II. Повторение основных сведений по фонетике и орфо-

Эпии.

1. Формулирование темы урока. Б е с е д а с классом.

— Какое из записанных слов относится к научной лек-сике? (Фонетика.)

Это понятие вместе с понятием орфоэпия и определит тему нашего урока.

— Как называется наука, разделами которой являются фонетика, орфоэпия? (Наука о языке, языкознание, лин-гвистика.)

— Знакомы ли вы с фонетикой и орфоэпией? Исходя из этого сформулируйте основную цель урока.

— Вспомните, как можно объяснить значение слова фо-нетика через значение его корня, пришедшего в русскийязык из греческого (pho¯ne¯ — звук).

— В каких словах вы можете найти этот корень? (Маг-нитофон, диктофон, микрофон.)

Беседа продолжается по вопросам учебника (§ 4, с. 12). По-рядок фонетического разбора слова используется для подготов-ки развёрнутого сообщения «Звуки нашей речи». Завершить работу можно, ответив на такие вопросы: как вы думаете, за-чем нужно изучать фонетику? Может ли пригодиться знание о звуках речи, например, при создании стихотворений?

2. Р а б о т а п о г р у п п а м со стихотворными произве-дениями.

Класс делится на четыре группы: 1-я группа работает со стихотворением из домашнего задания (упр. 13); 2-я груп-па выполняет задания из упр. 14; 3-я группа — задания из упр. 16; 4-я группа получает карточки со стихотворением А. Барто «Игра в слова»:

Скажи погромче слово «гром» — А скажешь слово «листопад» —

Грохочет слово, словно гром. И листья падают, летят.

Скажи потише: «Шесть мышат» — И, словно наяву,

И сразу мыши зашуршат. Ты видишь осень:

Скажи: «Кукушка на суку» — Жёлтый сад

Тебе послышится: «ку-ку». И мокрую траву.

II. Повторение основных сведений по фонетике и орфо- - student2.ru



При подготовке выразительного чтения учащимся пред-лагается сначала ответить на вопросы: какие согласные (они характеризуются по плану фонетического разбора) повторяются в стихотворении вашей группы? Помогает ли поэтам знание фонетики нарисовать картину так, что-бы читатель смог лучше её представить?

Чтение стихотворений можно провести в форме конкур-са на звание лучшего чтеца. При оценке чтения следует обратить внимание на правильность произношения (это станет переходом к следующей части урока).

3. Выявление и характеристика основных орфоэпиче-ских трудностей.

1) Б е с е д а с классом:

— Какой раздел в науке о языке следит за тем, как мы произносим звуки в словах? (Орфоэпия.)

— Что означает слово орфоэпия? (В пер. с греч. orthos —

правильный и epos — речь.)

— В чём состоит задача орфоэпии? (Орфоэпия устанав-

ливает единые правила литературного произношения

и следит за их выполнением.)

— Где отражены эти правила? (В орфоэпическом словаре.)

— Слова фонетика и орфоэпия — это термины (т. е. слова, обозначающие научные понятия). Обратите внима-ние на то, что слова фонетика и термин имеют орфо-эпическую трудность — разное произношение согласного перед звуком [э]. С чем связана эта трудность? (В сло-вах иноязычного происхождения перед буквой е, которая в исконно русских словах указывает на мягкость согла-сного, может произноситься и твёрдый звук.) Это перваяорфоэпическая трудность. Вторая — постановка ударения: повторяем слова из лингвистической пятиминутки.

2) При выполнении упр. 18 выявляется третья труд-ность — произношение сочетания букв чн. Имеющиеся

в упражнении примеры учащиеся дополняют собственными.

III. Повторение правила употребления ъ и ь.

1. Определение значения слова орфография. Чем это сло-во отличается от слова орфоэпия? Какие буквы в русском языке не обозначают звуков и зачем эти буквы нужны?

2. Расшифровка записей на форзаце (орфограммы 6, 8, 9)

и ответы на вопросы учебника (с. 15).

3. Упр. 20, 22. Выполняя упр. 20, из которого учитель предлагает выписать только слова с разделительным ъ, учащиеся работают попарно (две пары работают на про-тивоположных «крыльях» доски), обязательно выделяя часть слова, после которой стоит ъ. Класс оценивает рабо-ту, выполненную у доски, осуществляет самокоррекцию

и делает краткий вывод: ъ употребляем перед буквами

е, ё, ю, я только после приставки, а ь — перед теми же

II. Повторение основных сведений по фонетике и орфо- - student2.ru



буквами, а также перед и в других частях слова, т. е.

не после приставки.

При выполнении упр. 22 используется выборочная рабо-та по вариантам: 1-й вариант записывает номера примеров, в которых пишется ь, 2-й вариант — номера примеров, в которых не пишется ь. Пары проводят взаимопроверку.

В данном упражнении представлена только одна из ор-фограмм, связанных с написанием слов, оканчивающихся на шипящий, поэтому необходимо предусмотреть в работе задания с орфограммами 20 и 22.

В дополнение к выполненному заданию можно вывести на экран (либо подготовить раздаточный материал) такие выражения:

стрич__ волосы; голос певуч__; решиш__ несколько задач__; по-моч__ товарищу; калач__ горяч__; волнуеш__ся за друга; похож__ на маму; громкий плач__; вырастиш__ плющ__.

IV. Подведение итогов урока и формулировка домаш-него задания.

Итогом урока может стать в ы в о д - с а м о о ц е н к а: что в 5 классе каждый учащийся усвоил хорошо, что забыл, но в процессе урока вспомнил, а над чем придётся ещё поработать. Исходя из этого формулируется домашнее за-дание. 1) Дл я в с е г о к л а с с а: упр. 21. 2) Д и ф ф е р е н - ц и р о в а н н о: работа над допущенными орфоэпическими и орфографическими ошибками (ведение «Словаря личных ошибок»; составление словосочетаний; подбор предложе-ний, подготовка карточек и др. — по выбору учащегося). 3) И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е для группы сильных учащихся: подготовить алгоритм по орфограммам 8, 20, 22.

Урок 5. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках (§ 5)

Ц е л и у р о к а: повторить основные морфемные понятия, по-рядок морфемного разбора слова; совершенствовать чтение эпи-ческого текста и проведение его содержательного анализа; за-крепить и систематизировать правила правописания приставок (орфограммы 7, 10, 11).

Личностные УУД. Понимание причин успешности (неуспешно-сти). Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоконтроль. Позна-вательные УУД. Познавательная инициатива. Поиск информа-ции в учебной литературе. Синтез знаний. Построение аналогий. Коммуникативные УУД. Умение вести диалог. Умение работать

в группе. Формулирование собственного мнения.

Х о д у р о к а

Наши рекомендации