Тема 3.2. Магматические горные породы
Студент должен уметь:
- определять вещественный состав, структуру, текстуру горных пород;
-распознавать горные породы по условиям образования;
- описывать горные породы и давать им полевое определение.
Студент должен знать:
- классификации магматических горных пород;
- диагностические признаки магматических горных пород.
содержание
Распространенность магматических горных пород в земной коре. Кристаллизация магмы. Дифференциация и ассимиляция. Минеральный и химический состав магматических горных пород. Роль и значение кварца, полевых шпатов и оливина, пироксенов, амфиболов, слюд для классификации магматических горных пород. Интрузивные, эффузивные, жильные и пирокластические горные породы.
Форма залегания интрузивных и жильных пород. Структура и текстура магматических пород.
Ультроосновные породы: перидотиты, дуниты, пироксениты, пикриты, кимберлиты. Условия залегания, химический и минеральный состав, структура и текстура. Распространение и происхождение. Полезные ископаемые.
Основные породы: габбро, нориты, анортозиты, базальты, долериты, диабазы. Условия залегания, химический и минеральный состав, структуры и текстуры. Распространение и происхождение. Полезные ископаемые.
Средние породы. Средние породы с плагиоклазами – диориты, андезиты, порфириты.
Условия залегания, химический и минеральный состав, структура и текстура. Распространение и происхождение. Полезные ископаемые. Средние породы с калиевыми полевыми шпатами: сиениты, трахиты, метатрахиты. Условия залегания, химический и минеральный состав, структура и текстура. Распространение и происхождение. Полезные ископаемые.
Кислые породы: граниты, риолиты, метариолиты. Условия залегания, химический и минеральный состав, структура и текстура. Распространение и происхождение. Полезные ископаемые.
Щелочные породы: нефелиновые сиениты, фонолиты. Условия залегания, химический и минеральный состав, структура и текстура. Распространение и происхождение. Полезные ископаемые.
Жильные породы – аплиты, пегматиты, лампрофиры. Условия залегания, химический и минеральный состав, структура и текстура. Распространение и происхождение. Полезные ископаемые.
Несиликатные магматические горные породы. Условия залегания, химический и минеральный состав, структура и текстура. Распространение и происхождение. Полезные ископаемые.
Петрографические провинции. Генетическая связь месторождений полезных ископаемых с интрузиями.
(1 - стр.255-304)
Методические указания
При изучении общих вопросов следует пользоваться коллекцией пород, схемами и другими наглядными пособиями. Например, изучение структур и текстур должно обязательно сопровождаться иллюстрацией горных пород. Должное внимание следует уделять вопросам дифференциации и кристаллизации магмы, геохимии магматического процесса, фазам и фациям горных пород. Ответственная часть изучения этой темы – магматические породы. Характеристику основных типов пород следует давать по единому плану. Вначале охарактеризовать группы пород, а затем, в пределах группы, каждую породу рекомендуется описать по следующему плану: условия образования породы, название ; цвет; минералогический состав; структура и текстура; степень измененности породы.
Вопросы для самопроверки:
1. Какой принцип положен в основу классификации магматических пород?
2. Какие формы залегания характерны для глубинных пород?
3. Формы залегания излившихся пород.
4. Какие химические компоненты играют главную роль в основе пород?
5. Роль кварца и полевых шпатов в составе магматических пород. Процент их содержания.
6. Какая разница между главными и второстепенными минералами?
7. Образование вторичных минералов.
8. Что такое структура и текстура7
9. Чем характеризуется пегматитовая структура?
10. Какие полезные ископаемые связаны с ультроосновными породами?
11. Что такое траппы7 Их распространенность.
12. Охарактеризуйте эффузивные аналоги диорита.
13. Чем отличаются кварцевые диориты от гранитов?
14. Что такое гранитоиды?
15. Разновидности гранитов.
16. Какие породы называются пирокластическими?
17. Объясните дифференциацию магмы.
18. Что такое ликвация?
19. Объясните процесс ассимиляции.
20. Что такое петрографические провинции?
21. Как образуются кимберлиты?