Гоу впо «донецкий педагогический институт»
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
УТВЕРЖДЕНО
Проректор по научно-педагогической и воспитательной работе
_______ Я.В. Полякова
«31» августа 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Современные проблемы науки и техники (образования)
направление подготовки: 38.03.01 Менеджмент
профиль: «Менеджмент организаций»
Квалификация выпускника: магистр
Рекомендована кафедрой _______
Рекомендована кафедрой _______
Протокол №__ от ________ 2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Современные проблемы науки и образования» для студентов специальности 38.03.01 Менеджмент (профиль «Менеджмент организаций»).
„___” ________ 2017 года __ с.
Разработчик:
докт. филос. наук, профессор Муза Д.Е.
Учебная программа утверждена на заседании кафедры ____________
Протокол № ____ от “___” ________ 2017 года
Заведующий кафедрой ___________ _____________ (Черемисин А.Г.)
“___” ________ 2017 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1 Дисциплина «Современные проблемы науки и образования» относится к дисциплинам базовой части, трудоемкость дисциплины - 3 зачетных единиц (108 часов, в том числе 6 ч. лекций, 12 ч. практ. занятий, 75 ч. СРС).
1.2 Дисциплина «Современные проблемы науки и образования» использует знания, полученные студентами ранее в ходе изучения дисциплин бакалавриата, таких как «Философия», «Основы научных исследований».
1.3 Данная дисциплина, как и дисциплина «История и философия науки» является базовой для всех последующих дисциплин профессионального цикла, а также для продуктивного проведения исследовательской деятельности и написания магистерской диссертации. Содержание данной дисциплины связано с содержанием дисциплины общенаучного цикла «Методология и методы научного исследования».
1.4 Цели дисциплины: содействовать становлению базовой общенаучной компетентности магистра для решения актуальных образовательных и исследовательских задач; ввести магистрантов в проблемное поле современной науки и образования; дать представления об актуальных проблемах педагогической науки как части социо-гуманитарного знания.
1.5 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в форме требований к знаниям, умениям, владениям способами деятельности и навыками их применения в практической деятельности (компетенциям).
Таблица 1
Планируемые результаты обучения
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ГОС ВПО) | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
знать | уметь | владеть | ||
1. ОК | 1.1.1.Способность усваивать и реализовывать научные и культурные достижения мировой цивилизации (ОК-1). | 1 основные концепции, принципы и направления развития науки, техники и образования; 2 основные понятия современного образовательного процесса; 3 современные способы формирования образовательной среды в начальном общем образовании, задачи инновационной образовательной политики в начальном общем образовании. | 1 анализировать тенденции современной педагогической науки, определять перспективные направления научных исследований в области начального образования; 2 определять перспективные направления инновационной образовательной политики в начальном общем образовании; | 1 анализом влияния инноваций на образовательный и воспитательный процессы; |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | ||
Модуль 1 Современные проблемы науки и техники | ||||||
Наука как социокультурный феномен | ||||||
Современная наука, её проблемы и перспективы | ||||||
Современная техника: формы, смыслы, траектории | ||||||
Модуль 2. Современные проблемы образования | ||||||
Глобализация в сфере образования | ||||||
Образование в современном мире: модели и технологии | ||||||
Миссия Университета | ||||||
Парадигмы современного образования | ||||||
Система образования в России и ДНР | ||||||
Компетентностный подход в образовании | ||||||
Методологические подходы к изучению современного образования | ||||||
Итого |
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная работа по дисциплине
Раздел | Тема для самостоятельного изучения | Задание для самостоятельного выполнения студентом | Кол-во часов | Методическое обеспечение | Форма отчетности |
Наука как социокультурный феномен | Роль науки в современном образовании и развитии личности | - написание контрольной работы; | 1,3 | Контрольная работа. | |
Современная наука, её проблемы и перспективы | Дифференциация и интеграция наук и их методов | - написание контрольной работы; - решение кейс-зазача. | 1, 8, 15, 20 | Контрольная работа, кейс-зазача. | |
Современная техника: формы, смыслы, траектории | Шестой технологический уклад | - написание контрольной работы; - решение кейс-зазача. | 2, 7 | Контрольная работа, кейс-зазача. | |
Глобализация в сфере образования. | Образование в контексте глобализации: на пути к универсализации? | написание контрольной работы. | 13,21 | Контрольная работа. | |
Образование в современном мире: модели и технологии | Концепция непрерывного образования | написание контрольной работы. | 12, 18 | Письменное задание (доклад, тезисы) | |
Миссия университета | Культургенерирующая функция университета | написание контрольной работы. | 3, 4, 6 | Письменное задание (доклад, тезисы) | |
Парадигмы современного образования | Современные парадигмы и технологии в образовании | написание контрольной работы. | 3, 4, 5, 10 | Письменное задание (доклад, тезисы, анализ) | |
Система образования в России и ДНР | Система российского образования: структура, состояние, качество | - написание реферата; - составление таблицы; - ответ на дискуссионный вопрос; | 16,21 | Реферат, таблица, письменное задание (ответ на вопрос) | |
Компетентностный подход в образовании. | Сущность компетентностного подхода в образовании | - написание критического эссе по статье; - ответ на дискуссионный вопрос; - разработка мультимедийных презентаций | 17,21,23,24 | Эссе по статье, мультимедийные презентации, письменное задание (ответ на вопрос) | |
Методологические подходы к изучению современного образования. | Методология теории и практики образовательной деятельности. | - составление таблицы; - ответ на дискуссионный вопрос | 9,11,19 | Таблица, письменное задание (ответ на вопрос) |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Перечень основной учебной литературы:
1. Ильин В.В. Философия науки / В.В. Ильин. М.: МГУ, 2003.
