II. Словарь (целое и его части), обобщающие понятия.

покажи скажи

Части тела: голова ...................... ............................

ноги ...................... ............................

колени ..................... ............................

руки ..................... ............................

локти ...................... ............................

живот ...................... ............................

спина ....................... ............................

Части лица ........... ................

Игрушки: кукла ............. ..................

машина ............. ..................

пирамида ............. ..................

мяч ............ ..................

матрешка ............ ..................

юла ........... ..................

Части у машины: руль ........... ..................

фары ............. ...................

кабина ............. ...................

кузов ............. ...................

колеса ............. ...................

Посуда: вилка .............. ....................

ложка .............. .....................

чашка .............. ....................

чайник .............. ....................

тарелка .............. ....................

кастрюля .............. ....................

Части у чайника: дно ....................... ...........................

ручка ...................... ...........................

носик ...................... ...........................

крышка ...................... ...........................

Одежда: платье ................... .....................

рубашка ................... .....................

кофта .................. .....................

носки .................. .....................

юбка .................. ....................

джинсы ................... .....................

Части у рубашки: воротник .................. .....................

рукава ................. .....................

карман ................. .....................

пуговицы ................. ......................

петля ................. ......................

Обувь: туфли ................. ........................

сапоги ................. ........................

галоши ................. ........................

кеды ................. ........................

валенки ................. ........................

ботинки .................. .........................

Части у ботинок: каблук ................... .........................

шнурок ................... ........................

подошва ................... ........................

Овощи: лук ............. ...................

свекла ............ ...................

помидор ............. ..................

морковь ............... .....................

огурец ............... ....................

репа ............... ....................

Фрукты: яблоко ................. .....................

груша ................. ....................

апельсин ................. ....................

лимон ................. ....................

виноград ................. ....................

слива ................. .....................

Ягоды: земляника .................. .....................

крыжовник ................. .....................

смородина ................... .....................

.................... ................... .....................

.................... ................... .....................

Мебель: кровать ....................... ........................ ..

стул ...................... ...........................

стол ...................... ...........................

шкаф ....................... ...........................

диван ....................... ..........................

кресло ....................... ...........................

Части у стула: спинка ....................... ...........................

сиденье ....................... ...........................

ножки ....................... ...........................

Дикие животные: заяц ........................ ............................

лиса ........................ ...........................

медведь ........................ ...........................

белка ........................ ............................

волк ....................... ............................

еж ........................ ............................

лось ........................ .............................

У зайца: уши ........................ ...................................

хвост ........................ ...................................

ноги ........................ ...................................

Детеныши: у зайца ......................... ...................................

у лисы ........................ ..................................

у медведя ........................ .................................

у волка ........................ .................................

Домашние животные: кошка ...................... ...........................

собака ...................... ...........................

корова ..................... ...........................

коза ..................... ............................

свинья ..................... ............................

лошадь ..................... ............................

У коровы: рога ....................... ..............................

уши ....................... ..............................

глаза ....................... ..............................

хвост ....................... .............................

Детеныши: у кошки ....................... ..............................

у собаки ........................ ..............................

у коровы ........................ .............................

у свиньи ........................ .............................

у лошади ......................... .............................

Деревья: береза ..................... ............................

елка ..................... .............................

сосна ..................... ..............................

рябина .................... ..............................

клен ................... ..............................

дуб ................... ..............................

Цветы: гвоздика ................... ..........................

роза ................... ...........................

тюльпан .................. ...........................

ромашка .................. ............................

колокольчик ................ .......................

тюльпан ................ ........................

Еда, продукты питания: ................. .........................

Транспорт: ................... ........................

Инструменты: .................. .......................

Бытовые приборы: пылесос

утюг

телевизор

телефон

настольная лампа

магнитофон

Школьные принадлежности: ...................... ...................

Спортивные принадлежности ..................... .....................

Птицы: .................... .......................

Грибы: ................... ........................

Рыбы: ................... .......................

Головные уборы: .................... .......................

Профессии: врач

учительница

продавец

водитель

повар

маляр .................. ....................

Музыкальные инструменты: .................. ......................

Насекомые ................. ...................

Оружие: ................. ....................

Настольные игры .................. ....................

б) Объяснить значение слов:

холодильник..................................................................................................................

пылесос...........................................................................................................................

подоконник...................................................................................................................

башня..............................................................................................................................

манжет............................................................................................................................

в) назвать малознакомые предметы:

памятник ....................

фонтан ....................

улей ..................

клумба ..................

манжет .................

водопад ................

г) признаки предметов (величина, цвет, форма, материал)

какое? ( -ая?, -ой?) покажи скажи

кислый ........................ ...............................

