Норовиста Лариса Анатольевна

Норовиста Лариса Анатольевна

ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ Методическое пособие

Главный редактор Т.е. Цветкова Редакторы О.А.Степанова, Л.С.Киммеяь Дизайнер обложки О.В.Максимова Корректоры Т.Э.Балпуноаа, Л.Б.Успенская Компьютерная верстка СИ.Гаммиш Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в «ТЦ Сфера»

Гигиенический сертификат 77.99.6U.4S3. Д.013736.11.07 от 23.11.2007 г. Пиаиныш в печать 26.12.07. Формат 60 x 90'/..,. Гарнитур3 Taiivc. Усл. п л. 4.0. Тираж 5000 >kj. Заказ N» 8625. Издательство «'ГЦ Сферам Москва. Сельскохозяйственная ул.. 1 Я, корп. 3. Тел.: (495) 656-75-05, 656-72-05 Отпечатано с готовых диапозитивах ОАО ордена «Знак Почета» • Смоленская областная типография им В И. Смирнова-». 214000, 1 Смоленск, проспект им. Ю.Гагарина. 2.

ISBN 97S-5-89145-041 -7

С ООО -TС Сфера., 2008

Предисловие

Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от профессионального уровня учителя-логопеда, рациональной организации логопедической работы, грамотного оформления и ведения документации.

Коррекционно-педагогическая деятельность логопеда регламентируется нормативно-правовыми актами и документами различного уровня: федерального, регионального, локального. С учетом современных подходов и требований к организации логокоррекционной работы с дошкольниками учителю-логопеду рекомендуется оформление следующих документов:

— тетрадь протоколов заседаний психолого-медико-педагогической комиссии;

— карта логопедического обследования ребенка;

— планы работы по формированию речевой деятельности детей логопедических групп;

— планы (конспекты) групповых занятий;

— план индивидуальной логокоррекционной работы с ребенком на учебный год;

— индивидуальные планы занятий с ребенком;

— индивидуальная тетрадь ребенка;

— тетрадь учета посещаемости детьми занятий;

— тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей;

— план взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса;

— отчет учителя-логопеда за учебный год;

— паспорт логопедического кабинета;

— план самообразования учителя-логопеда.

Наличие основных видов документации — обязательное условие работы логопеда. Правильность ее оформления и ведения оценивается в ходе проверки специалистами управления образования и учитывается при определении квалификационного разряда при аттестации.




Основные виды документации учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

Тетрадь протоколов заседаний психолого-медико-педагогической комиссии

На основании психолого-педагогической классификации речевых нарушений в ДОУ комплектуются следующие группы:

— для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (далее ФФН);

— с общим недоразвитием речи (далее ОНР);

— для заикающихся детей.

Отбор детей с нарушениями речи в специальные группы ДОУ и их комплектование проводит психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Обследование детей членами ПМПК и зачисление их в логопедические группы проводятся с согласия родителей (законных представителей или лиц, их заменяющих).

Обычно в мае — июне каждого года члены ПМПК проводят выездные заседания в ДОУ. После проведения комплексного диагностического обследования комиссия выносит логопедическое заключение и определяет дальнейший образовательный маршрут ребенка. Секретарь ПМПК заполняет протоколы по набору в логопедическую группу и выпуску детей из нее. Дубликаты протоколов оформляются учителем-логопедом в «Тетради протоколов заседаний психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)», которая хранится в ДОУ. Страницы данного документа нумеруются, сшиваются, скрепляются печатью учреждения.

Примерная форма протокола заседания ПМПК но набору детей в логопедическую группу

Фамилии, имя ребенка Дата рождении Домашний адрес Речевое заключение Срок, на который ребенок зачислен в логопедическую группу Особенности повеления ребенка в момент обследования Рекомендации ПМПК при зачислен ИИ
             

Примерная форма протокола заседания ПМПК по выпуску детей из логопедической группы

Фамилия, имя ребенка Дата рождения Домашний aдpeс Речевое заключение при зачислении Срок пребывания в логопедической группе Речевое зaключение при выпуске Рекомендации ПМПК при выпуске
             

Заполненные протоколы заседаний ПМПК и дубликаты заверяются подписями всех ее членов и печатью комиссии.

