II. Повторение основных сведений по фонетике и орфо-
Эпии.
1. Формулирование темы урока. Б е с е д а с классом.
— Какое из записанных слов относится к научной лек-сике? (Фонетика.)
Это понятие вместе с понятием орфоэпия и определит тему нашего урока.
— Как называется наука, разделами которой являются фонетика, орфоэпия? (Наука о языке, языкознание, лин-гвистика.)
— Знакомы ли вы с фонетикой и орфоэпией? Исходя из этого сформулируйте основную цель урока.
— Вспомните, как можно объяснить значение слова фо-нетика через значение его корня, пришедшего в русскийязык из греческого (pho¯ne¯ — звук).
— В каких словах вы можете найти этот корень? (Маг-нитофон, диктофон, микрофон.)
Беседа продолжается по вопросам учебника (§ 4, с. 12). По-рядок фонетического разбора слова используется для подготов-ки развёрнутого сообщения «Звуки нашей речи». Завершить работу можно, ответив на такие вопросы: как вы думаете, за-чем нужно изучать фонетику? Может ли пригодиться знание о звуках речи, например, при создании стихотворений?
2. Р а б о т а п о г р у п п а м со стихотворными произве-дениями.
Класс делится на четыре группы: 1-я группа работает со стихотворением из домашнего задания (упр. 13); 2-я груп-па выполняет задания из упр. 14; 3-я группа — задания из упр. 16; 4-я группа получает карточки со стихотворением А. Барто «Игра в слова»:
Скажи погромче слово «гром» — А скажешь слово «листопад» —
Грохочет слово, словно гром. И листья падают, летят.
Скажи потише: «Шесть мышат» — И, словно наяву,
И сразу мыши зашуршат. Ты видишь осень:
Скажи: «Кукушка на суку» — Жёлтый сад
Тебе послышится: «ку-ку». И мокрую траву.
При подготовке выразительного чтения учащимся пред-лагается сначала ответить на вопросы: какие согласные (они характеризуются по плану фонетического разбора) повторяются в стихотворении вашей группы? Помогает ли поэтам знание фонетики нарисовать картину так, что-бы читатель смог лучше её представить?
Чтение стихотворений можно провести в форме конкур-са на звание лучшего чтеца. При оценке чтения следует обратить внимание на правильность произношения (это станет переходом к следующей части урока).
3. Выявление и характеристика основных орфоэпиче-ских трудностей.
1) Б е с е д а с классом:
— Какой раздел в науке о языке следит за тем, как мы произносим звуки в словах? (Орфоэпия.)
— Что означает слово орфоэпия? (В пер. с греч. orthos —
правильный и epos — речь.)
— В чём состоит задача орфоэпии? (Орфоэпия устанав-
ливает единые правила литературного произношения
и следит за их выполнением.)
— Где отражены эти правила? (В орфоэпическом словаре.)
— Слова фонетика и орфоэпия — это термины (т. е. слова, обозначающие научные понятия). Обратите внима-ние на то, что слова фонетика и термин имеют орфо-эпическую трудность — разное произношение согласного перед звуком [э]. С чем связана эта трудность? (В сло-вах иноязычного происхождения перед буквой е, которая в исконно русских словах указывает на мягкость согла-сного, может произноситься и твёрдый звук.) Это перваяорфоэпическая трудность. Вторая — постановка ударения: повторяем слова из лингвистической пятиминутки.
2) При выполнении упр. 18 выявляется третья труд-ность — произношение сочетания букв чн. Имеющиеся
в упражнении примеры учащиеся дополняют собственными.
III. Повторение правила употребления ъ и ь.
1. Определение значения слова орфография. Чем это сло-во отличается от слова орфоэпия? Какие буквы в русском языке не обозначают звуков и зачем эти буквы нужны?
2. Расшифровка записей на форзаце (орфограммы 6, 8, 9)
и ответы на вопросы учебника (с. 15).
3. Упр. 20, 22. Выполняя упр. 20, из которого учитель предлагает выписать только слова с разделительным ъ, учащиеся работают попарно (две пары работают на про-тивоположных «крыльях» доски), обязательно выделяя часть слова, после которой стоит ъ. Класс оценивает рабо-ту, выполненную у доски, осуществляет самокоррекцию
и делает краткий вывод: ъ употребляем перед буквами
е, ё, ю, я только после приставки, а ь — перед теми же
буквами, а также перед и в других частях слова, т. е.
не после приставки.
При выполнении упр. 22 используется выборочная рабо-та по вариантам: 1-й вариант записывает номера примеров, в которых пишется ь, 2-й вариант — номера примеров, в которых не пишется ь. Пары проводят взаимопроверку.
В данном упражнении представлена только одна из ор-фограмм, связанных с написанием слов, оканчивающихся на шипящий, поэтому необходимо предусмотреть в работе задания с орфограммами 20 и 22.
В дополнение к выполненному заданию можно вывести на экран (либо подготовить раздаточный материал) такие выражения:
стрич__ волосы; голос певуч__; решиш__ несколько задач__; по-моч__ товарищу; калач__ горяч__; волнуеш__ся за друга; похож__ на маму; громкий плач__; вырастиш__ плющ__.
IV. Подведение итогов урока и формулировка домаш-него задания.
Итогом урока может стать в ы в о д - с а м о о ц е н к а: что в 5 классе каждый учащийся усвоил хорошо, что забыл, но в процессе урока вспомнил, а над чем придётся ещё поработать. Исходя из этого формулируется домашнее за-дание. 1) Дл я в с е г о к л а с с а: упр. 21. 2) Д и ф ф е р е н - ц и р о в а н н о: работа над допущенными орфоэпическими и орфографическими ошибками (ведение «Словаря личных ошибок»; составление словосочетаний; подбор предложе-ний, подготовка карточек и др. — по выбору учащегося). 3) И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е для группы сильных учащихся: подготовить алгоритм по орфограммам 8, 20, 22.
Урок 5. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках (§ 5)
Ц е л и у р о к а: повторить основные морфемные понятия, по-рядок морфемного разбора слова; совершенствовать чтение эпи-ческого текста и проведение его содержательного анализа; за-крепить и систематизировать правила правописания приставок (орфограммы 7, 10, 11).
Личностные УУД. Понимание причин успешности (неуспешно-сти). Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоконтроль. Позна-вательные УУД. Познавательная инициатива. Поиск информа-ции в учебной литературе. Синтез знаний. Построение аналогий. Коммуникативные УУД. Умение вести диалог. Умение работать
в группе. Формулирование собственного мнения.
Х о д у р о к а