III. Повторение основных сведений по морфологии.

1. Составление с опорой на вопросы учебника (с. 19) схемы (таблицы), отражающей систему частей речи русского языка.

2. П о в т о р е н и е морфологических признаков сущест-вительного, прилагательного и глагола с использованием материалов учебника (с. 19—20).

Учащиеся получают задание с опорой на учебник подгото-вить лингвистические характеристики частей речи, подби-

рая «иллюстрации» в упр. 32. Предлагается г р у п п о в а я р а б о т а: 1-я группа работает с именами существительными, 2-я группа — с прилагательными, 3-я группа — с глагола-ми, 4-я группа готовит выразительное чтение текста, выпи-сывает, группируя, предлоги и союзы.

Работа проверяется коллективно, подводится итог рабо-ты всех групп и даются ответы на вопросы: какие слова в данном тексте не были рассмотрены группами? Какие это части речи? Что вы о них знаете? (Наречия местами, почти, везде; местоимение её.) Учителю следует предусмо-треть, что наречие местами, скорее всего, ученики примут за существительное. Учитель предлагает учащимся задать к нему падежный вопрос: обрастают (ч е м?) кустарни-ком, но (к а к? г д е?) местами (учащиеся запоминают:с существительными в форме творительного падежа надо быть осторожными, они могут «перевоплощаться», стано-вясь наречиями).

III. Повторение основных сведений по морфологии. - student2.ru



Следует обратить внимание также на значение слова лозняк и предложить учащимся сравнить его с известны-ми им словами березняк, ивняк, сосняк, дубняк (а также

молодняк, сушняк). Далее учащиеся определяют, из какихморфем состоят эти слова и что обозначает суффикс -няк-, делают, исходя из этого, морфемный разбор слова лозняк и характеризуют его значение: заросли, кустарник лозы, вспоминают, не встречалось ли им раньше слово лоза.

Учитель может сам предложить выдержки из произведений русских поэтов (учащиеся готовят их выразительное чтение):

Не стану я жалеть о розах, Увядших с лёгкою весной; Мне мил и виноград на лозах,

В кистях созревший под горой… (А. П у ш к и н)

Между ягод сети-паутинки, Гибких лоз стволы ещё тонки, Облака плывут, как льдинки,

льдинки В ярких водах голубой реки.

(А. А х м а т о в а)

IV. Комплексная работа с текстом(упр. 33).

1. Знакомство с текстом Л. Пантелеева, определение его темы и подбор заголовка с использованием ключевых слов отрывка («Прелесть поздней осени»), характеристика стиля.

2. Списывание текста с частичной морфологической ха-рактеристикой существительных, прилагательных и глаго-лов (в соответствии с заданием).

3. Определение роли существительных, прилагательных

и глаголов в создании картины поздней осени.

— Какие краски и звуки привлекают ваше внимание

в первую очередь?

— Какие части речи помогают увидеть и услышать осен-ний лес?

Выполняя задание, учащиеся находят наиболее яркие детали, помогающие автору передать состояние восхище-ния простой картиной осенней природы: безнадёжный дождь, одуряющие запахи тления, посиневшие от холо-да сыроежки, ссохшиеся беретики, сверкает, как слеза, мягко похлюпывает, рдяно алеют, нержавеющая зелень, крупные бусины брусники, лежит невпопад, рыжий, по-никший папоротник.

4. И н д и в и д у а л ь н ы е з а д а н и я: устная характе-ристика указанного предложения; разъяснение значения слов тление и рдяно с помощью толкового словаря.

5. Выразительное чтение текста.

V. Подведение итогов урокав форме беседы.

— Помогает ли внимательное, вдумчивое чтение и ана-лиз языковых единиц лучше понять созданный писателем текст? Слова каких частей речи вы сами хотели бы ис-пользовать при создании картины природы? Какие из слов, встретившихся на уроке, запомнились вам больше всего?

III. Повторение основных сведений по морфологии. - student2.ru



VI.Домашнее задание.Предлагаются 2 варианта до-машнего задания: упр. 31 или создание пейзажной мини-атюры (тему определяет сам учащийся).

Урок 8. Орфограммы в окончаниях слов (§ 7)

Ц е л и у р о к а: повторить, закрепить и систематизировать пра-вила написания гласных в окончаниях существительных, прила-гательных и глаголов (орфограммы 17, 19, 23, 25); упрочить ор-фографические навыки; закрепить умения графически выделять орфограммы, составлять простой план текста; совершенствовать умение выразительно читать художественные тексты.

Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Целе-полагание. Контроль. Оценка. Познавательные УУД. Анализ объектов. Построение рассуждения. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе.

Х о д у р о к а

I. Лингвистическая пятиминутка.На доску вынесеныслова.

Покрой, дали, жгут, стих, простой, пила, гнёт.

— Какими частями речи могут быть эти слова? Обоснуй-те свой ответ.

II. Проверка домашнего задания.М и н и - к о н к у р с налучшую миниатюру.

Наши рекомендации