Для ДОУ протоколы ПМПК — основной документ, который позволяет открывать речевые группы, определять их профиль, утверждать штаты. Логопед но основании заключений и рекомендаций ПМПК комплектует логопедические группы, определяет совместный план действий с профильными специалистами по коррекции речевых нарушений, осуществляет планирование работы с детьми с учетом возраста и структуры речевого нарушения.

I. Анкетные данные

Фамилия, имя_______________________________________________________________________

Дата рождения______________________________________________________________________

Домашний адрес____________________________________________________________________

Дата поступления в группу___________________________________________________________

Откуда поступил ___________________________________________________________________

Жалобы родителей__________________________________________________________________

II. Анамнез

От какой беременности ребенок_______________________________________________________

Как протекала беременность (нормально, токсикоз, хронические, инфекционные заболевания)__

Роды (в срок, нормальные, досрочные, стремительные, обезвоженные, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений) ______________________________________________

Когда закричал _____________________________________________________________________

Асфиксия__________________________________________________________________________

Резус-конфликт_____________________________________________________________________

Вскармливание:

когда принесли кормить______________________________________________________________

грудное или искусственное___________________________________________________________

Выписали из роддома на___ день, если задержали, то почему ______________________________

VII. Моторная сфера

1. Состояние общей моторики_______________________________________________________

Постоять на одной ноге (попеременно)_________________________________________________

Попрыгать на двух ногах_____________________________________________________________

Попрыгать на одной ноге (попеременно)________________________________________________

Постоять на цыпочках_______________________________________________________________

Присесть, руки в стороны_____________________________________________________________

2. Состояние мелкой моторики_______________________________________________________

Пальчиковые упражнения: «Коза»___________«Зайчик» _____________ «Колечко»________ (правая, левая рука, синхронно)

«Кулак - ребро»_____________________________________________________________________

«Кулак — ребро — ладонь»___________________________________________________________

«Пальчики здороваются» (соединить пальцы рук)________________________________________

Нанизывание колечек, бусинок на тесьму _______________________________________________

Собрать мозаику (спички и др.) _______________________________________________________

Ведущая рука (правая, левая, амбидекстр)_______________________________________________

3. Мимика__________________________________________________________________________

Нахмурить брови ___________________________________________________________________

Наморщить лоб_____________________________________________________________________

Прищурить глаз_____________________________________________________________________

Изобразить радость (печаль) __________________________________________________________

Надуть щеку (щеки)_________________________________________________________________

4. Навыки самообслуживания (умеет ли самостоятельно застегивать, расстегивать пуговицы, завязывать, развязывать шнурки и т.д.)____________________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________________________

VIII. Психические процессы

1. Внимание ________________________________________________________________________

(достаточно устойчивое, поверхностное, недостаточно устойчивое, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности)

2. Память__________________________________________________________________________

запоминание предметов (слов) ________________________________________________________

добавление предмета в линейный ряд __________________________________________________

уменьшение предметов в линейном ряду________________________________________________

заучивание слов при 1-, 2-, 3-, 4-кратном повторении _____________________________________

3. Зрительное восприятие____________________________________________________________

узнавание предметов в неполном изображении___________________________________________

узнавание предметов в условиях наложения _____________________________________________

силуэтное изображение ______________________________________________________________

восприятие цвета, оттенков___________________________________________________________

восприятие формы __________________________________________________________________

4. Пространственные представления__________________________________________________

(справа_______ , слева_____ , впереди____ , сзади_____ , выше____, ниже _____, дальше _____, ближе______, в центре__________ )

5. Временные представления__________________________________________________________

части суток_________________________________________________________________________

времена года _______________________________________________________________________

дни недели_________________________________________________________________________

6. Мышление _______________________________________________________________________

обобщение словом___________________________________________________________________

исключение «4-го лишнего»__________________________________________________________

складывание разрезных картинок______________________________________________________

восстановление сюжета (серия картинок)_______________________________________________

понимание переносных значений слов («золотые волосы», «золотые руки») __________________

7. Математические представления____________________________________________________

прямой счет________________________________________________________________________

обратный счет______________________________________________________________________