2. Батурин В.К. Социология образования [Текст]:учебное пособие для вузов/ В.К. Батурин.-Москва: ЮНИТИ, 2012.
3. Философские проблемы социально-гуманитарных наук / под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2006.
4. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика [Текст] учебник для магистров/А.Н. Джуринский; Моск. пед. гос. ун-т.-2-е изд., перераб. и доп.-Москва:Юрайт, 2013Образование человека [Текст] : философия образования: семинар / [авт.-сост. М.Н. Кожевникова]. - СПб. : Лема, 2011.
Перечень дополнительной учебной литературы:
5. Методологическая сфера образования: современные научные подходы. Монография. Ростов-на-Дону: «Булат», 2007.
6. Агапова, Н.Г. Парадигмальные ориентации и модели современного образования (системный анализ в контексте философии культуры) : монография [Электронный ресурс] / Н.Г. Агапова. – Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2008. – 364 с. http://library.rsu.edu.ru/blog/wp-content/uploads/e-library2/libds/agapova_paradigmalnii_orientacii_i_modeli_sovremennogo_obrazovaniy.pdfБеликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность [Электронный ресурс] / В.А. Беликов. - М.: Академия Естествознания, 2010. http://www.monographies.ru/76
7. Образование как планетное явление: монография. Донецк: ДонНТУ, Технопарк ДонНТУ УНИТЕХ, 2011.
8. Новиков, А. Методология учебной деятельности [Электронный ресурс] / А. Новиков. - М.: Эгвес, 2005. - 176 с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/novik/index.php
9. Омарова, В.К. Современные парадигмы и технологии образования: Лекция №2 курса «Инновации в образовании» [Электронный ресурс]. – Павлодар: Павлодарский государственный педагогический институт, 2013. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=466025
10. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии : активное обучение: учеб. пособие для вузов [Текст] / А.П. Панфилова . - М. : Академия, 2009. - 192 с. 1Ф(021) Б 53 ЧЗ-2 ФБ-2А1-11А2-10
11. Поливанова, К.Н. Национальные и международные программы оценки качества образования: Учебное пособие [Электронный ресурс] / К.Н. Поливанова. - М.: Московская высшая школа социальных и экономических наук, 2012. - 154 с. http://rcokoit.ru/dld/hse/polivanova.pdf
12. Ткач, Г.Ф. Тенденции развития и реформы образования в мире [Электронный ресурс] / Ткач Г.Ф., Филиппов В.М., Чистохвалов В.Н. - М.: РУДН, 2008. – 303 с. http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/iop_pdf/247-Tkach.pdf
4.2 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. (Источники не вошедшие в список основной и дополнительной литературы)
13. Белая книга российского образования [Электронный ресурс]. - Москва: Изд-во МЭСИ, 2000. - 344 с. http://ecsocman.hse.ru/text/19153933/
14. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] http://rosmu.ru/activity/attach/events/1179/sostoyanie.pdf
15. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – № 5. http://www.pedlib.ru/Books/3/0389/3_0389-1.shtml
16. О концепции непрерывного образования [Электронный ресурс] http://logosbook.ru/VOS/08_2007/12-17.pdf
17. Философия и методология познания: Учебник для магистров и аспирантов [Электронный ресурс]. - СПб.: «Университет», 2003. - 560 с. http://socioline.ru/files/5/81/filosofiya_i_metodologiya_poznaniya.pdf
18. Закон об образовании ДНР // http://mondnr.ru/dokumenty/zakony/category/6-zakony
4.3 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), необходимых для освоения дисциплины.
19. Философская энциклопедия http://terme.ru/
20. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
21. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/
22. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
23. Российский образовательный форум http://www.schoolexpo.ru
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Таблица 6
5.1 Оценочные средства контроля формируемых компетенций
Способность усваивать и реализовывать научные и культурные достижения мировой цивилизации (ОК-1). | |
Конкретизированные цели освоения дисциплины обеспечивающие формирование компетенции | Оценочные средства контроля формирования компетенций |
Знать: 1 основные концепции, принципы и направления развития науки, техники и образования; 2 основные понятия современного образовательного процесса; 3 современные способы формирования образовательной среды в начальном общем образовании, задачи инновационной образовательной политики в начальном общем образовании. Уметь: 1 анализировать тенденции современной педагогической науки, определять перспективные направления научных исследований в области начального образования; 2 определять перспективные направления инновационной образовательной политики в начальном общем образовании. Владеть: 1 анализом влияния инноваций на образовательный и воспитательный процессы. | Текущий контроль: проверка контрольных работ по разделам; проверка кейс-задачи. . Рубежный контроль: экзамен. |
Темы контрольных работ:
Наука и образование в структуре техногенной цивилизации.
Современная научная картина мира и деятельность педагога.
Техносфера, инфосфера, ноосфера.
Техника и технологический детерминизм.
Общество и образование.
Компетентностный подход.
Институциональная парадигма образования.
Информационная парадигма образования.
Ноосферная парадигма образования.
Аксиологическая парадигма в образовании.
Образование и идеолого-ценностные установки.
Современный университет.
Международные системы оценки качества образования.
Концепция непрерывного образования.
Субъект - субъектные взаимодействия как основа педагогических отношений.
Современные парадигмы и технологии в образовании.
Синергетический подход в образовательном процессе.
Диалогический подход в образовании.
Пространственно-средовой подход в образовании.
Социопрофессиональный подход в образовании.
Российское образование: актуальное состояние и траектории модернизации.
Роль науки в современном образовании и развитии личности.
Место и роль техники в подготовке современных специалистов.
Система образования в ДНР: структура, состояние, качество.
Будущее образования.