сладкий ....................... ...............................

горький ....................... ...............................

пушистый ........................ ...............................

стеклянный ........................ ..............................

колючий ........................ ...............................

теплый ....................... ...............................

холодный ....................... ...............................

горячий ....................... ...............................

деревянный

шерстяная

Как называется :

фонарь, который можно носить в кармане

магазин, в котором продаются книги

стол за которым обедают

г) Притяжательные прилагательные

чей? чья? чьи?

хвост................................................................................................................................

дом..................................................................................................................................

шапка..............................................................................................................................

туфли..............................................................................................................................

д) антонимы:

черный

белый

сладкий

кислый

мягкий

жесткий

большой

маленький

е) глагольный словарь

Что делает?

повар ........................ ...................................

учительница ........................ ..................................

врач ........................ ..................................

самолет ........................ ..................................

лошадь ........................ ..................................

дятел ...................... ..............................

ученик (рисует) ....................... ................................

мальчик (умывается) ....................... .................................

девочка (моет посуду) ....................... ...............................

Кто как подает голос?

кто мычит?................................ как подает голос корова?................................

кто лает? ................................... как подает голос собака?................................

кто мяукает?............................. как подает голос кошка?................................

Понимание глаголов близких по значению:

шить

пришивать

вышивать......................................................................................

варит

жарит

печет

.........................................................................................................................................

Назвать действие по предъявленному предмету

гром

солнце

рыба

дождь

вода из крана

часы

Наречия:

как светит солнце

как ползает черепаха

как скачет конь

Когда дети идут в школу?

Когда дети ложатся спать?
Когда дети идут играть?

Местоимения:

он

она

они

III. Слоговая структура слова:

спонтанно отраженно

сковорода ..................... ......................

велосипед .................... ......................

крокодил ..................... .....................

милиционер ..................... .......................

сахарница .................... ......................

скворечник ..................... ......................

мотоцикл ...................... .......................

перекресток ....................... .......................

полотенце

телевизор

Слесарь-инструментальщик

Космонавт-исследователь

Молодой-экскурсовод

Строгий-регулировщик

Лара забрала Рому домой

Экскурсию проводил молодой экскурсовод

На перекрестке стоит регулировщик

Милиционер Валерий регулирует движение в районе железнодорожного

вокзала.

IV. Словообразование:

а) образование прилагательных от существительных:

стол из дерева................................................................................................................

конверт из бумаги........................................................................................................

сок из яблока.................................................................................................................

шуба из меха.................................................................................................................

стакан из стекла............................................................................................................

сумка из кожи................................................................................................................

ручка из пластмассы....................................................................................................

глина

снег

творог

б) с помощью ум.-ласкат. суффиксов:

ик: стол ..................... .................................

нос ..................... .................................

лоб .................... .................................

ключ

очк: юбка .................... ................................

кофта .................... ................................

звезда ...................... ...............................

пуговица ...................... ...............................

в) префиксальное словообразование:

при

у

за

(ехать, идти, бежать, лететь)

..................................................................................................................................

.........................................................................................................................................

г)образование глаголов с противоположным значением

завязывать

приклеить

включить

задвинуть

притащить

д) образование слов, обозначающих профессию:

стекло

сварка

кран

сапог

двор

е) образование глаголов от прилагательных

синий (синеть)

красный

белый

желтый

V. Грамматика:

а) Выполнение инструкции из одного задания

закрой книгу

достань ручку

б) Выполнение инструкций из двух заданий

достань ручку и положи ее на тетрадь

положи линейку за тетрадь

в) Понимание и употребление предлогов

кот идет к дому .................. .....................

кот в доме

кот перед домом

кот за домом

кот на крыше

кот вылезает из трубы

кот под крыльцом

г) Понимание предложений с причинно-следственной связью

Петя ударил Васю. Кому больно?............................

Что было раньше?

Я пошел в кино, после того как сделал уроки..................

Володя сломал карандаш, который ему подарила Оля.................

д) Изменение прилагательных по родам

красная (роза) ................... ................... .......................

красный (флажок) .................... .................. ........................

красное (кресло) .................... .................. ........................

е) Изменение глаголов по числам

бабочка

бабочки

мальчик

мальчики

ж) Изменение существительных по числам

кошка-кошки

вагон-вагоны

письмо-письма

ухо-уши

лоб-лбы

з) Множественное число сущ. в родительном падеже

Нет чего?

парты

ведра

вишня

блюдца

машины ............................. .............................................

птички ............................. ............................................

столы ............................. .............................................

книги ............................. .............................................

