гугеля, книгам котрой никто не прикасался из-за душевного расстройства хозяина. В это время публикует статьи («О пользе педагогической литературы», «О народности в воспитании» и др.), его имя становится известным. 1859-62 -инспектор классов Смольного института благородных девиц, где провел коренные реформы (увеличил преподаниее русского языка, срок пребывания уменьшил с 9 до 7 лет, уравнял объем знаний в отделениях дворянских и мещанских девиц, открыл 2летний пед класс (подготовка девиц в воспитанницы), ввел в практику совещания педагогов, дал право воспитанницам проводить каникулы дома, привлек к работе молодых преподавателей). В эти годы он -редактор «Журнала Министерства народного просвещения», в 1860 публикует «Детский мир», в 1861 – статьи «Проект учительской семинарии», «Вопросы о народных школах» и др. После увольнения ему предложили выехать за границу (Германия, Швейцария) под предлогом изучения постановки начального и женского образования и составления учебника по педагогике (1862-67), там познакомился и с Пироговым. Написал и издал в 1864г. «Родное слово» и «Руководство к преподаванию». 1867-69 – труд «Человек как предмет воспитания» в двух томах – свое главное произведение. Избран действительным членом педагогического общества. Работы Ушинского в 1952 году вышли в 11 томах.
В СССР была учреждена медаль имени Ушинского, премии Ушинского за научные педагогические труды, открыты заведения имени Ушинского – но при этом ни «Родное слово», ни «Педагогическая антропология» были никому не известны.
Ушинского К.Д. по праву считают основоположником научной педагогики в России. Его основные педагогические достижения:
-разработка методологических оснований педагогики. Ушинский К.Д. считал, что «основанием» для воспитания должна служить и руководить философская идея. Он разработал антропологические основания педагогики ( основой труд « Педагогическая антропология»., к которым относил анатомию, физиологию, психологию, логику и др науки.
-обосновал закономерности воспитания, прежде всего те, которые базируются на возрастных особенностях ребенка, и тех, что связаны с социальной обусловленностью воспитания;
-разработал принцип народности в воспитании, исходящего из потребности каждого народа в собственной национальной системе обучения и воспитания. В русской школе принцип народности ученый предлагал реализовать через приоритет родного языка в обучении. Ушинский К.Д. разработал содержание образованитя в русской школе на основе принципа народности и создал учебники для народной школы.
-разабатывал проблемы организации учебного процесса на основе целесообразной и творческой дечтельности учащихся, учета индивидуальных особенностей детей и дифференциации знаний по мере движения к высшим ступеням обучения;
-углубил содержание известных дидактических принципов: сознательности и активности, наглядности, последовательности и систематичности , единства обучения и воспитания. Дал этим принципал глубокое антропологическое обоснование, разработал правила их реализации на практике;
-создал двухуровневую дидактику: общую и частную
-исследовал проблемы нравственного воспитания человека ( его идеал воспитанного человека включает в себя такие качества как патриотизм, человечность, любовь к труду, волю, честность, правдивость, чувство прекрасного);
-опредили требования к деятельности учителя, в частности касательно примененичя методов наказания и поощрения
Труды Ушинского К.Д.
«Родное слово: Книга для детей и родителей»
Это советы родителям и наставникам о преподавании родного языка по учебнику «Родное слово» (не только для школы, но и семьи, т.к. до 8-10 лет лучше в семье, и школа должна быть больше похожа на семью, ученый желал бы, чтобы матери никому не уступали свое прво самим учить детей. В книге Ушинский К.Д. раскрывает общие правила первоначального образования: начинать не раньше 7 лет, более разнообразить деятельность (должен быть у ребенка один педагог), с первого же раза отделить учение от игры, сделав серьезной обязанностью (всего 2 урока по полчаса – утром и днем), домашние задания вводить только после 9 лет. Выступает против класса одного возраста (так учитель лучше войдет в свою роль руководить самостоятельным учением детей). Наказания и поощрения должны быть только самые легкие и только за внимание (в разумно устроенной школе, где некогда шалить и все выучивается в классе). Первые уроки должны быть направлены на то, чтобы приучить слушать учителя, удерживать внимание.
Первонач обучение отечественному языку разделяет на 3 совместно идущих занятия: 1) наглядное обучение (рассказывание по картинам), 2) приготовительные упражнения в письме (даны в азбуке – поставить точки (правильно сидеть, писать в такт), линии, нолик, крючок, затем письмо гласных, сочетание гласных, буква с, целые слова, переписывая из азбуки), 3) звуковые упражнения, приготовляющие к чтению.
Ушинский К.Д. предлагает новейший рациональный способ обучения грамоте назвать историческим, п.ч. он снован на способе, которым был изобретен письменный язык – звуковая метода. Во многом идеи Ушинского взяты у швейцарского педагогога Шерра. Ход обучения:сначала звук а, о, и; какой звук в слове вол, мак…, как пишутся; затем по одному е, у, ы; затем в двусложных словах какие гласные, затем ю, я, й, ё, слоги ая, её и т.п. Особое внимание – первая согласная уж-ус (буква с), усы (какой 1й, 2й, 3й) – осы (напишите слово после разбора) – оси – после чего в награду раздаются азбуки, где дети обнаруживают, что могут прочесть сами три первых слова (нет слогов, сразу слова). Потом звуковые упражнения в подборе слов на звуки, от-рот-крот, кот-пот-рот, нос-сон и т.п. Если пишется не как произносится, над буквой стоит звездочка. На изучение азбуки достаточно 6 месяцев. Затем первая книга после азбуки – написать ее «едва ли не самая трудная задача во всей дидактике». Результат – ребенок читает не очень быстро (быстрот<