простейшие арифметические действия__________________________________________________

8. Работоспособность (снижена, достаточна)___________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________________________

XII. Звукопроизношение

Звуки Воспроизведение звука
изолированно в речи
Свистящие, [ц]    
Шипящие, [ч]    
Звуки [л], [л']    
Звуки [p], [р']    
Другие звуки    
Дифференциация звуков    

Вывод_____________________________________________________________________________

XVI. Фразовая речь

Составление предложений по опорным словам: со словами: девочка, альбом, рисунок, дополнив его соответствующими добавочными словами______________________________________________

по отдельным словам, расположенным в неправильной последовательности:

на, Саша, лыжах, катается__________________________________________________________

клетки, чиж, из, вылетел_____________________________________________________________

по картинкам_______________________________________________________________________

Вывод:_________ ___________________________________________________________________

(фразовая речь не нарушена; нарушения фразовой речи: структурный аграмматизм (пропуск знаменательных слов, нарушения линейной последовательности слов в предложении), морфемный аграмматизм — нарушения сочетаемости слов: согласования, управления)

XVII. Связная речь

(образцы детских рассказов обязательно записываются)

1. Составление рассказа по картине___________________________________________________

2. Составление рассказа по серии картин_______________________________________________

3. Пересказ_________________________________________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________________________

(рассказы лаконичные; фраза развернутая; отмечаются нарушения порядка слов в предложении, аграмматизмы; предложения нераспространенные; трудности в логическом построении связного высказывания; низкий уровень сформированности связной речи)

Логопедическое заключение_________________________________________________________

Дата______ Логопед ________________________________________________________________

План работы по формированию речевой деятельности детей логопедических групп

Планирование работы в логопедических группах различного профиля представлено в коррекционных программах, рекомендованных Министерством просвещения СССР, Министерством образования РФ, большинство из которых были составлены более 25 лет назад. За это время в организации и содержании образовательного процесса в дошкольных учреждениях произошли значительные изменения. В настоящее время принят ряд документов, в которых закрепляется право ДОУ самостоятельно выбирать программы, рекомендованные государственными органами управления образования, вносить в них различные коррективы, в частности изменять формы, содержание и количество фронтальных занятий. В современной логопедической практике имеет место уменьшение общего числа фронтальных занятий, что предполагает увеличение количества и улучшение качества индивидуальных и под-групповых занятий.

Планирование логокоррекционной работы осуществляется на основе определенной специальной программы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей, а также с учетом современных подходов к планированию коррекционно-педагогического процесса.

Разделы плана охватывают все стороны речевой деятельности: фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, связное высказывание. Содержание разделов плана распределяется по периодам обучения, месяцам, неделям. Это позволяет рационально распределять во времени многообразные коррекционные задачи, регулировать объем речевого материала на групповых и подгрупповых занятиях и обеспечивать эффективность и высокую результативность коррекционно-педагогического процесса.

Тематическое планирование лексического материала представлено с учетом требований общеобразовательных программ дошкольных учреждений и специальных (коррекционных) программ для логопедических групп. Обогащение словарного запаса по конкретной лексической теме осуществляется на занятиях и вне занятий логопедом, воспитателями, родителями и профильными специалистами, работающими в логопедической группе.

Планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ФФН

(подготовительная к школе группа)[1]

Планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ОНР

(подготовительная к школе группа)

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь):

— групповые/подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи (2 раза в неделю);

— групповые/подгрупповые занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте (2 раза в неделю).

II период обучения (декабрь, январь, февраль, март):

— групповые/подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи (2 раза в неделю);

— групповые/подгрупповые занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте (2 раза в неделю).

III период обучения (апрель, май):

— групповые/подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи (2 раза в неделю);

— групповые/подгрупповые занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте (2 раза в неделю).

