Сформулируйте не менее трёх выводов о результатах опроса.

Введение

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Рабочая тетрадь по практическим работам по дисциплине «Обществознание» создана Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.

Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель занятия, ознакомиться краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Все задания к практической работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

Отчет о практической работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.

Содержание отчета по практической работе
1. Наименование работы

2. Цель работы

3. Обеспеченность занятия

4. Задания для практической работы и их выполнение

5. Письменные ответы на контрольные вопросы (по усмотрению преподавателя)

6. Вывод

Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения в 1 семестре – семестровой оценки, во втором семестре –дифференцированного зачета по дисциплине Обществознание, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работуВы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание!Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.

Желаем Вам успехов!!!

Критерии оценки знаний при выполнении практических работ по дисциплине«Обществознание»

Оценка «5» -выставляется, если студент дает правильные формулировки, точные определения основных понятий, обнаруживает полное понимание материала и может обосновать свой ответ, правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.

Оценка «4» -выставляется, если студент удовлетворяет тем же требованиям, но допускает единичные ошибки, неточности, которые исправляет после замечания преподавателя.

Оценка «3» -выставляется, если студент знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке основных понятий, излагает материал недостаточно последовательно.

Оценка «2» -выставляется, если студент обнаруживает существенные пробелы в знаниях основного материала, допускает ошибки в формулировке понятий, искажающих их смысл, не смог ответить на уточняющие и дополнительные вопросы.

Критерии оценки умений в решении задач при выполнении практических работ по дисциплине«Обществознание»

Оценка «5»- ставится, если студент дает комплексную оценку предложенной ситуации, демонстрирует знание теоретического и практического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий.

Оценка «4» -ставится, если студент дает комплексную оценку предложенной ситуации, допускает незначительные неточности при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей при правильном выборе тактики и логическом обосновании теоретических вопросов с дополнительными комментариями преподавателя.

Оценка «3» -ставится, если студент затрудняется с комплексной оценкой предложенной ситуации, дает неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя, выбор тактики возможен при наводящих вопросах преподавателя.

Оценка «2» -ставится, если студент дает неверную оценку ситуации, неправильно выбрана тактика действий.

Практическая работа № 1

Наименование работы:Определение видов деятельности

1. расширить представление о понятии «деятельность», рассмотреть структуру деятельности, характеризовать основные виды деятельности, сопоставлять и отличать их;

2. тренировать навыки работы в группах, умение критически слушать, анализировать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, аргументировать;

3.- устанавливать коммуникацию, обсуждать, понять, что для получения нужного результата в любой деятельности человека, необходимо четко выделять ее основные структурные компоненты.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

  1. Обществознание: учебник для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для сред. проф. образования/ А.Г. Важенин ─ М.: Академия, 2017л.

2. Рабочая тетрадь

3. Раздаточные материалы (карточки-задания, инструкционные карты, по количеству студентов).

Контрольные вопросы

Проверка готовности студентов к работе:

1. Что такое деятельность?
2. Какие черты присущи деятельности человека?
З. Как связаны деятельность и потребности?
4. Что такое мотив деятельности? Чем мотив отличается от цели? Какова роль мотивов в деятельности человека?
5. Дайте определение потребности. Назовите основные группы потребностей человека и приведите конкретные примеры.
6. Что можно отнести к результатам (продуктам) дeятельности человека?
7. Назовите виды деятельности человека. Раскройте на конкретных примерах их многообразие.
8. Как связаны деятельность и сознание?

Задания

Задание 1. Готовясь к уроку обществознания, десятиклассники попросили учеников и учителей своей школы ответить на вопрос: «Что отличает деятельность человека от активности животных?»

Полученные результаты (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.


Сформулируйте не менее трёх выводов о результатах опроса. - student2.ru

Задание 3.

Изучая мотивы деятельности, ученые определили, что oдни из них мoгут действовать с высокой степенью силы, дpугие - со средней, третьи - с низкой, т. е. слабо действовать. Проанализируйте вашу личную учебную деятельность: какие мотивы в ней действуют и с какой силой? В ответе можете опираться на перечень мотивов учебной деятельности, данный ниже:

- стремление к знаниям как к ценности,
- уверенность в том, что знания пригодятся в будущем,
- увлеченность процессом узнавания новoгo,
- чувство ответственности перед родителями,
- интерес к конкретному учебному предмету,
- стремление завоевать авторитет конкpeтнoгo учителя,
- интерес к общению с учителем и одноклассниками на
уроках по данному предмету,
- стремление к личному успеху,
- желание получить хорошую оценку, похвалу.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.Дать определение понятий

  система взглядов на мир, на место человека в нем
  это любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права
  присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром
  способность человека воспроизводить действительность в идеальных образах
Субъект деятельности  
Объект деятельности  
Результат деятельности  

Задание 5.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

“В труде, учении, ___________(1) формируются и проявляются все стороны психики. Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства_________ (2) ее способности и характерологические черты формируются в ходе жизни.

