Общее понятие о речи и ее культуре.
Термин «речь» имеет не одно, а три значения:
-речь как деятельность, процесс, например: механизмы речи, речевая деятельность, потеря речи в результате травмы;
-речь как продукт или текст (написанный, устный), например: грамматический строй речи, записи речи ребенка пяти лет;
-ораторский жанр: речь адвоката на судебном процессе, самая краткая речь Цицерона.
Термин «культура речи» может быть применен к любому из этих трех случаев, но по-разному.
В первом случае, под культурой речи будет подразумеваться свободное и безошибочное владение техникой речи авторами книг по культуре русской речи.
Во втором случае, значение термина «культура речи» обращено к выбору и использованию средств языка — фонетических, лексических, грамматических связей в предложении и в других компонентах текста.
В третьем случае, культуру ораторской речи можно понимать как соблюдение законов жанра, разрешение поставленных в речи проблем (вплоть до умения оратора держаться перед публикой). Термин «культура речи» в среде непрофессионалов, т.е. рядовых членов общества (языкового коллектива), понимается в широком смысле слова: субъект не делает речевых ошибок (на письме — орфографических), говорит свободно и понятно, иногда — выразительно и красиво, владеет голосом и интонациями, соблюдает вежливость, этикет.
Создается своеобразный речевой портрет человека образованного, носителя русского языка (или иного). Кстати, владение иностранными языками обогащает портрет языковой личности.
Сами филологи, хорошо владеющие литературным языком, воздерживаются от менторства и неуместных замечаний собеседнику, они проявляют толерантность, ибо знают, как много в языке колебаний, вариантов, как изменяются самые строгие нормы, насколько велики амплитуды колебаний в произношении.
Сегодняшнее понимание культуры речи в основном прагматично: ценится точность, ясность (понятность) речи, остроумие, знание иностранных языков, общительность (коммуникабельность), быстрота реакции.
По речи судят о культурном уровне личности и всего общества. Ведь в речевых, языковых формах во все века выражались грани культуры человека.
В наше время чрезвычайно разрослись структуры массовой коммуникации — средства массовой информации, их роль в жизни общества, в развитии культуры невозможно переоценить. Иными словами, говорить следует не только о культуре речи, но и о речевых формах культуры.
Современный язык стремится к статике, стабильности, постоянству, для него характерны центростремительные тенденции; речь же тяготеет к динамике, поиску новых форм и средств, для нее характерны центробежные тенденции. Образно говоря, речь — это резвый конь на воле, а языковая норма как наиболее строгая часть культуры речи — это крепкий повод и железная узда.
Риторика всегда ставит на первое место содержание речи, борется за истину, ждет фактов и аргументов, логических доказательств.
Достоинством любой речи, любого текста, согласно риторическим традициям и здравому смыслу, служит в первую очередь содержание, и лишь во вторую — форма, точнее — гармония формы и содержания. И эта гармония чаще всего безразлична к первенству: содержание ищет для себя форму или форма ищет для себя содержание.
Уместно напомнить здесь и те семь положений, которые создают риторическую модель речевого акта.
1. Кто говорит? — знание личности говорящего поможет понять и оценить его возможности, спрогнозировать характер его действий.
2. Кому говорит? — об учете адресата уже было сказано: как он воспримет высказывание, как оценит его? Возможно, оно оскорбит его, возможно, вызовет уважение к говорящему.
3. При каких обстоятельствах? — оценка обстоятельств поможет и оценке речи.
4. Что говорит? — оценка содержания, его организации, структуры, позиции говорящего, пишущего.
5. Зачем? — какова цель, открытая или тайная, личная или общая.
6. Как выражает мысль? — оценка речевых умений, владения языком, невербальными средствами, стилями, нормами.
7. Наконец, каков результат речи? — если результат (обратная связь) имеет форму ответа, реплики в диалоге, то вся цепь оценок повторяется.
Это один из тех алгоритмов общения, который упоминается в определении целей риторики.