Мероприятия, следующие после дела (case follow-up)

Участие школьников в программе медиации, для которых эта программа и
предназначена, не заканчивается с окончанием сессии. Лучшие программы остаются в
контакте со сторонами в течение недель, если не месяцев. Программы по медиации проводят
интервью после завершения дел со школьниками-сторонами по трем причинам:

1. Чтобы поддержать школьников, одобряющих свои соглашения. Сохраняя
связь со сторонами, программа показывает, что она заботится и хочет поддержать учащихся.
Контакт с программой служит как напоминанием, так и источником вдохновения для
школьников, чтобы поддержать обещания, сделанные ими в ходе сессии медиации.

2. Чтобы предложить постоянную помощь школьникам.Эта помощь обычно
принимает форму проведения неформальных переговоров, чтобы помочь сторонам изменить
их соглашение или запланировать вторую сессию медиации. Если существуют проблемы, не
связанные с межличностным конфликтом, школьников можно направить на другие
программы или к тем людям, которые могли бы помочь им.

3. Чтобы собрать данные о результативности программы.Иметь данные о
положительном влиянии медиации ровесников на школу очень важно для дальнейшей
поддержки программы. Эти данные также предоставляют ценную информацию о том, как
программа работает и кого она обслуживает, для обоснования необходимости изменений.

Школы подходят к задаче продолжения реализации программы (follow-up) различными
путями. Общая формула предполагает, что программы должны связываться со сторонами
через два дня, две недели и, наконец, через два месяца после их сессии медиации. Этот
график может меняться в зависимости от специфики каждого дела. Возможно, вы
встретитесь со сторонами, которые были особенно враждебно настроены на сессии, менее
чем через 24 часа, в то время как со школьниками, которые покинули медиацию друзьями,
вы можете не контактировать 10 дней. Некоторые программы включают в каждое
соглашение следующее условие: «Если это соглашение не работает, а у нас есть проблемы,
мы согласны вернуться на медиацию». Другие же просят, чтобы в конце каждой сессии
стороны согласовали дату и время последующей встречи. Это намного облегчает
организацию мероприятий после медиации.

Что происходит во время последующего (follow-up) контакта, также зависит от
программы. В большинстве школ представитель медиации и сторона имеют краткую
неформальную беседу о том, работает ли соглашение. Это может занять буквально
несколько минут. Некоторые программы просят стороны заполнить письменный опросник.
Хотя follow-up обычно проводит координатор, многие программы предпочитают, чтобы
медиаторы сами встретились со сторонами.

Важно подчеркнуть еще один момент относительно follow-up. Контакт со сторонами;
должен проводиться с тем же вниманием к конфиденциальности, что и сама сессия
медиации. Встречи следует проводить в помещении для медиации, и в ходе неформального
контакта медиаторы должны понимать намеки сторон. Если стороны не здороваются,
сталкиваясь в холле, медиаторы и координаторы должны понимать это как сигнал к тому,
что им нужно поговорить с ними наедине. С другой стороны, многие школьники без
колебания обсуждают детали своей сессии в присутствии своих одноклассников.

Ведение записей

Кроме организации последующих контактов со сторонами, вам следует аккуратно
вести записи о деятельности программы. Бумажная работа в ходе программы медиации
ровесников - это то, что координаторы любят меньше всего, но если вы создадите
эффективную систему, это может быть совсем просто. Заполнение нескольких форм может
решить все ваши проблемы. Каждое дело должно иметь свой файл (папку) с номером в
хронологическом порядке. Ко времени завершения дела оно будет содержать большинство
следующих форм. ... .

1. Форма направления на медиацию ровесников. Это формы для направления
дел на медиацию. Если вы переносите информацию в общую форму дела, хранить их не
нужно.

2. Общая (суммарная) формадела. Эта форма содержит всю информацию,
связанную с делом, в том числе о том, кто направил дело, кто медиировал дело, о характере
спора, о характере соглашения, если таковое достигнуто, о любых направлениях, сделанных
медиаторами, и информацию о последующих мероприятиях. Она может также включать
другую информацию, которая вам нужна для вашего спонсора, о возрасте, классе, расовой
принадлежности или поле ваших сторон.

3. Форма соглашения медиации ровесников.По этой форме медиаторы пишут
соглашения. Оригинал обычно остается в папке дела, а копии выдаются сторонам.
Некоторые программы печатают формы соглашений на копировальной бумаге, которая
автоматически воспроизводит две-три копии соглашения.

4. Вопросник после сессии медиации.Этот вопросник обычно выдается
сторонам сразу после сессии до их возвращения в класс. В нем спрашивается об их
впечатлениях о медиаторах, о процессе и об их соглашении, и на его заполнение уходит
менее 5 минут. Вопросник может также помочь набрать новых медиаторов, поставив вопрос
сторонам, хотели ли бы они участвовать в следующем тренинге. Вопросники после сессии
медиации предоставляют вам немедленную обратную связь о вашей работе. Комментарии
обычно положительные, но иногда возникают проблемы с медиаторами или процессом,
которые можно исправить. Эта форма также предоставляет программе высказывания,
которые можно использовать для расширения сферы действия программы и нахождения
средств (fund rising). («Медиация позволила нам не драться, а обсудить это...вместо того,
чтобы попадать в трудные ситуации, ее стоит всем попробовать» или «Я всегда думал, что
медиация - это глупо, но она действительно помогла мне»). Некоторые программы выдают
вопросники не сразу после сессии, а на первой встрече после сессии.

