Это педагог, который постоянно стремится к саморазвитию.
У данного педагога высокий мотивационный уровень.Когда речь идет о том, чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть в мотивации людей. (Ли Якокка) Заинтересовать педагогов в профессиональном развитии - значит надолго обеспечить успех своего ОУ.
Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл. Устойчивая совокупность потребностей и мотивов личности определяет ее направленность.
Так, у педагога – суперпрофессионала сформирована мотивация саморазвития, т.е. устойчивая мотивация в постоянном профессиональном саморазвитии, в приобретении новых знаний и профессиональных умений, мотивация обусловлена профессиональными образовательными потребностями: желанием усовершенствовать педагогическую деятельность или устранить возникшие в ней проблемы, т.е. стать более успешным.
2. Педагог, обладающий комплексом педагогических способностей:
речевые способности - способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь педагога всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, понятное.
организаторские способности - это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее.
авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета. Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств педагога, в частности его волевых качеств, а также от чувства собственной ответственности за обучение и воспитание учащихся, от убежденности педагога в том, что он прав, от умения передать эту убежденность своим воспитанникам.
коммуникативные способности - включающие в себя следующие критерии:
обладание навыками и умениями рационального речевого поведения;
следование коммуникативной целесообразности речи, ситуативной конкретности, национально-культурной традиции;
владение основными качествами речи: богатством и общепонятностью языка, точностью, чистотой;
использование наиболее рациональных способов толкования научных терминов;
соблюдение норм современного русского литературного языка;
умение говорить образно, выразительно, эмоционально, воздействуя на слушателей;
обладание хорошей дикцией, использование особенностей интонационных конструкций;
умение использовать полемические приемы и невербальные средства общения;
умение использовать возможность налаживания межличностной коммуникации при установлении и поддержании кратковременных и долгосрочных контактных связей с учетом особенностей аудитории, строить диалоги и полилоги, используя приемы вопросно-ответного хода, риторического вопроса;
владение нормами речевого и поведенческого этикета.
педагогическое воображение (или прогностические способности) - это способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности. Педагог внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием свой мысли (или мысли учащегося), в то же время держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательность, непонимание, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой).
дидактические способности - способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Педагог с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное - простым, непонятное, неясное - понятным. Способность организовать самостоятельную работу учащихся, самостоятельное получение знаний, умно и тонко "дирижировать" познавательной активностью учащихся, направлять ее в нужную сторону.
Это педагог – методист
Педагог способный применять в педагогической практике профессиональные знания, умения и навыки, использовать современные средства и методы обучения; способный к овладению передовыми технологиями и их использованию в работе; способность методически грамотно разрабатывать и преподносить учебный материал, делать его доступным, информативным; находит и использует все новые и новые оригинальные приемы или по-новому, более эффективно сочетая старые.
4. Это педагог – психолог.
Психолог, осуществляющий все поиски "от ученика" и для ученика. Обладает перцептивными способностями, т.е. обладает не только способностью проникать во внутренний мир учащегося, воспитанника, а обладает психологической наблюдательностью, связанной с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
5. Это педагог- новатор, пробующий новое, достигающий эффективности в поисках нового.
Педагогическое новаторство является условием развития образования, поскольку оно вносит в него различного рода новации. Последние выражаются в тенденциях накопления видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве. Их следствием могут быть как частичные трансформации в содержании образования и педагогических технологиях, так и глобальные изменения в сфере образования. Ему характерно творчество. Педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и как построение программы самосовершенствования.