Неделя Занятия по формированию фонетической стороны речи Занятия по формированию лексико-грамматических представлении Занятия по развитию связной речи  
Звуки Буквы Навыки звукового анализа и синтеза  
1-я Сентябрь Логопедическое обследование  
2-я  
3-я [у] [а] У А Выделение ударного гласного из начала слова. Анализ звукового ряда типа а-у Дифференциация имен существительных единственного и множественного числа Составление предложений но предметным картинкам с последующим распространением; объединение их в рассказ  
4-я [и] [э] И Э Выделение ударного гласного из начала слова. Анализ звукового ряда типа а-у-и Работа над фразой. Составление четырехсловных предложений с введением одного определения Пересказ рассказа по наглядным действиям  
Октябрь  
1-я [п] [п’] [т] П т Анализ обратного слога типа an. Выделение последнего согласного из слов типа мак. кот Выделение начального согласного и гласного после согласного (кот) Образование и употребление в речи глаголов пространственного значения с помощью приставок с-, у-, под-, от-, пере- и употребление их в речи Восстановление деформированного текста  
2-я [к] [к’] [п] [т] [к] К Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа  
3-я [л’] [о]   О Понимание пространственного значения предлогов е, к, от, из и др. и употребление их в речи Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок  
4-я [х] [х’] [к] [х’] X Согласование местоимений наш, наша, наше, наши с именами существительными в роде, числе, падеже. То же  
Ноябрь  
1-я [й] [л’],[й] й Выделение начального согласного и последующего гласного из слов тина сумка, сани. Анализ прямого слога типа су. Полный анализ слов типа суп Составление предложений с включением нескольких определений Овладение диалогической формой общения  
2-я [ы] [ы], [и] Ы Образование и закрепление формы творительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе Пересказ рассказа по сюжетной картинке  
3-я [с] [с’] С Образование относительных имен прилагательных и употребление их в речи То же  
4-я [с] [с], [c’]   Образование имен прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и употребление их в речи Составление рассказа по сюжетной картинке  
Декабрь  
1-я [с], [с’] [з], [з’] Деление слов на слоги. Составление слоговой схемы слова. Полный анализ слов типа суп. Составление звуковой схемы Образование и закрепление формы предложного падежа имен существительных в единственном и множественном числе Составление рассказа но сюжетной картинке  
2-я [с], [з] [с'],[з']   Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже Составление рассказа с элементами творчества по серии сюжетных картинок  
3-я [ц] [б] ц Б Согласование имен числительных с именами существительными в косвенных падежах Составление рассказа с элементами творчества но серии сюжетных картинок  
4-я [б], [п] [т’]   Образование притяжательных прилагательных и употребление их в речи Составление рассказа с элементами творчества по сюжетной картинке  
1-я Каникулы  
2-я  
Январь  
3-я [т'] [д'] [д] Д Полный анализ слов типа зубы, составление звукослоговой схемы Образование и закрепление формы родительного падежа имен существительных во множественном числе Составление рассказа с элементами творчества по сюжетной картинке  
4-я [т'] [д'] [г]   Г То же То же  
Февраль  
1-я [г], [к] [ш]   Ш Полный анализ слов типа шубы, составление звукослоговой схемы Обучение самостоятельной постановке вопросов Пересказ литературного текста  
2-я [ш] [с], [ш]   Полный анализ слов типа стол, кошка, замок, составление звукослоговой схемы. Понимание лексического значения слов-антонимов и употребление их в речи Совершенствование навыков ведения диалога  
3-я [с], [ш] [л]   Л   Понимание лексического значения слов-синонимов и употребление их в речи Составление рассказа-описания с использованием схем  
4-я [л] [ж]   Ж     Знакомство с термином «родственные слова» и умение устанавливать родственные связи слов То же  
Март
1-я [ш][ж] [з], [ж]     Понимание пространственного значения сложного предлога из-под и употребление его в речи Составление рассказа-описания  
2-я [с], [ш], [з][ж] [с’],[ш], [з’] [ж]     Понимание пространственного значения сложного предлога из-за и употребление его в речи Придумывание рассказа с опорой на рисунок ребенка  
3-я [р] [р'] Р   Дифференциация предлогов из-за, из-под и употребление их в речи То же  
4-я [р], [л] [p'], [л']     Образование и употребление в речи разных предложио-падежных конструкций Придумывание сказки с опорой на рисунок ребенка  
Апрель
1-я [р'] [p], [р’]   Закрепление пройденного Знакомство со сложным предложением Придумывание сказки с опорой на рисунок ребенка  
2-я [ч] Ч Составление и употребление в речи сложносочиненных предложений с союзом а То же  
3-я [щ] Щ Составление и употребление в речи сложноподчиненных предложений с союзом потому что Придумывание сказки на заданную тему  
4-я [ч], [т']   Составление и употребление в речи сложноподчиненных предложений с союзом чтобы Закрепление навыков связной речи  
Май  
1-я [ч], [с], [с’]   Закрепление пройденного Образование сложных слов и употребление их в речи Закрепление навыков связной речи  
2-я [щ] [ч]   Закрепление навыков составления и употребления в речи сложных предложений (разных видов) То же  
3-я [щ], [ш]   Правильное употребление в речи несклоняемых имен существительных — // —  
4-я [щ] [ч], [с’], [т']   Повторение и закрепление пройденного материала — // —  
                           

