Гоу впо «донецкий педагогический институт»

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

УТВЕРЖДЕНО

Проректор по научно-педагогической и воспитательной работе

_______ Я.В. Полякова

«31» августа 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Современные проблемы науки и техники (образования)

направление подготовки: 38.03.01 Менеджмент

профиль: «Менеджмент организаций»

Квалификация выпускника: магистр

Рекомендована кафедрой _______

Рекомендована кафедрой _______

Протокол №__ от ________ 2017 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Современные проблемы науки и образования» для студентов специальности 38.03.01 Менеджмент (профиль «Менеджмент организаций»).

„___” ________ 2017 года __ с.

Разработчик:

докт. филос. наук, профессор Муза Д.Е.

Учебная программа утверждена на заседании кафедры ____________

Протокол № ____ от “___” ________ 2017 года

Заведующий кафедрой ___________ _____________ (Черемисин А.Г.)

“___” ________ 2017 года



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1.1 Дисциплина «Современные проблемы науки и образования» относится к дисциплинам базовой части, трудоемкость дисциплины - 3 зачетных единиц (108 часов, в том числе 6 ч. лекций, 12 ч. практ. занятий, 75 ч. СРС).

1.2 Дисциплина «Современные проблемы науки и образования» использует знания, полученные студентами ранее в ходе изучения дисциплин бакалавриата, таких как «Философия», «Основы научных исследований».

1.3 Данная дисциплина, как и дисциплина «История и философия науки» является базовой для всех последующих дисциплин профессионального цикла, а также для продуктивного проведения исследовательской деятельности и написания магистерской диссертации. Содержание данной дисциплины связано с содержанием дисциплины общенаучного цикла «Методология и методы научного исследования».

1.4 Цели дисциплины: содействовать становлению базовой общенаучной компетентности магистра для решения актуальных образовательных и исследовательских задач; ввести магистрантов в проблемное поле современной науки и образования; дать представления об актуальных проблемах педагогической науки как части социо-гуманитарного знания.

1.5 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в форме требований к знаниям, умениям, владениям способами деятельности и навыками их применения в практической деятельности (компетенциям).

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ГОС ВПО) Конкретизированные цели освоения дисциплины
знать уметь владеть
1. ОК 1.1.1.Способность усваивать и реализовывать научные и культурные достижения мировой цивилизации (ОК-1). 1 основные концепции, принципы и направления развития науки, техники и образования; 2 основные понятия современного образовательного процесса; 3 современные способы формирования образовательной среды в начальном общем образовании, задачи инновационной образовательной политики в начальном общем образовании. 1 анализировать тенденции современной педагогической науки, определять перспективные направления научных исследований в области начального образования; 2 определять перспективные направления инновационной образовательной политики в начальном общем образовании;   1 анализом влияния инноваций на образовательный и воспитательный процессы;  


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС Всего
  Модуль 1 Современные проблемы науки и техники          
Наука как социокультурный феномен  
Современная наука, её проблемы и перспективы  
Современная техника: формы, смыслы, траектории  
  Модуль 2. Современные проблемы образования          
Глобализация в сфере образования      
Образование в современном мире: модели и технологии      
Миссия Университета      
Парадигмы современного образования      
Система образования в России и ДНР      
Компетентностный подход в образовании      
Методологические подходы к изучению современного образования      
  Итого  


СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа по дисциплине

Раздел Тема для самостоятельного изучения Задание для самостоятельного выполнения студентом Кол-во часов Методическое обеспечение Форма отчетности
Наука как социокультурный феномен Роль науки в современном образовании и развитии личности - написание контрольной работы;   1,3 Контрольная работа.
Современная наука, её проблемы и перспективы Дифференциация и интеграция наук и их методов - написание контрольной работы; - решение кейс-зазача.   1, 8, 15, 20 Контрольная работа, кейс-зазача.  
Современная техника: формы, смыслы, траектории Шестой технологический уклад - написание контрольной работы; - решение кейс-зазача.   2, 7 Контрольная работа, кейс-зазача.  
Глобализация в сфере образования. Образование в контексте глобализации: на пути к универсализации? написание контрольной работы. 13,21 Контрольная работа.
Образование в современном мире: модели и технологии Концепция непрерывного образования написание контрольной работы. 12, 18 Письменное задание (доклад, тезисы)
Миссия университета Культургенерирующая функция университета написание контрольной работы. 3, 4, 6 Письменное задание (доклад, тезисы)
Парадигмы современного образования Современные парадигмы и технологии в образовании написание контрольной работы. 3, 4, 5, 10 Письменное задание (доклад, тезисы, анализ)
Система образования в России и ДНР Система российского образования: структура, состояние, качество - написание реферата; - составление таблицы; - ответ на дискуссионный вопрос;   16,21 Реферат, таблица, письменное задание (ответ на вопрос)
Компетентностный подход в образовании. Сущность компетентностного подхода в образовании - написание критического эссе по статье; - ответ на дискуссионный вопрос; - разработка мультимедийных презентаций 17,21,23,24 Эссе по статье, мультимедийные презентации, письменное задание (ответ на вопрос)
Методологические подходы к изучению современного образования. Методология теории и практики образовательной деятельности. - составление таблицы; - ответ на дискуссионный вопрос 9,11,19 Таблица, письменное задание (ответ на вопрос)  

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Перечень основной учебной литературы:

1. Ильин В.В. Философия науки / В.В. Ильин. М.: МГУ, 2003.

2. Батурин В.К. Социология образования [Текст]:учебное пособие для вузов/ В.К. Батурин.-Москва: ЮНИТИ, 2012.

