Показатели социально-психологического развития дошкольника

Показатели 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
развития          
Моторное Освоение Разнообразие Естественность и Развитие Развитие
развитие различных движений, выпол- легкость выполне- координации выносливости,
  простых нение точных и ния движений, движений усиление подвиж-
  движений мелких движений развитие мелкой   ности, накопле-
  (ходьба, бег, (застегивание пу- мускулатуры   ние мышечной
  прыжки) говиц и т.д.)     силы
Ведущий Предметная ИГРА ИГРА ИГРА ИГРА
вид деятельность        
деятельности          
Общение Ситуативно- ПЕРЕХОД - Внеситуативно- ПЕРЕХОД Внеситуативно-
со деловое признаки предыду- познавательное   личностное
взрослым сотрудничество со щего и последую общение (ответы   (потребность в
  взрослым щего возраста на вопросы)   познании себя
          других людей)
Общение Формирование Эмоционально- Сотрудничество Ситуативно- Внеситуативно-
со потребности в практическое со сверстниками, деловая форма деловая форма
сверстника общении со общение - потребность в общения со общения со
ми сверстниками соучастие признании и сверстниками сверстниками
      уважении    
      сверстников    
ИГРА Элементы Индивидуальная Игра рядом Коллективная Коллективная
  ролевой игры игра   совместная игра совместная игра.
Продолжи- Незначительная 10-20 минут 20-40 минут 1 час - несколько Несколько часов
тельность       часов несколько дней
игры          
Акценты Акцент на Акцент на Акцент на Акцент на Акцент на
  действие с действие с действия и отношения людей отношения людей
  предметом предметом отношения между    
      людьми    
Конфликты Из-за обладания Из-за обладания Из-за ролей Из-за Из-за
  предметом игры предметом игры   правильности - правильности -
        неправильности неправильности
        игровых действий игровых действии
Сенсорное Знакомство с Усвоение Ориентировка в Различение Развитие
развитие сенсорными сенсорных пространстве на множеств аналитического
  эталонами (знает, эталонов - форма, примере собствен- цветовых оттен- восприятия
  но не называет) цвет, величина ного тела, умение ков, форм пред- (умение разбирать
    (знает, называет, обследовать метов, ся в оттенках цве-
    использует в пред- предметы ориентировка в тов, выделять
    метной деятельно   пространстве отдельные изме-.
    сти)     ния величины-
          длины, ширины
          высоты)
Внимание Неустойчивость Неустойчивость Развитие наблюдательности Развитие способности управления вниманием, развитие свойств Развитие произвольного внимания
         
        внимания – перек- лючения, распределения и т.д.  
Мышление Наглядно- действенное Наглядно- образное, формирование любознательности Выделение общих признаков предме- тов, их назначения, внешних свойств Понимание причинно- следственных связей между явле- ниями в мире Развитие сравнения, составление рассказа по серии картинок Усвоение абстрактных понятий, развитие словесно - логического мышления
           
Память Непроизвольность преобладание эмоциональной и моторной памяти Непроизвольность развитие предметного запо- минания, преобла- дание наглядно- образной памяти Непроизвольность развитие предметного запо- минания, преобла- дание наглядно- образной памяти Формирование произвольности и развитие предметного воспроизведения Развитие овладения приемами и средствами запоминания
ЛИЧНОСТ НАЯ Импульсивность и развитие Умение слушать и слышать речь Умение подчиняться правилу Осознанное выполнение Формирование саморегуляции
СФЕРА - Произволь- ность самостоятельности   взрослого, формирование элементарных правил поведения в игре и требованию взрослых, способность контролировать свои действия правил поведения, понимание их значения поведения, формирование произвольности познавательной деятельности
Само оценка     Зачатки самооценки и ориентация на предметную атрибутику и оценку взрослого Формирование самооценки и осознание половой принадлежности   Осознание себя в прошлом, настоящем и будущем     ПЕРЕХОД   Начальный этап осознания своих прав и обязанностей    
  Мотивы   Мотивы самоутверждения   Мотивы самоутверждения   Соревновательные, познавательные Потребность в признании со стороны сверстников, установление и сохранение положительных отношений со сверстниками Общественные и нравственные мотивы
Эмоциональ-ное развитие Элементарность эмоций, ситуативность, внушаемость Формирование эмпатии Формирование языка чувств и формирование нравственных чувств Произвольность эмоций Интеллектуализация эмоций, переживание эмоций во внутреннем плане




Речевая карта (ДОУ)

1. Фамилия, имя.

2. Дата рождения.

3. Дата поступления в группу.

4. Домашний адрес, телефон.

5. Ф.И.О. родителей. Место работы и должность матери. Место работы и должность отца.

6. Кем направлен в д/у.

7. Заключение специалистов: отоларинголога, психиатра, невропатолога, окулиста.

8. Заключение медико-педагогической комиссии.

9. Данные о ходе общего и речевого развития: как протекала беременность, роды (быстрые, стремительные, обезвоженные, стимуляция), сразу ли закричал (была ли асфиксия), взял ли сразу грудь, когда выписались из роддома, когда стал держать голову, сидеть, ходить, когда появились первые зубы, когда появилось гуление, когда появился лепет, когда появились первые слова, первые фразы, прерывалось ли речевое развития; речевая среда; нарушение речи с ….лет; перенесенные заболевания до года, после года, инфекции, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре.

10. Логопедическое обследование.

  1. Состояние интеллекта

Счет (пересчитать предметы в пределах 3-5): сколько лап у собаки, у лисы, у медведя (справился устно или с помощью наглядного материала)? Сколько курочек за забором?

