Специфика, структура и значение педагогической деятельности.

Педагог – наставник, воспитатель, ментор, учитель (в широком смысле – авторитетный мудрый человек, оказывающий огромное влияние на людей, в узком смысле – профессионал, который учит и воспитывает детей, влияет на ментальность народа).

Социальное значение педагога – аккумулировать обобщенный опыт предшествующих поколений и в концентрированном виде передает его своим питомцам. Профессия учителя – одна из древнейших и почетных. Появилась в рабовладельческом строе (5-4 в. до н.э.). В родовом обществе роль учителя выполняли жрецы, волхвы. (Конфуций, Сократ, Коменский – Возрож., Ушинский – 19 в., Макаренко, Сухомлинский – 20 в.).

Функции преподавателя:

1) обучающая – помогать детям и взрослым овладеть педагогическим опытом, знаниями и методами,

2) воспитывающая – развитие индивидуальности человека,

3) полифункциональная, общественнопедагогическая – характерна для традиций русской интеллигенции, когда учитель – просветитель, ведущий работы с взрослым насел,

4) методическая работа,

5) самообразование,

6) исследовательская.

Требования к личности учителю:

1) нравственная чистота и моральный облик,

2) добросовестность, ответственность, трудолюбие, терпение, оптимизм и гуманистическая направленность,

3) самооценка собственной деятельности,

4) направленность (совокупность потребностей, мотивов, установок педагога, ориентировка его на педагоггическую деятельность),

5) любовь к детям.

Специфифика педагоггической способности:

1) гностические – постоянное совершенствование учителя, должен уметь учиться сам, систематизировать знания и быть способен к познанию индивидуальной особенности детей,

2) проектировочная – умение проектировать личность ученика, учебный процесс,

3) конструктивная – умение делать сложное доступным, учитывать индивидуальность и возрастные особенности,

4) организаторские – побуждать детей, 5

) коммуникативные – умение поддерживать правильные отношения.

Педагогическое мастерство – высший уровень развития профессионализма:

1) личностные качества,

2) огромная база знаний в различных областях знаний,

3) педагогическая техника – умения, навыки, приемы управления поведением (мимика, эмоции, настроение), социально-перцептив. (воображение, внимание, наблюдение), техника речи. 4) умение воздействовать на личность и коллектив.

Педагогическая деятельность - вид социальной деятельности, направленная на передачу от старших поколений младшим накопление человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которое и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Виды:

1) диагностическая деятельность – направлена на изучение личностей учащихся, установления уровня их развития, обученности или воспитанности,

2) конструктивная (проектировочная) – умение спрогнозировать учебный материал, что связано с творческим воображением и опытом педагога,

3) организаторская – умение воздействовать на учащихся, собрать их, стимулирувать,

4) информационная – умение грамотно донести до учеников информацию, социальный опыт и т.д. и формировать их убеждения,

5) коммуникативно-стимулирующая – определенный успех педагогической деятельности, т.к. учитель должен читать не только вербальную, но и невербальную информацию, улавливать настроение детей, понимать, прощать и поддерживать контакт с ними,

6) аналитико-оценивающая – получение обратной связи, что позволяет вносить корректирование в педагогический процесс,

7) ориентационно-прогностическая – выражена в постановке реальных целей и задач педагогического процесса и должна учитывать реальные возможности детей, педагога и самого педагогического процесса,

8) исследовательско-творческая – определена творческим характером педагогогического.

Структура:

1) конструктивная деятельность: конструктивно-содержательная (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативная (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальная (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса),

2) организаторская деятельность - выполнение системы действий, направленная на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности,

3) коммуникативная деятельность - направлена на установление педагогической целесообразности отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общности, родителями.

Наши рекомендации