Врожденные ___________(3) организма являются лишь ___________(4) - весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства - _________________ (5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и _____________(6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер”.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел:

А) особенность Б) способности

В) личность Г) игра

Д) общество Е) задатки

Ж) общение 3) деятельность

И) группа

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ню таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

           

Задание 6. Заполнить пропуски в таблице.

Понятие Определение понятия
ГУМАНИЗМ  
  результаты познания окружающего мира и самого человека, обоснованные процессом практики
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  
  форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его формах
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ  
  часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и ее результаты
КУЛЬТУРА ЭЛИТАРНАЯ  
  феномен человеческого сознания, один из видов социального регулирования
НАУКА  
  мировоззрение, совокупность представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поклонения

Задание 7

7.1. -Проанализируйте реформы Петра I. Сопровождались ли они разрушением ранее существующих порядков? Обсуждение покажет, что вопрос о соотношении созидательной и разрушительной деятельности не так прост, как кажется на первый взгляд.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.2. -О каком виде деятельности идёт речь в следующем высказывании академика И.П. Павлова: «Всю жизнь мою я любил и люблю умственный труд и физический и, пожалуй, даже больше второй. Я особенно чувствовал себя удовлетворённым, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, тем самым соединял «голову с руками»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. 3. М.Е. Салтыков-Щедрин в своей сказке «Повесть о том. Как один мужик двух генералов прокормил» помещает на необитаемый остров двух заслуженных чиновников, привыкших жить на всём готовом. Здесь они вдруг обнаруживают, что «человеческая пища. В первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растёт». «Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала её изловить, убить, ощипать, изжарить…»

- О какой деятельности идёт речь в приведённом фрагменте?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7.4 На Камчатке, известной своими действующими вулканами, внедряются в жизнь специальные технологии по переработке вулканического сырья. Начало этим работам было положено специальным решением губернатора. Специалисты определили, что производство силикатов из вулканической породы очень прибыльное дело, не требующее значительных капиталовложений. По их расчетам работа одного завода может приносить 40 млн р. В областной бюджет и 50 млн р. в госбюджет.

Рассмотрите эти сведения с позиций изученной темы: определите, какие виды деятельности людей проявились в описанных событиях, назовите в каждом случае субъекты и объекты деятельности, проследите на данном примере связь сознания и деятельности.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.5. Определите, к практической или духовной деятельности относятся: а) познавательная деятельность; б) социальные реформы; в) производство товаров первой необходимости._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.6. Назовите действия, из которых состоит деятельность врача, земледельца, ученого. (по вариантам)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

7.7 А. Н. Леонтьев написал: «Деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее ее сознание». Поясните эту мысль. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа № 2

Наименование работы:Анализ системы образования в Российской Федерации. ФЗ №273 от 29 декабря2012 года «Об образовании в Российской Федерации»

4. Цель работы:Развивать навыки анализа нормативно-правовых актов (закон, устав).

5. Развивать умение выделять главное в нормативно-правовых актах.

6. Выяснить какую роль играет образование в жизни человека и общества

  1. Определение гражданской позиции в отношении реформирования образования в РФ

Обеспеченность занятия (средства обучения):

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред.29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Обществознание: учебник для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для сред. проф. образования/ А.Г. Важенин ─ М.: Академия, 2017л.

6. Рабочая тетрадь

7. Раздаточные материалы (карточки-задания, инструкционные карты, по количеству студентов).

Задания

Задание 1

Используя следующие понятия, составьте схему «Система образования в РФ»: «Образование», «принципы образования в РФ», «образовательные уровни», «виды вузов в РФ», «системы обучения в вузах», «право на образование», «бесплатное дошкольное и среднее образование», «бесплатное высшее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях», «основное общее образование», «средние (полное) общее образование», «начальное профессиональное образование», «средние профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование», «университеты», «академии», «институты», «традиционная система обучения», «дистанционная система обучения».

Задание 2

Заполните таблицу№1 «Взаимосвязь образования и воспитания». Сформулируйте вывод.

№ п/п Уровни образования человека Методы воспитания Формы обучения Правовые аспекты
1. Семья      
2. Детский сад      
3. Дополнительное образование      
4. Начальная образовательная школа      
5. Средняя образовательная школа      
6. Техникум      
7. ВУЗ      
8. Повышение квалификации      
9. Послевузовское образование      
10. Самообразование      

Задание 3

Изучите статьи 5, 7 Закона РФ «Об образовании». Найдите ответы на вопросы:

  1. Кому гарантируется возможность получения образования?
  2. Какие обучения ступени образования являются общедоступными и бесплатными?
  3. Какие требования к образованию предъявляются в пункте 2 статьи 7?
  4. Какие гарантии в сфере образования даёт государство гражданам, нуждающимся в общественной поддержке и гражданам с ограниченными возможностями?
  5. Перечислите какое содействие оказывает государство гражданам, проявившим выдающиеся способности?

