Уроки 62—63. Контрольный диктант и его анализ

Ц е л и у р о к о в: проверить усвоение изученного материала; развивать способность осуществлять самоконтроль, анализиро-вать допущенные ошибки.

Личностные УУД. Способность к самооценке. Регулятивные УУД. Контроль за способами решения. Коррекция. Познава-тельные УУД. Анализ объектов. Коммуникативные УУД. Сов-местная деятельность.

РОЗОВОЕ БОЛОТО

Болота никого не радуют. На болоте не присядешь, не приляжешь. Под ногами хлюпает, вокруг вьётся мошка. Но однажды встретилось мне болото удивительной красоты. О нём я и расскажу.

Ночью я пробирался по раскисшей тропе сквозь тростник. Хлябь становилась всё глубже. Чёрной нефтью заблестела вода. Дальше идти было нельзя. Я прислонился спиной к иве и задремал.

Проснулся я от странного сияния, открыл глаза и охнул!4, 5 Ясные солнечные лучи высветили над водой зелёные чаши, а в них горели розовые бутоны.4, 5

Солнце коснулось этих нежных бутонов. Они проснулись и зашеве-лились. Белые лепестки приоткрылись, показали солнцу свою красную сердцевину. Словно белые нежные ладони ласково грели на солнце прозябшие за ночь цветы, и каждый лотос протягивал к солнцу свою красоту. (115 слов)

(По Н. С л а д к о в у)

Уроки 62—63. Контрольный диктант и его анализ - student2.ru



Г р а м м а т и ч е с к и е з а д а н и я: 1) выписать слова с чередующимися гласными в корнях слов, выделить ор-фограммы; 2) определить способ образования выделенных слов; 3) сделать указанные разборы (по вариантам).

Урок 64. Соединительные о и е в сложных словах (§ 41)

Ц е л и у р о к а: развить умение определять способ образова-ния слов; познакомить с условиями выбора соединительных о и е в сложных словах (орфограмма 30); научить правильно писатьсложные слова с соединительными о и е, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Личностные УУД. Формирование интереса к учебной деятель-ности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение фактуальной информации из текстов, содер-жащих теоретические сведения. Установление аналогий. Комму-никативные УУД. Формулирование мнения.

Х о д у р о к а

I. Лингвистическая разминка.И г р а «Шарада».

Первый слог этого слова — стержень, на котором держится колесо (ось); 2-й слог — нота, обозначающая третий звук музыкальной гаммы (ми); 3-й слог — корень слова, обозначающего то же, что и второй ла-тинский корень в слове велосипед (велосипед — «быстрая нога»: ног).

О т в е т: осьминог.

— Является ли слово велосипед сложным? Докажите своё мнение, используя знания в области лексики, вспом-ните определение заимствованных слов.

— Может быть, осьминог — сложное слово?

Учитель сообщает, что слово осьминог (моллюск, у которого восемь щупалец, арх. «осьмь») является словообразователь-ной калькой с греческого языка (калькирование — особый способ заимствования, когда каждая часть заимствованного слова переводится на другой язык). Учащиеся знакомились с понятием кальки при изучении фразеологизмов и анализе слова виноград (см. Уроки 36, 54). Примером кальки также может служить слово небоскрёб (от англ. skуsсrареr).

— Какие же слова являются сложными? Приведите примеры.

Учитель может предложить приведённую ниже группу слов.

Уроки 62—63. Контрольный диктант и его анализ - student2.ru

Подножка, узкоплечий, переделка, трёхведёрный, само-вар, сантиметр, полноводный, листопад, вездеход, плащ-палатка, кроссворд, пулемётчик.

Уроки 62—63. Контрольный диктант и его анализ - student2.ru

У каждого из найденных слов учащиеся объясняют лек-сическое значение и определяют способ его образования с использованием алгоритма (Урок 44). В работе использу-ется материал § 33 (с. 95) и таблица, составленная в те-тради-справочнике (см. Урок 46).

Сложение основ: самовар, листопад, вездеход; сложе-ние слов: плащ-палатка; сложение + суффиксация: уз-

Уроки 62—63. Контрольный диктант и его анализ - student2.ru



коплечий, трёхведёрный, полноводный; суффиксальный: пулемётчик.

Наши рекомендации