Финансовое обеспечение реализации программы развития

Финансовое обеспечение программы развития лицея сформулировано в прилагаемых бизнес-плане реализации городской экспериментальной площадки «Учебно-воспитательный процесс в сфере профессиональной ориентациив старшей школе и в интегральной среде «школа-вуз-производство», действующей на базе лицея и примерной смете расходов по Приоритетному Национальному Проекту «Образование».

ПРИЛОЖЕНИЯ

Модель личности выпускника Лицея

Для определения педагогической стратегии лицея важнейшее значение имеет установленный рядом социологических и психологических исследований факт, что социальный успех человека обусловливается, прежде всего, его личностно-волевыми качествами и, во вторую очередь, - уровнем его интеллектуального развития. Таким образом, лицей не должен ограничиваться подготовкой выпускников к вступительным экзаменам в высшую школу, игнорируя формирование соответствующего уровня их социальной зрелости и личностных качеств. В «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» подчёркивается: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Таким образом, образовательная деятельность лицея направлена

во-первых, на воспитание самостоятельной, творческой, активной личности, т.е. человека, уровень развития которого адекватен требованиям современности и обеспечивает высокую успешность социализации;

во-вторых, на формирование устойчивой направленности интересов учащегося в науку и технику, что призвано направить развиваемый творческий потенциал молодого поколения в сферу современного высоко технологичного производства.

Чтобы достичь успеха в социальной и частной сферах своей жизни, выпускник лицея должен постоянно стремиться к самосовершенствованию, т.е. стать «самоактуализирующейся личностью» (А. Маслоу), которой присущи:

· активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

· психологическое принятие себя и терпимость к недостаткам других людей;

· способность ясно выражать свои мысли и чувства;

· сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес сосредоточенности сознания только на собственных чувствах и переживаниях;

· обладание чувством юмора;

· развитые творческие способности;

· неприятие определенных социальных условностей, но без показного их игнорирования;

· озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;

· способность к глубокому пониманию жизни;

· установление с окружающими людьми доброжелательных личных взаимоотношений;

· способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее беспристрастно, с объективной точки зрения;

· непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в нее;

· способность решать возникающие проблемы нестандартным образом;

· умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не только на мнение других людей, традиции или условности, позиции авторитетов;

· открытое и честное поведение в соответствующих ситуациях;

· готовность подвергнуться критике со стороны окружающих людей и способность преодолевать социальное сопротивление;

· способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;

· приложение максимума усилий для достижения поставленных целей.

Выпускник лицея –это, прежде всего, волевая, активная и свободная личность. Активная в преобразовании своей жизненной среды для достижения намеченных целей. Свободная от догматических стереотипов и комплексов, тормозящих ее личностный и социальный прогресс.

Профессиограмма «ИНЖЕНЕР»

В качестве профессиограммы, наиболее актуальной для профессиональной ориентации старшеклассников в сфере технических наук и промышленности, рассматривается профессиограмма «Инженер» (по Е.С. Романовой).

Для данной профессии в качестве базовых знаний выступают наука и техника (высший, теоретический уровень изучения), а также черчение (уровень практического использования знаний).

Доминирующий способ мышления – адаптация-координация, как приспособление имеющихся общих знаний к условиям и контексту конкретной изменяющейся ситуации и выбор оптимального способа решения возникающих проблем из нескольких возможных. Для инженера важна способность согласовывать противоречивые цели и одновременно оценивать и решать многочисленные и разноплановые задачи. Человек, ориентированный на данную профессию должен также обладать гибким мышлением, направленным на инновационные пути решения возникающих проблем.

Характер межличностного взаимодействия для данной профессии определяется как достаточно интенсивный («частое взаимодействие») по типу «рядом». Это означает, что в профессиональной деятельности специалисты часто обмениваются разнообразной информацией, но основную работу выполняют относительно независимо друг от друга. Таким образом, сохраняется некоторая самостоятельность в условиях коллективной работы.

Преобладают интересы практическо-исследовательского типа. Предпочтение отдается практическому труду и использованию конкретных вещей для достижения быстрого результата деятельности. Привлекательны занятия, требующие ручных умений, ловкости, смекалки. Развиты наблюдательность, сообразительность, независимость и оригинальность, нестандартное мышление и творческий подход к делу. Характерно выяснение множества различных деталей, прежде чем прийти к заключению и определить способ решения проблемы.

Тип условий работы характеризуется как мобильный (подвижный), преимущественно в помещении.

Профессионально важные способности:

· технические способности;

· математические способности;

· способность воспринимать большое количество информации;

· способность воспринимать и анализировать большое количество разрозненных фактов;

· способность изменять планы и способы решения задач под влиянием изменений ситуации (гибкость мышления);

· развитое наглядно-образное мышление;

· высокий уровень концентрации, распределения и устойчивости внимания;

· хорошая долговременная и кратковременная память;

· высокий уровень пространственного воображения;

· хороший глазомер.

Профессионально важные личностные качества:

методичность, рациональность; o настойчивость;
любознательность; o наблюдательность;
самостоятельность; o изобретательность;
скрупулёзность в работе; o терпеливость;
аккуратность; o усидчивость.