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования

1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.

6. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее - с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

7. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты

1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

2. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании") реализация программ высшего профессионального и послевузовского профессионального образования может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, федеральными университетами, университетами, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", а также другими федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации.

Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования должны обеспечивать:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

5. При реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты.

6. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

7. Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

8. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4

Проанализируйте Устав ГБПОУ РО «НГК» и заполните таблицу:

Права студентов Обязанности студентов

Задание 5

Заполните пропуски теста:

Ø В правление Александра 1 оформилась единая система учебных заведений, включая:

Церковно-приходские школы;

…………………………………….;

……………………………………;

Университеты.

Ø В Российской Федерации в соответствии с законом устанавливаются следующие образовательные уровни:

…………………………………;

Среднее (полное) общее образование;

Начальное профессиональное образование;

…………………………………;

Высшее профессиональное образование;

………………………………….

Ø В современной России вузы могут быть:

…………………………………;

Муниципальные;

………………………………….

Ø Освоение учебных дисциплин в вузах выполняет следующие задачи:

Формирует грамотный научный язык;

…………………………………;

…………………………………;

Ø Высшие учебные заведения у нас в стране бывают нескольких видов:

…………………………………;

…………………………………;

Институты.

Ø Сейчас во многих вузах вводиться ………….. система обучения, широко распространённая на Западе.

Задание 6

Работа с кейс – ситуацией

Разберите ситуации (кейс) и ответьте на вопросы, которые помогут вам найти реальный выход из создавшейся ситуации.

1. Родители плохо слышащего ребенка, использующего слуховой аппарат, хотят, чтобы он учился в обыкновенной школе. Директор отказывается принять его, объясняя, что у учителей возникнут трудности в работе с ребенком. Противоречит ли правам ребенка этот отказ?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Оксану не захотели принять в 10-й класс родной школы, потому что 9 - й класс она окончила с пятью тройками. А это для престижного лицея, в который за время её учебы превратилась школа, совсем не подходит.

Какое право нарушено?

На основании, каких нормативных документов можно квалифицировать нарушение права?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа № 3

Наименование работы:Определение элементов духовной культуры

Цель работы:закрепить полученные знания на тему «Мораль. Основные принципы и нормы морали» и «Религия как феномен культуры», сформировать собственное отношение к моральным и нравственным ориентирам, к религии и религиозному сознанию

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Обществознание: учебник для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для сред. проф. образования/ А.Г. Важенин ─ М.: Академия, 2017.

2. Рабочая тетрадь

3. Раздаточные материалы (карточки-задания, инструкционные карты, по количеству студентов).

Ход работы

Выполните предложенные задания

Задание 1

1. Объясните понятие «культура». Какие функции выполняет культура? Сформулируйте вывод.

2. Заполните таблицу№1 «Формы культуры». Сформулируйте вывод.

Формы культуры Опознавательные признаки Изучающие их науки
Элитарная        
Народная      
Массовая      
Молодежная субкультура    

3. Как религия влияет на развитие художественной культуры человечества? Как религия влияет на сознание и мировоззрение современной молодежи? Сформулируйте вывод.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Заполните таблицу №2

Различие между религиозным и светским сознанием

Вопросы Религиозное сознание Светское сознание
Источник всех мировых процессов    
Сознание Производное воли… Религия-дело…
Отношение к культуре    

Задание 2.

Проанализируйте документа и ответьте на вопросы

Из работы испанского философа X. Ортеги-и-Гассета «Человек и люди».

Абсолютно надежных человеческих достижений нет и никогда не было. Даже то, что кажется устоявшимся и несомненным, может исчезнуть спустя несколько поколений. Так называемая «цивилизация», материальные и духовные блага, знания, ценности, короче, то, на что мы рассчитываем и что составляет систему «надежных» средств, созданных человеком как srji проблематично и исчезает в мгновение ока при малейшей небрежности. Так называемые «безусловные достижения» выскальзывают у нас из рук, обращаясь в бестелесные, летучие призраки. История человечества — это череда кризисов, отступлений, упадков. Хуже того: опасность регресса куда более радикального, чем известные до сих пор, существует и поныне...

Вопросы и задания к документу

1. Как вы понимаете основную идею приведенного фрагмента?