5. Самооценка медиаторов после сессии. Эта форма помогает медиаторам
подумать над тем, как они справились со своей ролью, и проанализировать ее. Заведите
папку, в которой каждый медиатор может хранить свои самооценки, чтобы они могли
обратиться к ним, перед тем как медиировать в следующий раз.

Программы хранят записи и передают данные школьному коллективу различными
путями. Некоторые программы пишут ежемесячные, а затем ежегодные отчеты о количестве

и типах дел, которые они медиировали. Эти отчеты можно распространить в школе, а также
в местной прессе и среди спонсоров. Другие программы ведут журналы медиации
ровесников, в которых все, связанные с программой, могут записать свои комментарии.
Позже это можно использовать (с разрешения авторов) для отчетов, оценок программы в
конце года, а также для публичных презентаций. Наконец, отличная система учета
школьников, использовавших медиацию, заключается в том, чтобы составить алфавитный
список имен всех сторон. Рядом с каждым именем напишите номер дела, в котором они
участвовали. Это позволяет легко найти информацию о деле, если она потребуется
администрации или сторонам.

Все записи о программе медиации должны храниться в тайне, в рамках
конфиденциальности, принятых вашей программой. Они должны храниться в закрытом
шкафу, к которому есть доступ только у координатора и отдельных школьников.
Администрация, учителя и школьники не могут посмотреть эти дела без разрешения сторон
в виде исключения. Папки со старыми делами должны быть уничтожены после того, как
школьник заканчивает школу.

Одна программа медиации сообщает об интересном случае использования записей о
деле. Мать одного из медиаторов пожаловалась школьной администрации, что ее дочь стала
плохо успевать по некоторым предметам, потому что она слишком много меддировала.
Педантичные записи программы показали, однако, что ее ребенок медиировал только три
раза в тот семестр и отнюдь не во время уроков, о которых шла речь.

Как всегда, поручите учащимся нести ответственность за максимально возможное
число аспектов ведения записей. Они могут собирать формы направлений, заполнять

132информацию после медиации в общей форме дела, писать комментарии в журнале
программы и т.д. Многие программы разрабатывают свои собственные процедуры ведения
записей так, чтобы школьники могли выполнять львиную долю работы. Один ученик
средней школы специально для записей по медиации даже разработал компьютерную
программу.

ИТОГИ ГЛАВЫ

Медиация дел связана с немалой подготовкой. Эта работа - невидимая на фоне броской
работы по проведению медиации - является тем не менее важнейшей для успешного
осуществления программы. Пусть вас не пугают все эти детали. По мере того, как вы
накопите опыт в роли координатора, организационно-технические вопросы станут
привычными, и вы найдете много способов облегчить свою работу. Помните также, что ваш
вклад как координатора дает возможность проводить важную работу за пределами
помещения для медиации, когда школьники помогают своим сверстникам улучшить
качество их жизни, качество их школы, а в конечном счете, возможно, и качество мира, в
котором они живут.

ГЛАВА 8

СОБРАНИЯ МЕДИАТОРОВ
И ОБЕСПЕЧЕНИЕ (maintain) ПPOГPAMMbl

Проведение сессий медиации - дело очень захватывающее, интересное и благодарное.
Для того чтобы программы медиации ровесников оставались эффективными в течение
длительного времени, им нужно уделять постоянное внимание. При организации подобного
обеспечения программы необходимо сосредоточить внимание на трех основных аспектах.
Первый из них — разработка проекта программы. Процесс адаптации вашей программы
медиации ровесников к уникальным потребностям вашей школы растягивается на месяцы, и
даже на годы. Опыт, приобретаемый в результате кропотливой каждодневной работы,
поможет вам усовершенствовать свой первоначальный замысел. Возможно, потребуется
пересмотреть расписание сессий медиации, или же в процессе развития программы появится
необходимость изменения отношений между дисциплинарной системой и медиацией
ровесников. При решении возникающих проблем и оценке программы советуем прибегать к
помощи тех, кто направляет учащихся на медиацию, консультативных советов, медиаторов,
и даже сторон. И задавать тон в этой работе должны медиаторы, ведь медиаторы часто
сталкиваются с трудностями до того, как о них станет известно координатору.

Второй важный аспект — расширение сферы влияния программы. Важность этого
аспекта для достижения общего успеха программы трудно переоценить. Всегда неустанно
стремитесь расширить базу поддержки программы, проводя образовательную работу среди
учащихся и завоевывая новых сторонников среди членов педагогического персонала. В то же
время, старайтесь сохранить хорошие отношения с теми, кто уже поддерживает программу -
держите их в курсе состояния выданных ими направлений на медиацию, посылайте
благодарственные письма и сообщения, и т.д. Оба указанных основных аспекта обеспечения
программы подробно рассматривались соответственно в главах 5 и 6.

Третий важный аспект обеспечения программы касается развития ваших медиаторов.
Не говоря уже о предоставлении им возможностей для медиирования различных
конфликтных случаев, лучший способ взрастить таланты ваших медиаторов - организовать
их регулярные собрания в течение года. Так называемые собрания медиаторов крайне
важны для обеспечения здоровой программы. Они преследуют несколько целей, включая
следующие :

· дать возможность медиаторам обсудить медиируемые конфликты;

· развить навыки медиаторов за счет продвинутого тренинга;

· поддержать сплоченность группы, ее интерес, увлечение;

· спланировать и реализовать специальные проекты

· решить внутренние дисциплинарные вопросы.

Наши рекомендации