Тематическое планирование лексического материала

Месяц Неделя Темы занятий для группы
старшей подготовительной к школе
сентябрь 1-я Детский сад Детский сад
2-я Игрушки Откуда хлеб пришел
3-я Огород. Овощи Огород. Овощи
4-я Сад. Фрукты. Ягоды Сад. Фрукты
октябрь 1-я Ранняя осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы Ранняя осень. Осенние цветы
2-я Лиственные деревья Лиственные деревья. Осень в стихотворениях русских поэтов, картинах русских художников
3-я Грибы Лес. Грибы
4-я Семья Семья
ноябрь 1-я Домашние птицы и их детеныши Библиотека
2-я Поздняя осень. Перелетные птицы Поздняя осень. Перелетные птицы
3-я Домашние животные и их детеныши Домашние животные и их детеныши
4-я Домашние животные. Домашние птицы Русские народные промыслы. Виды росписи, виды игрушек
декабрь 1-я Дикие животные и их детеныши Дикие животные. Зимовка зверей
2-я Хвойные деревья Животные Севера
3-я Новый год Животные жарких стран
4-я Праздник новогодней елки. Новогодние игрушки Новый год. Праздник новогодней елки. Хвойные деревья
январь 1-2 Зимние каникулы Зимние каникулы
3-я Зима. Зимние забавы и развлечения Зима. Зимние забавы и развлечения
4-я Зимующие птицы Зимующие птицы
февраль 1-я Одежда. Обувь Одежда. Обувь
2-я Дом. Мебель Дом. Мебель
3-я Транспорт. Правила дорожного движения Транспорт. Правила дорожного движения
4-я День защитника Отечества День защитника Отечества. Военные профессии
март 1-я Почта Почта
2-я Мамин праздник. Женские профессии Мамин праздник. Женские профессии
3-я Продукты питания. Посуда Весна
4-я Весна Продукты питания. Посуда. Труд повара
апрель 1-я Наш город. Моя улица Наш город. Моя улица
2-я День космонавтики День космонавтики
3-я Орудия труда и инструменты Орудия труда и инструменты. Сельскохозяйственные работы
4-я Рыбы Рыбы
май 1-я День Победы День Победы
2-я Цветы и комнатные растения Цветы. Насекомые
3-я Насекомые Школа. Школьные принадлежности
4-я Времена года(обобщение) Здравствуй, лето! Виды спорта, спортивные развлечения, отдых

Планы (конспекты) групповых занятий

Для повышения коррекционно-развивающего эффекта логопедических занятий необходимо большее внимание уделять их форме и содержанию.

При формировании речевой и познавательной деятельности, преодолении нарушений личностного развития, воспитании нравственных качеств, на современном этапе к организации, проведению и содержанию логопедических занятий предъявляются следующие требования:

— изменение форм организации занятий;

— включение специальных коррекционных упражнений по развитию речи и других высших психических функций;

— чередование видов деятельности с целью развития различных анализаторов: слухового, зрительного, тактильного и т.п.;

— использование заданий в порядке нарастающей трудности с целью раскрытия потенциальных возможностей ребенка и заданий, требующих самостоятельного выполнения;

— создание проблемных ситуаций, которые способствуют активизации познавательной деятельности;

— включение динамических и психорелаксационных пауз;

— обеспечение личностно-ориентированного подхода к ребенку;

— повышение мотивации к процессу обучения;

— воспитание нравственно-этических чувств.