________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Разделяете ли вы точку зрения автора отрывка о том, что «абсолютно надежных человеческих достижений нет и никогда не было»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Могут ли, по-вашему, моральные и религиозные ценности, общечеловеческие нормы морали предотвратить «тотальное вырождение человечества как такового, возврат к животному состоянию, к окончательному и полному отчуждению»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что вы скажете о ценности Веры, Надежды и Любви? Можно ли их рассматривать в качестве надежного «плота спасения»? Аргументируйте свою позицию по данному вопросу.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

III. Выполните задания.

1.Предложите свое определение морали.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Какие кодексы профессиональной этики вам знакомы? Охарактеризуйте их ключевые положения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Как вы думаете, возможны ли в будущем особые нравственные нормы, регулирующие поведение в Интернете или поведение космонавтов на орбитах межпланетных кораблей?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа № 4

Наименование работы:Анализ глобальных проблем современности

Цель работы:Изучение причин возникновения, сущности, проявлений, путей решения глобальных проблем современности

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Обществознание: учебник для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для сред. проф. образования/ А.Г. Важенин. ─ М.: Академия, 2017.

2. Рабочая тетрадь

3. Раздаточные материалы (карточки-задания, инструкционные карты, по количеству студентов).

Задания

1. Группа делятся на малые группы. Каждая группа должна подготовить мини-проект по различным проблемам современности (задание определяется заранее). Материал сопровождается презентаций, отражающих актуальность, значимость, сущность проблемы, предлагаемые пути решения.

Каждая группа должна определить наиболее рациональные и эффективные пути решения глобальных проблем

2. Задания для каждой группы

Проблема войны и мира
1. Рассмотрите основные причины возникновения проблемы.
2. Проанализируйте, как влияет увеличение числа стран, имеющих ядерные оружие, на возможность возникновения военных конфликтов.
3. Охарактеризуйте сущность понятия «ядерная зима».
4. Выявите пути решения проблемы, возможность предотвращения третьей мировой войны.
5. Выявите взаимосвязи с другими глобальными проблемами.

Проблема терроризма

1) Угрозы и вызовы современного человечества.

2) Международный терроризм как угроза мировому сообществу.

3) Причины возникновения международного терроризма:

а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира;

б) агрессивное внедрение ценностей и норм западного общества в незападный мир, притеснение незападных культур и ценностей;

в) политическое доминирование западных стран в глобальном мире.

4) Особенности терроризма на современном этапе:

а) наднациональный характер;

б) использование современных сетевых технологий и ресурсов;

в) наличие значительных финансовых, интеллектуальных, людских ресурсов;

г) использование религиозных и социокультурных программных установок.

5) Основные направления деятельности международных террористов:

а) организация психологических атак с использованием медиатехнологий;

б) подготовка и проведение террористических актов;

в) организация атак в Интернете на крупные финансовые центры, банки.

6) Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.

7) Роль РФ в противодействии террористической угрозе.

Проблема Экологии
1. Рассмотрите основные причины возникновения проблемы.
2. Проанализируйте влияние НТП на состояние экологии.
3. Охарактеризуйте влияние деятельности человека на состояние экологии:
- Развитие химической промышленности
- Вырубка лесов – «легких» планеты
- Парниковый эффект
- Использование природных ресурсов
4. Выявите пути решения проблемы.
5. Выявите взаимосвязи с другими глобальными проблемами.

Проблема экономической отсталости («Север-Юг»)
1. Охарактеризуйте влияние длительной колонизации стран Азии, Африки и Латинской Америки на развитие этих стран.
1. Проанализируйте причины отсталости стран.
2. Выявите пути преодоления отсталости.
3. Проанализируйте преодоления отсталости на примере НИС (новых индустриальных стран).
4. Выявите взаимосвязи с другими проблемами.

Продовольственная проблема
1. Выявите причины продовольственной проблемы.
2. Охарактеризуйте проявление продовольственной проблемы в развивающихся и развитых странах.
3. Проанализируйте влияние здорового питания на здоровье личности.
4. Рассмотрите сущность понятия «сбалансированное питание», в чем оно проявляется, как влияет на здоровье личности.
5. Выявите взаимосвязи с другими проблемами.

Демографическая проблема
1. Рассмотрите сущность демографической проблемы.
2. Проанализируйте проявление демографической проблемы в развивающихся и развитых странах.
3. Проанализируйте влияние демографической проблемы на развитие стран.
4. Охарактеризуйте состояние демографии в России, проанализируйте ее возможные последствия.
5. Выявите взаимосвязи с другими глобальными проблемами.

Контрольные вопросы
1. Почему глобальные проблемы касаются всех государств и народов планеты?
2. Какова сущность каждой глобальной проблемы?
3. В чем проявляется взаимная зависимость и взаимное влияние глобальных проблем?
4. Какие глобальные проблемы можно выявить о современном мире еще?
5. Почему гуманизм является ценностей основной решения глобальных проблем?
6. В чем сущность космоцентрического вз

Наши рекомендации