Обследование ребенка специалистами

В соответствии с талоном, возможная корректировка

плана по ходу обследования

1.Планирование обследования ребенка специалистом осуществляется в соответствии с диагностической гипотезой, общим планом обследования ребенка, целью деятельности ПМПК, запросом, исходящим от инициатора обследования.

2. Процедура обследования ребенка на ПМПК дым специалистом. Обследование ребенка специалистом осуществляется индивидуально с участием других специалистов в качестве супервизоров (за зеркалом Геззела). Присутствие родителей (законных представителей) определяется особенностями каждого конкретного случая.

3. Методическое обеспечение обследования ребенка определяется каждым специалистом самостоятельно (диагностические методики, другие средства обследования) в рамках единого пакета диагностических методик.

4. Каждый специалист ведет протокол (в свободной форме), который по содержанию соответствует индивидуальному плану обследования ребенка.

Структура и содержание заключений специалистов

1. Структура и содержание заключения каждого специалиста должны соответствовать профессиональным требованиям к диагностике и разработке рекомендаций, диагностической гипотезе, общему плану обследования ребенка на ПМПК и плану индивидуального обследования ребенка конкретным специалистом, отвечать на запрос инициатора обращения в ПМПК.

2. Заключения врачей ПМПК имеют форму диагноза в соответствии со специальностью врача, инструкциями по отбору детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения разных видов и современными требованиями Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятого пересмотра).

а) До принятия новых инструкций врачам ПМПК можно рекомендовать формулировать диагноз в соответствии с устаревшими, но пока законными, инструкциями, а в скобках делать запись в соответствии с МКБ-10.

б) Заключение врача-педиатра ПМПК содержит диагностические данные об общем физическом состоянии и динамических изменениях в этой сфере.

Обязательно вносятся сведения о состоянии зрения, слуха и моторики (общая моторика, тонкая моторика рук, доминантная рука).

в) Заключение врача-психиатра ПМПКсодержит диагностические данные о психическом состоянии и динамике психического развития ребенка.

Рекомендуемая форма

(на примере психологического обследования)

План/протокол психологического обследования ребенка ___________________________________________________ (ф. и. о., возраст ребенка ) дата_____________ специалист________________________ (ф. и. о. педагога-психолога)


Диагностическая гипотеза и план обследования Протокол обследования
Методики: Особенности выполнения:
Дифференциация умственной отсталости и нарушений активности и внимания   1. Исследование мыслительных операций.     2. Исследование произвольного внимания и регуляторной функции речи.     I. «4-й лишний»    
2. Метафоры:  
3. Последовательные картинки (Радлов):  
I. Нейропсихологические пробы на выполнение программ действий в ответ на условные сигналы:
И т.д.

г) Неврологическое обследование врач-педиатр и врач психиатр могут проводить, взаимно дополняя друг друга. По договоренности, диагностические неврологические сведения вносятся в одно из медицинских заключений.

д) При необходимости врачи ПМПК запрашивают недостающую информацию о ребенке или направляют его для дополнительных обследований к другим врачам ПМПК, детской поликлиники (по месту жительства ребенка), других учреждений системы здравоохранения, с которыми ПМПК взаимодействует.

е) При наличии показаний, врачи ПМПК рекомендуют наблюдение ребенка, проведение профилактических и лечебных мероприятий соответствующими врачами поликлиники (по месту жительства ребенка) и/или врачами образовательного учреждения.

3) Заключение психолога состоит из двух частей — обязательной и дополнительной. В обязательную часть входят следующие сведения:

а) Особенности развития мышления ребенка (структура и динамика мыслительных операций). Организация интеллектуальной деятельности.

б) Анализ «социальной ситуации развития»:

в) Оценка возрастных этапов развития с точки зрения 1) критических периодов и 2) основных психологических новообразований.

г) Анализ актуального уровня социальной адаптации личности (в семье, во дворе, в образовательном учреждении и т.д.). Социально-бытовая ориентировка, навыки культурного поведения.

д) Оценка «зоны ближайшего развития» и прогноза развития с позиции адаптивных характеристик личности.

е) Адаптивность в условиях приема ребенка на ПМПК и психологического обследования, в частности.

ж) Структура личности ребенка. Особенности мотивации (селективность, направленность, устойчивость, целеполагание, притязания). Самооценка и способность личности к рефлексии (критичность, адекватность). Целостность (конгруэнтность) личности.

В дополнительную часть в каждом конкретном случае вносятся психологические сведения, важные именно для этого ребенка. Их выявление планируется психологом исходя из:

а) первичного запроса на обследование ребенка на ПМПК;

б) беседы с родителями в процессе сбора анамнеза (как правило, врачом);

в) коллегиально согласованной диагностической гипотезы;

г) психологического обследования параметров развития, входящих в обязательную часть.

Общая схема дополнительных психологических исследований включает следующие параметры:

а) умственная работоспособность;

б) структура деятельности (основные параметры произвольной регуляции деятельности: целенаправленность, планирование, программирование, контроль);

в) характеристика основных психических функций: восприятие, внимание, память, движения и действия (мышление см. в обязательной части);

г) пространственные синтезы (наглядные, символические);

д) речь (преимущественно — регуляторная, коммуникативная функции речи, связь речи и мышления);

е) эмоциональная сфера (ситуационные и личностные эмоциональные реакции; настроение; чувства).

4. Заключение олигофренопедагога содержит следующие сведения:

а) Уровень сформированности и качественные характеристики житейских и научных знаний, умений и навыков ребенка относительно его образовательного уровня.

б) Сопоставление образовательного уровня с психологической структурой развития (по данным психологического обследования).

в) Сопоставление образовательного уровня с клинической структурой отклонений в развитии (по данным клинического обследования).

г) Диагностика «зоны ближайшего развития» в рамках проблем обучения и воспитания ребенка в условиях образовательного учреждения или семьи.

5. Заключение логопеда содержит сведения о состоянии:

а) устной речи;

б) письменной речи;

в) речевых нарушений (в устной и письменной речи):

г) фонетических;

д) фонематических;

е) лексико-грамматических.

ж) Используются традиционные формы речевых карт.

6. Заключение социального педагога содержит следующие сведения:

а) динамика семьи (браки/разводы;

форма брака (законный, гражданский);

смерть кого-то из членов семьи; последовательность рождения детей и т.п.)

б) структура семьи (полная/неполная; мать-одиночка; приемный ребенок; отчим/мачеха и т.п.);

в) состав семьи на момент обследования, сведения о членах семьи, возможно, других лицах, проживающих вместе с ребенком;

г) соответствие места жительства и прописки (регистрации) — в частности, при наличии статуса беженцев и др.;

д) бытовые условия жизни ребенка (питание, одежда, наличие индивидуального места для сна, наличие условий для учебных или игровых занятий и т.п.);

е) социальный, профессиональный статус, образовательный уровень родителей, других лиц, непосредственно общающихся с ребенком;

ж) обеспеченность социально-правовой защищенности ребенка в семье.

7. Заключения специалистов ПМПК могут предоставляться или направляться по запросу специалистам аналогичного профиля в рамках учреждений, взаимодействующих с ПМПК по поводу данного ребенка (согласно списку, прилагаемому к приказу. . .).

8. Следует учитывать, что все специалисты ПМПК, взаимно дополняя друг друга, используют коллегиальные формы работы и системный подход к анализу первичной информации и документации, собственных профессионально полученных сведений, сведений, полученных другими специалистами.

Наши рекомендации