Подходы к разрешению конфликтов

Чтобы эффективно разрешить конфликт или спор, необходимо понять правила игры:
как играть, чем рискует играющий, и какие цели он перед собой ставит. В организованных
конфликтах, таких, например, как игра в баскетбол, все возможные ситуации регулируются
подробными правилами. Соответствующую информацию можно получить до игры, и все
игроки неявно соглашаются играть по этим правилам.

Но переход от спорта к более приземленным конфликтам невероятно сложен. Заранее
оговоренных правил не существует - правила спонтанно создаются в процессе конфликта.
Могут ли стороны привлекать друзей, вспоминать прошлое, критиковать друг друга, не
выполнять обязательств, прибегать к насилию? Стороны должны быть готовы к тому, что
правила изменятся в любой момент.

И что означает слово "выиграть" в контексте межличностного конфликта? Обычно
выигрыш определяется следующим образом: одержание победы в соревновании; достигается
за счет усилий. Проще говоря, выигрыш означает получение желаемого. В баскетболе
побеждает та команда, которая к окончанию игрового времени наберет больше очков. Но
при межличностных конфликтах у каждой из сторон свое понимание победы. Эти
определения могут как частично совпадать (каждая из сторон хочет уважительного
отношения), так и не совпадать (сторона А хочет восстановить прежние дружеские
отношения, а сторона В - нет; сторона А хочет вернуть деньги, а сторона В хочет получить
публичные извинения). Иногда стороны даже не знают, чего же они вообще хотят, что
является выигрышем.

Если правила постоянно меняются, и нет четкого определения выигрыша, как достичь
этого выигрыша в межличностном конфликте?

Пределы соревнования

У большинства людей подход к выигрышу в межличностном конфликте аналогичен их
подходу в баскетболе. Модель, к которой теоретики игр прибегают для описания
соревнований, подобных баскетболу, называется игра с нулевой суммой. Эта модель
предполагает только одного победителя. При этом очки, набираемые одной стороной,
означают соответствующую потерю другой. Поскольку определение выигрыша в данном
случае дается по отношению к оппоненту, основной целью становится набрать больше
очков, чем соперник. Это в данном случае считается более важным, чем количественная и
качественная сторона выигрыша. В баскетболе, команда, набравшая к исходу игры больше
очков, выигрывает, независимо от того, плохо или хорошо она сыграла, был счет 82:80 или
127:80.

Схема возможных исходов игры с нулевой суммой может быть представлена
следующим

Выигрыш команды А
Проигрыш команды А

Выигрыш команды В Проигрыш команды В
  Выигрывает А Проигрывает В
Проигрывает А Выигрывает В  

То есть возможны только два исхода: первый - А выигрывает и В проигрывает, и
второй - В выигрывает и А проигрывает, которые, в зависимости от точки зрения, можно
квалифицировать как исход «выигрыш - проигрыш» и исход «проигрыш - выигрыш». И хотя
эта модель хороша для баскетбола, она совершенно не подходит для межличностных
конфликтов, поскольку они не относятся к играм с нулевой суммой. И для таких конфликтов,
кроме исходов «выигрыш - проигрыш» и «проигрыш - выигрыш», возможны еще два -
«проигрыш - проигрыш» и «выигрыш - выигрыш». Для того, чтобы проиллюстрировать это.
рассмотрим другой пример межличностного конфликта.

Маня и Сьюзен — две подруги, встретившиеся после многомесячной разлуки. Они
встретились в час пополудни, чтобы провести несколько часов вместе. Маня, которая
последнюю неделю болела, хотела побыть на улице, лучше всего в парке. В то же время.
Сьюзен голодна, и хочет пообедать в ресторане. Им надо разрешить конфликт.

Конечно, в данном случае возможны разные исходы, в том числе и исходы «выигрыш -
проигрыш»'и «проигрыш-выигрыш».

Выигрывает Сьюзен (она ест)

Проигрывает Сьюзен (она не ест)

Выигрывает Маня (она идет в парк)

Проигрывает Маня (она не идет в парк)

  Маня и Сьюзен идут поесть
Маня и Сьюзен идут в парк  

Но есть и другие возможные исходы. Так называемые исходы «проигрыш -
проигрыш» не удовлетворяют ни одну из сторон. Вместо того чтобы идти в парк или
обедать, - то, чего в действительности хочет каждая из них - подруги могут прийти к
компромиссу и пойти в кино. Или же в попытках найти выход из ситуации подруги так
разозлятся друг на друга, что решат больше не встречаться. И в этом случае ни одна из них
не выигрывает. Сделать правильный выбор действительно нелегко.

Выигрывает Сьюзен (она ест)

Проигрывает Сьюзен (она не ест)

Выигрывает Маня (она идет в парк)

Проигрывает Маня (она не идет в парк)

Маня и Сьюзен ссорятся и расходятся по домам

Но что наиболее интересно, существуют и решения типа «выигрыш - выигрыш». Маня
и Сьюзен могут купить еды в супермаркете и отправиться на пикник в парк. Или они могут
направиться в ресторан через парк. В этих случаях каждая из них получит достаточно для
того, чтобы считать победителями обеих. -

Выигрывает Сьюзен (она ест)

Проигрывает Сьюзен (она не ест)

Выигрывает Маня (она идет в парк)

Проигрывает Маня (она не идет в парк)

Маня и Сьюзен отправляются на пикник в парк  
   

Какие уроки можно извлечь из всего вышесказанного в плане достижения выигрыша в
межличностных конфликтах? Если говорить об играх с нулевой суммой, то наиболее
приемлемый подход к разрешению конфликта - соревнование. При соревновании каждый
стремится получить "свое", не заботясь о потребностях оппонента. В этом случае
фактически, игрок выигрывает, не давая сопернику достичь его целей. Поскольку исходов
только два: или делать все возможное для выигрыша, или проиграешь, - в игры с нулевой
суммой играют для достижения победы.

Поскольку межличностные конфликты не относятся к играм с нулевой суммой, то даже
простейший конфликт, наподобие рассмотренного выше, предполагает большее число
исходов, чем кажущаяся сложной игра в баскетбол. Для их разрешения требуется
совершенно иной подход.

Наши рекомендации