3. Философские проблемы социально-гуманитарных наук / под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2006.

4. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика [Текст] учебник для магистров/А.Н. Джуринский; Моск. пед. гос. ун-т.-2-е изд., перераб. и доп.-Москва:Юрайт, 2013Образование человека [Текст] : философия образования: семинар / [авт.-сост. М.Н. Кожевникова]. - СПб. : Лема, 2011.

Перечень дополнительной учебной литературы:

5. Методологическая сфера образования: современные научные подходы. Монография. Ростов-на-Дону: «Булат», 2007.

6. Агапова, Н.Г. Парадигмальные ориентации и модели современного образования (системный анализ в контексте философии культуры) : монография [Электронный ресурс] / Н.Г. Агапова. – Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2008. – 364 с. http://library.rsu.edu.ru/blog/wp-content/uploads/e-library2/libds/agapova_paradigmalnii_orientacii_i_modeli_sovremennogo_obrazovaniy.pdfБеликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность [Электронный ресурс] / В.А. Беликов. - М.: Академия Естествознания, 2010. http://www.monographies.ru/76

7. Образование как планетное явление: монография. Донецк: ДонНТУ, Технопарк ДонНТУ УНИТЕХ, 2011.

8. Новиков, А. Методология учебной деятельности [Электронный ресурс] / А. Новиков. - М.: Эгвес, 2005. - 176 с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/novik/index.php

9. Омарова, В.К. Современные парадигмы и технологии образования: Лекция №2 курса «Инновации в образовании» [Электронный ресурс]. – Павлодар: Павлодарский государственный педагогический институт, 2013. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=466025

10. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии : активное обучение: учеб. пособие для вузов [Текст] / А.П. Панфилова . - М. : Академия, 2009. - 192 с. 1Ф(021) Б 53 ЧЗ-2 ФБ-2А1-11А2-10

11. Поливанова, К.Н. Национальные и международные программы оценки качества образования: Учебное пособие [Электронный ресурс] / К.Н. Поливанова. - М.: Московская высшая школа социальных и экономических наук, 2012. - 154 с. http://rcokoit.ru/dld/hse/polivanova.pdf

12. Ткач, Г.Ф. Тенденции развития и реформы образования в мире [Электронный ресурс] / Ткач Г.Ф., Филиппов В.М., Чистохвалов В.Н. - М.: РУДН, 2008. – 303 с. http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/iop_pdf/247-Tkach.pdf

4.2 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. (Источники не вошедшие в список основной и дополнительной литературы)

13. Белая книга российского образования [Электронный ресурс]. - Москва: Изд-во МЭСИ, 2000. - 344 с. http://ecsocman.hse.ru/text/19153933/

14. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] http://rosmu.ru/activity/attach/events/1179/sostoyanie.pdf

15. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – № 5. http://www.pedlib.ru/Books/3/0389/3_0389-1.shtml

16. О концепции непрерывного образования [Электронный ресурс] http://logosbook.ru/VOS/08_2007/12-17.pdf

17. Философия и методология познания: Учебник для магистров и аспирантов [Электронный ресурс]. - СПб.: «Университет», 2003. - 560 с. http://socioline.ru/files/5/81/filosofiya_i_metodologiya_poznaniya.pdf

18. Закон об образовании ДНР // http://mondnr.ru/dokumenty/zakony/category/6-zakony

4.3 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), необходимых для освоения дисциплины.

19. Философская энциклопедия http://terme.ru/

20. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

21. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/

22. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru

23. Российский образовательный форум http://www.schoolexpo.ru

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Таблица 6

5.1 Оценочные средства контроля формируемых компетенций

Способность усваивать и реализовывать научные и культурные достижения мировой цивилизации (ОК-1).
Конкретизированные цели освоения дисциплины обеспечивающие формирование компетенции Оценочные средства контроля формирования компетенций
Знать: 1 основные концепции, принципы и направления развития науки, техники и образования; 2 основные понятия современного образовательного процесса; 3 современные способы формирования образовательной среды в начальном общем образовании, задачи инновационной образовательной политики в начальном общем образовании. Уметь: 1 анализировать тенденции современной педагогической науки, определять перспективные направления научных исследований в области начального образования; 2 определять перспективные направления инновационной образовательной политики в начальном общем образовании. Владеть: 1 анализом влияния инноваций на образовательный и воспитательный процессы.   Текущий контроль: проверка контрольных работ по разделам; проверка кейс-задачи. . Рубежный контроль: экзамен.

Темы контрольных работ:

Наука и образование в структуре техногенной цивилизации.

Современная научная картина мира и деятельность педагога.

Техносфера, инфосфера, ноосфера.

Техника и технологический детерминизм.

Общество и образование.

Компетентностный подход.

Институциональная парадигма образования.

Информационная парадигма образования.

Ноосферная парадигма образования.

Аксиологическая парадигма в образовании.

Образование и идеолого-ценностные установки.

Современный университет.

Международные системы оценки качества образования.

Концепция непрерывного образования.

Субъект - субъектные взаимодействия как основа педагогических отношений.

Современные парадигмы и технологии в образовании.

Синергетический подход в образовательном процессе.

Диалогический подход в образовании.

Пространственно-средовой подход в образовании.

Социопрофессиональный подход в образовании.

Российское образование: актуальное состояние и траектории модернизации.

Роль науки в современном образовании и развитии личности.

Место и роль техники в подготовке современных специалистов.

Система образования в ДНР: структура, состояние, качество.

Будущее образования.

Наши рекомендации