III. Работа по теме урока с опорой на материалы учебника.
1. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а с планом морфологи-ческого разбора имени прилагательного (с. 22) и образца-ми устного и письменного разбора (с. 23).
Поскольку в качестве образца дан пример разбора пол-ного прилагательного, а в предложении А. Плещеева есть
и краткое прилагательное, и прилагательные в сравнитель-ной степени, учитель предлагает продолжить совместную работу по вариантам. Класс заслушивает устные разборы.
2. Письменный морфологический разбор прилагатель-ных из упр. 351 (в формулировке задания есть опечатка, надо: «как части речи»). Можно предложить также работу по вариантам.
Учителю следует предварительно провести работу по сравнению омонимичных форм наречия и прилагательно-го, начав с синтаксических связей слов в предложении:
ложатся (к а к?) тихо.. — дыхание (к а к о в о?) свежо.
– – –
3. Упр. 353 выполняется под руководством учителя с подробным комментарием. Сначала находится исходное притяжательное прилагательное, затем относительное и употреблённое в переносном смысле качественное, к кото-рому подбираются синонимы. Следует учесть, что разделе-ние прилагательных на притяжательные и относительные весьма условно, поскольку грамматически это один разряд.
IV. Закрепление изученного. К о м п л е к с н ы й а н а -
л и з т е к с т а Н. Сладкова (упр. 352).
Г р у п п о в ы е з а д а н и я. 1-я группа: выписать сущест-вительные, образованные суффиксальным способом, сделать словообразовательный разбор четырёх слов; 2-я группа: выпи-сать слова с пропущенной орфограммой 1; сделать морфемный разбор четырёх слов; 3-я группа: выписать качественные при-лагательные, сделать морфологический разбор четырёх слов.
V. Подведение итогов урока.Взаимозачёт по итогамгрупповой работы.
VI. Домашнее задание.Повторить материал § 51, соста-вить упражнение на орфограмму 32.
Р Урок 106. Выборочное изложение (упр. 347)
Ц е л и у р о к а: закрепить представление об особенностях вы-борочного изложения; совершенствовать умение воспроизводить одну из подтем художественного текста в письменной форме.
Личностные УУД. Стремление к речевому самосовершенство-ванию. Регулятивные УУД. Планирование действий в соответст-вии с поставленной задачей. Коррекция. Познавательные УУД. Преобразование высказывания. Коммуникативные УУД. Изло-жение мыслей в письменной форме.
Для того чтобы совершенствовать умение создавать выбо-рочное изложение (воспроизводить подтему, находящуюся в
разных частях исходного текста), следует расширить грани-цы текста, указанные в упр. 347: со слов «Тронутый пре-данностью старого кучера…» до слов «…обнял отца своего».
Х о д у р о к а
I. Подготовка к выборочному изложению.
1. Повторение особенностей выборочного изложения, срав-нение с подробным и сжатым изложением, определение по-нятий тема, подтема.
2. Первоначальное знакомство с текстом, анализ зада-чи: написать изложение «Возвращение Владимира в отчий дом», определение значений непонятных учащимся слов, характеристика материала с точки зрения его отношения
к обозначенной подтеме.
Поскольку в тексте много имён собственных, учитель за-
даёт учащимся вопросы, чтобы убедиться в том, что они поняли, как пролегал путь Владимира к родному имению, какие места он проезжал, кто его сопровождал, кого он вспомнил, как называется деревня его отца и др.
Учитель поможет учащимся увидеть, что автору важно передать состояние своего героя, показать, какие чувства испытывает Владимир, возвращаясь в родной дом, поэтому при отборе материала необходимо обратить внимание на те выражения, которые писатель использует для этого.
3. Составление сложного плана изложения, отбор опор-ных слов, рабочих материалов.