В процессе логокоррекционной работы логопед составляет планы или конспекты групповых занятий в соответствии с годовым планированием. В них указываются тема, цели, основные этапы занятия, используемый лексический и дидактический материал. Логопедам, имеющим небольшой стаж работы, целесообразно включать в конспекты, не только вопросы, но и предполагаемые ответы детей.

Примерный конспект группового занятия по формированию фонетико-фонематических процессов (подготовительная к школе группа)

Тема «Дифференциация звуков [с] — [ш]»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

• Закреплять навыки различения на слух звуков [с] ..... [ш] и

правильного употребления их в речи.

• Совершенствовать навыки проведения звукового анализа на примере слова мышка.

• Формировать практические павыки согласования прилагательных с существительными множественного числа в дательном падеже.

• Уточнять лексическое значение слов: сундук, шкатулка, пышка, вышка, мушка.

•Обогащать словарный запас за счет с лов-паронимов.

• Закреплять умение использовать в речи различные типы предложений.

• Воспитывать доброту, отзывчивость, умение видеть хорошее, положительное в действиях товарищей.

ОБОРУДОВАНИЕ

Магнитофон; кассета с записью музыки; картинный материал (Бабушка-Загадушка, девочка, мальчик, носки, катушка, солнышко, машина, совок и др.); кузовок; раздаточный материал для составления схем звукового анализа; плакат с кроссвордом; сундук; шкатулка.

Организационный момент

Дети рассматривают предметы, которые стоят на столе.

Логопед. Посмотрите на эти два предмета: справа от меня — сундук, слева — шкатулка. Повторите эти слова за мной.

Дети повторяют.

Скажите, чем эти предметы отличаются друг от друга? Дети. Сундук больше, чем шкатулка. Шкатулка маленькая и очень красивая. У сундука есть замок... Логопед. А в чем их сходство?

Дети. Они похожи на ящик с крышкой. В сундуке и шкатулке что-то хранят.

Логопед обобщает и уточняет значения данных слов (сундук — ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и замком; шкатулка — небольшой закрывающийся ящик для мелких вещей).

Логопед. Произнесите слово сундук и выделите первый звук. Дети. С-с-с.

Логопед. Произнесите слово шкатулка и выделите первый звук. Дети. Ш-ш-ш.

Логопед. Возьмите со стола по одной картинке, назовите изображенный на ней предмет. Если в слове слышится звук [с], то картинку (предмет) положите в сундук, если слышите звук [ш], то в шкатулку. Но прежде чем сесть за столы, расскажите, что вы сделали.

Предполагаемые ответы детей: Я положила носки в сундук. Я положил катушку в шкатулку.

Сообщение темы занятия

Логопед. Какие звуки вы выделяли в своих словах? Дети, [с] - [ш].

Логопед. Сегодня мы будем различать звуки [с] — [ш] на слух и учиться правильно произносить их.

Основная часть

Логопед. Сегодня к нам на занятие пришла... (открывает карт-инку па фланеле графе). Дети. Бабушка-Загадушка.

Логопед. Она, как всегда, со своим кузовком. Скажите, из какого материала он сделан?

Дети. Из коры-дерева или из верхнего слоя коры березы. Логопед. Как вы думаете, что у нее в кузовке? Дети. Там могут быть игрушки, загадки.

Логопед. Давайте посмотрим, что у нее в кузовке (достает картинку «солнышко» ).

Дети проговаривают хором название картинки. Логопед читает задание на обратной стороне рисунка.

Игра «Узнай звук»

Логопед. Когда вы услышите в произнесенных мной словах звук [с], хлопните в ладоши 1 раз, а когда услышите звук [ш] — 2 раза (сом, шапка, душ, самолет, шуба, кошелек, оса, шлем, пушка, кошка, сук).

Дети выполняют задание.

Логопед достает из «кузовка» картинку с изображением Степашки. Дети называют героя телевизионной передачи и выполняют задание Бабушки-Загадушки.