.......................................................................................................................................

........................................................................................................................................

и) Согласование существит. с числительными

1,2, 3, 7

тетрадь

карандаш

яблоко

к) Изменение глагола по временам

Что делала девочка?

Что делает девочка?

Что будет делать девочка?

VI. Самостоятельная речь

а) составить предложение по картинке:

скажи, кто что делает?

.................................................................. ..................... ...............................

................................................................... .................... ...............................

................................................................... ..................... ..............................

б) составить рассказ по картинке

................................................................... ..................... ..............................

................................................................... ..................... ..............................

................................................................... ..................... ..............................

в) составить рассказ по серии

картинок.......................................................................................................................

........................................................................................................................................

........................................................................................................................................

г) составить рассказ

по опорным словам и предложениям без опоры

................................................................ ..............................................................

............................................................... ..............................................................

............................................................... ..............................................................

г) пересказ....................................................................................................................

.........................................................................................................................................

.........................................................................................................................................

VII. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

А

Э

Ы

О

У

И

С

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ч

Ш

Ж

Щ

Л

ЛЬ

Р

РЬ

Й

Г

ГЬ

К

КЬ

Х

ХЬ

Б

БЬ

П

ПЬ

Т

ТЬ

Д

ДЬ

В

ВЬ

Ф

ФЬ

VIII. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

а) дифференциация неречевых звуков, шумов

постучать по дереву, по металлу, по стеклу, пошуршать бумагой,

целлофаном...................................................................................................................

.........................................................................................................................................

б) повторить:

ау па - ба ма - мя

уи та - да на - ня

ои ка - га та - тя

ауи ва - фа да - дя

оуа ба - бя

ыио

ком - дом - сом

кит - кот - ток

мех -мох - пух

бак - бык - бок

мел - мель

брат - брать

башня - пашня

жар - жарь

в) Дифференциация звуков в словах.

Повтори:

с-з занавеска с-ч собачка

с-ц солнце ч-ш чашка

с-ш Саша ц-ч цепочка

з-ж железо

ш-ж живешь сь-щ блестящий

ч-ть течет ы-и дыни

ль-р рояль ль-й июль

с-з коса - коза суп - зуб

с-ц оса- овца сабля - цапля

с-ш усы - уши крыса - крыша

з-ж козы - кожи ножи - тазы

ш-ж уши - ужи

ч-ть речка - редька Петька - печка

с-ч нос - ночь доски - дочки

ч-ш чай - шаль

ц-ч кольцо - колечко огурец - огурчик

ч-щ щепка - чепчик

сь-щ щель - кисель

.........................................................................................................................................

г) показать картинки со звуком ( ш ); ( р )

д) подобрать картинки к названным словам-паронимам

крыша-крыса бочка-почка коза-коса

ложки-рожки дрова-трава жар-шар

лук-люк сова-софа мышка-мишка

кот-год хор-хорь

IХ. Анализ звукового состава слова:

а) выделение начального гласного в слове:

ударный..........................................................................................................................

аист, облако, иглы, удочка

б) выделение гласного в середине слова

рак, дом, лук, кит, сыр................................................................................................

в) выделение гласного в конце слова:

пила, грибы, кольцо, очки, кенгуру.........................................................................

г) выделение согласного в конце слова:..................................................................

кот, жук, автобус, дом, шар, стул

д) выделение согласного в начале слова:

танк, козел, санки, ракета, мышь, ландыш.........................................................

е) выделение согласного из стечения двух звуков

бант, белка, слон, груша, лампа..............................................................................

ж) определить количество звуков (гласных или согласных) в слове

нос

рыба

слон

машина

улитка

вертолет

з) определить из скольких звуков состоит слово

кот

сом

стул

ноты

лимон

крокодил

и) определить место звука в слове

рыба (б)

шапка (к)

шкаф (а)

тарелка (л)

клубок (о)

самовар (р)

к) определить последовательность звуков в слове

мак

сук

дом

стакан

танк

малина

л) составить слова из звуков

к, о, т, м, а, к д, о, м с, о, к

р,у , к, а ш,у ,б, а к, р, а, н

с,у, м, к, а п, о, л, к, а ш,а, п, к,а

а, р, ш д,м,ы а,р,к

л,а,н,у з,о,р,а и,ш,а,н

м) подобрать слово, которое будет начинаться на тот же звук, что и назван-

ное логопедом

стол чайка полка каша

зима рука бочка горка

шапка репа туча вата

щепка лужа дом форма

ВЫВОДЫ:__________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:

ОБСЛЕДОВАНИЕ МОТОРИКИ

Наши рекомендации