Доминирующие виды деятельности:

· разработка планов и программ проведения отдельных этапов технических работ;

· сбор, обработка, анализ и систематизация информации по определенной теме;

· проведение опытов и измерений, анализ и обобщение результатов;

· составление технических отчетов по полученным сведениям;

· проектирование схем, расчет параметров и величин;

· проектирование средств испытания и контроля, лабораторных макетов и контроль их изготовления;

· составление описаний устройств и принципов их действия;

· настройка и регулировка сложной аппаратуры, контроль её состояния;

· участие в испытаниях опытных образцов изделий, их наладка;

· участие во внедрении в производство технических проектов и решений;

· подготовка исходных данных для составления планов, заявок, смет и т.п.;

· оформление завершённых научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ.

ЭКСПЕРТНО-ПРОЕКТНАЯ ТАБЛИЦА

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ ЛИЦЕЯ

Аналитический параметр Текущее состояние образовательной системы лицея Проектируемое состояние образовательной системы лицея
1. Содержание образовательных курсов
1.1. Типы содержания В основном когнитивное содержание предметов Когнитивные, эмоциональные, нормативные и экспрессивные умения и навыки
1.2. Межпредметные связи Межпредметные связи при наличии строгих границ между предметами Продуманные межпредметные связи и чёткая преемственность тем внутри предметов
1.3. Распределение учебного времени между предметами В соответствии с нормативами Достаточно времени уделяется изучению «некогнитивных» предметов (эмоциональных, нормативных и экспрессивных, связанных с физической, трудовой, социальной активностью и т.п.)
1.4. Вариативность содержания Все образовательные курсы обязательны для изучения Возможность выбора некоторых образовательных курсов. На содержание курсов большое влияние оказывают сами педагоги и учащиеся.
1.5. Критерии отбора содержания внутри предметов Обусловлены, прежде всего, государственными стандартами, необходимостью подготовки к экзаменам, и в некоторой степени пониманием необходимости всестороннего развития личности Соответствует
2. Организация образовательного процесса
2.1. Основные формы организации Предметное классно-урочное преподавание Предметное классно-урочное преподавание, увеличение доли индивидуальных форм: исследовательских, проектных
2.2.Степень дидактической дифференциации Незначительная Значительная
2.3.Степень дифференциации по интересам учащихся Незначительная Значительная
2.4. Образовательные траектории школьников
2.4.1.Возможности выбора Каждый поток проходит единую траекторию обучения В каждой группе обеспечиваются возможности для разноуровневого обучения по различным предметам
2.4.2.Степень фиксации Подлежат пересмотру и коррекции Соответствует
2.4.3. Темп Единый для всех Коррекция темпа «прохождения материала» в зависимости от темпа его усвоения.
2.4.4. Фиксация норм и требований к образовательному уровню Фиксированы для каждого предмета на нескольких уровнях Соответствует
3. Групповая организация учащихся
3.1.Преобладающая форма организации Учебные классы Базовая группа, как основа для индивидуального развития каждого
3.2.Постоянство учебных групп Постоянные, стабильные Изменения состава микрогрупп внутри стабильной группы
3.3. Перегруппировка учащихся Незначительные перегруппировки Соответствует
3.4. Подбор педагогов для работы с конкретными группами учащихся Целенаправленного подбора педагогов практически не производится. Постоянен классный руководитель Соответствует
4. Воспитательная работа и психолого-педагогическое сопровождение учащихся
4.1. Функции Помощь в изучении предметов, выборе соответствующего образовательного уровня, решение вопросов, связанных с дисциплиной Помощь в изучении предметов, выборе соответствующего образовательного уровня, организация эффективного группового взаимодействия, помощь в решении различных проблем и предупреждение их возникновения
4.2. Время Небольшое Достаточное
4.3. Связь между воспитательной и учебной деятельностью Значительная интеграция Соответствует
4.4.Субъекты воспитательной деятельности Классный руководитель, психологи, учителя-предметники Соответствует
5. Тесты и проверки
5.1. Цели Проверка когнитивных достижений и прогноз дальнейшей успешности обучения Проверка достижений, индивидуальная диагностика (личностная и когнитивная)
5.2. Функции Проверка усвоения материала для установления необходимости его повторения или дополнительного изучения Проверка усвоения материала для установления необходимости его повторения или дополнительного изучения, а также организации постоянной обратной связи с учащимися
5.3.Результаты проверок Достижение образовательных целей Соответствует
5.4.Субъекты проверок Учителя-предметники и в небольшой степени психологи Психологи и учителя-предметники при активном содействии самих учащихся
5.5. Стандартизация тестов и проверок Учащиеся вместе с педагогами оценивают временную динамику своих достижений, базируясь на требованиях госстандартов Соответствует
6. Оценка образовательного процесса
6.1. Цели Оптимизация объема и темпа усвоения содержания Коррекция педагогами программ и характера образовательного процесса
6.2. Субъекты оценки и установления критериев Завучи, учителя-предметники, методические объединения Психологи совместно с учителями-предметниками. Критерии устанавливаются при участии администрации
       

Экспертно-проектная таблица

Наши рекомендации