Игра «Угадай имя»

На фланелеграф выставляются две картинки, на которых нарисованы грустные мальчик и девочка. Рядом с каждой из них — небольшое панно с набором картинок. У девочки — машинка, шлем, пушка, клюшка, у мальчика — коляска, совок, синяя сумка, собачка.

Логопед. Бабушка-Загадушка просит отгадать имя мальчика. Для этого необходимо выполнить следующее задание: выделить первый звук из названия каждой картинки и соединить эти звуки. (Выставляет и называет картинки — мишка, игрушки, шапка, автобус.)

Дети повторяют названия, выделяют первые звуки и произносят слово ( Миша ).

Имя девочки узнать сложнее, но я вам немного помогу. (Выставляет плакат с кроссвордом и читает загадки.)

Дети по очереди записывают фломастером (маркером) ответы, читают эти слова.

1.          
    2.      
3.          
    4.      

1. Вот украшение, которое носят на шее. Оно состоит из мелких стеклянных, пластмассовых или деревянных шариков. Как оно называется?

Дети. Бусы.

2. Насекомые, очень похожие на пчел. (Осы.)

3. Состояние покоя и отдыха ночью. (Сон.)

4. Углубление в земле или снегу. (Яма.) Логопед. Прочитайте имя девочки по вертикали. Дети. Соня.

Логопед. Как вы думаете, почему на наших картинках девочка и мальчик грустные?

Дети. У них не было имен. Девочку и мальчика кто-то обидел.

Логопед. А может быть Миша и Соня не очень довольны своими игрушками. Что нужно сделать, чтобы развеселить их?

Дети. Им нужно поменяться игрушками.

Логопед. Тогда скажите, что должна отдать Соня Мише?

Дети. Соня должна отдать Мише машину, шлем, пушку и клюшку.

Логопед. А что отдаст Миша Соне?

Дети. Миша Соне отдаст коляску, совок, синюю сумку, собачку.

Динамическая пауза

Звучит музыка.

Логопед. Я буду читать стихи, а вы будете выполнять движения, подражая животным.

На полочке нашей Смешные игрушки:

Смешные ежи Дети бегают мелкими шагами.

И смешные лягушки. Прыгают, как лягушки.

Смешные медведи, Ходят, как медведи.

Смешные олени, Подносят к голове руки, пальцы раздвинуты.

Смешные моржи, Двигаются боком.

Смешные тюлени. Бегут с подскоком.

Музыка смолкает.

Скажите, каким животным вы подражали? Дети. Смешным ежатам, смешным лягушатам.

Хоровые и индивидуальные ответы.

Дети садятся за столы: сначала девочки, потом мальчики.

Логопед. Выполните анализ слова, написанного на картинке. (Достает из кузовка Бабушки-Загадушки картинку, на которой нарисована мышка.)

Дети выполняют задание.

Звукослоговой анализ

Логопед. Определите количество слогов в слове мышка. Дети. Два.

Логопед. Назовите первый слог (мыш-), второй слог (-ка), сколько звуков в первом слоге (три), перечислите их ([м], [ы], [ш]), дайте характеристику этим звукам ([м] — согласный, твер дый, звонкий; [ы] — гласный; [ш] — согласный, твердый, глухой), сколько звуков во втором слоге (два), назовите их ([к], [а]), охарактеризуйте эти звуки ([к] — согласный, твердый, глухой; [а] гласный).

Один из детей проводит полный звукослоговой анализ слова мышка, составляет схему.

Игра «Измени слово»

Логопед. А теперь я вам предлагаю поиграть со словом мышка. Если вы замените первый звук в данном слове, то получится новое слово.

Дети смотрят на схему. Логопед помогает, если у детей что-то не получается.

Дети. Мышка — пышка, мышка ~— вышка, мышка — мушка.

Логопед. А что обозначает слово пышка? Дети. Еда. Круглая булочка. Логопед. Что обозначает слово вышка?

Дети. Высота, высокая башня, с которой можно наблюдать. Логопед. А как вы понимаете слово мушка? Дети. Это маленькая муха.

Логопед. Это слово имеет много значений: маленькая муха; устройство у огнестрельного оружия, которое служит для прицела; искусственная родинка, которую делают из черного пластыря.

Логопед оценивает работы де

Наши рекомендации