  1. Конструктивная деятельность

Собрать матрешку (4-6 шт.), собрать пирамидку, собрать почтовый ящик, собрать картинку из 2-4 частей, «4-й лишний», классификация предметов: части тела, семья, игрушки, обувь, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, ягоды, грибы, цветы, деревья, дикие и домашние животные, птицы, насекомые. Определить последовательность действий (по серии картин).

  1. Моторное развитие

Общая моторика: походка, выполняет ли упражнения по показу, по словесной инструкции, прыжки на двух ногах, на одной ноге.

Мелкая моторика: умеет ли сам застегивать и расстегивать одежду, завязывать или развязывать шнурки, какой рукой ест.

  1. Строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, короткие, нет ли расщелины); зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные); прикус (открытый передний, открытый боковой и т.д.); мягкое небо (высокое, узкое, плоское, укороченное); мягкое небо (нет ли расщелины); язык (массивный, маленький); подъязычная уздечка (короткая, прирошенная).

  1. Артикуляционная моторика

Оскал; улыбка, трубочка; поднимание бровей; поочередное зажмуривание глаз; сделать язык широким, узким; поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, облизать губы, сделать маятник, пощелкать языком. Оцениваются подвижность, точность, объем, координация движений (хорошая, нарушенная, грубо нарушена), способность к переключению и удержанию позы, фиксируется отклонение кончика языка при высовывании, тремор кончика языка при повторных движениях, гиперкинезы при замедлении темпа движения, при повторных движениях кончика языка.

  1. Общее звучание речи

Хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное; голос (нормальный, тихий, громкий); дикция; выразительность речи (выразительная, невыразительная); темп (быстрый, медленный, нормальный); ритм (правильность употребления пауз в речевом потоке).

  1. Понимание речи

1) Понимание существительных: какие игрушки знает (покажи зайку, мишку и т.д.); дай куклу, пирамидку; знает ли названия предметов быта, частей своего тела, животных; может ли узнавать предметы по картинкам.

2) Понимание глаголов (по картинкам): покажи, где девочка идет, ест, читает и т.д.; покажи, кто шьет, рисует, одевается, умывается, вытирается.

3) Понимание прилагательных: знает ли цвета и их оттенки, величину предметов (большой - маленький, широкий – узкий, толстый – тонкий), признаки предметов (гладкий, пушистый, мягкий).

4) Понимание просьбы: садись за стол, подойди к столу и т.д.

5) Понимание грамматических форм слова: единственное и множественное число существительных (где шар – где шары, дай гриб – дай грибы); единственное и множественное число глаголов (покажи, где поют, а где поет); слова с уменьшительно-ласкательным значением (где стол, а где столик, покажи ложку, покажи ложечку); понимание рода (покажи, гда Валя упала, а где Валя упал); понимание предлогов (положи карандаш на коробку, за коробку, перед коробкой).

6) Понимание текста «Катя и Маша»: Катя пошла в лес за грибами. Она с собой взяла маленькую Машу. На пути была речка. Катя посадила Машу себе на спину и перенесла Машу через речку.

Вопросы: Покажи, кто пошел в лес? Кого Катя взяла с собой? Что повстречали дети на своем пути? Кого Катя посадила себе на спину?

Ответы: словесно, показал.

  1. Произношение

Гласные; свистящие: с-с¢, з-з¢, ц; шипящие: ш-ж, ч, щ; сонорные: л-л¢, р-р¢.

Дифтонги: й, я, е, ё, ю; к-к¢, г-г¢, х-х¢; п-б, п¢-б¢; д-т, д¢-т¢; ф-в, ф¢-в¢; м-м¢; н-н¢.

Дифференциация звуков: с-ш, з-ж, с-з; с-ц; л-р, л¢-р¢.

  1. Фонематическое восприятие и звуковой анализ

1) Различение слов-паронимов: покажи, где коса-коза, точка-дочка, удочка-уточка, дом-дым, рак-лак.

2) Различение звуков в слогах: па-ба, да-та, ка-га-ка.

3) Анализ звукового состава: выделение начального гласного «АУ». (Какой первый звук? Сколько звуков?)

4) Выделение ударного гласного из начала слова: утка, Алик.

5) Выделение согласного звука из начала слова: мак, кот, нос.

6) Выделение конечного ударного гласного: луна, шары, мука.

7) Произношение слов сложного слогового состава: картина, машина, снеговик, телевизор, аквариум, пианино, лекарство, милиционер, простокваша.

- Фразы: Ребята слепили снеговика. В аквариуме плавают рыбки. Волосы подстригают в парикмахерской.

Оценка: фонематическое восприятие и звуковой анализ сформированы хорошо (недостаточно); не сформированы.

  1. Словарь

1) Существительные:

А) самостоятельное называние детьми видовых понятий, входящих в какую-либо обобщающую категорию (скажи, какую ты знаешь летнюю одежду, зимнюю обувь и т.д.);

Б) объединение предметов в обобщающую группу (как можно назвать одним словом шубу, пальто, юбку и т.д.).

2) Глаголы, обозначающие действия предметов, их сотояние, чувтсва, эмоции, различные явления.

А) Кто что делает? (собака, рыба, врач, мальчик).

3) Прилагательные: цвет, величина, форма.

4) Назвать детенышей животных и птиц: коровы, лощади, кошки, собаки, козы, курицы, утки.

5) Подобрать слова с противолоположным значением: этот стол большой, а этот? Эта лента широкая, а эта?

6) Назвать профессии: Кто пишет книги? Кто разносит газеты и журналы? и т.д.

  1. Грамматический строй, функции словоизменения и словообразования

1) Употребление существительных в разных падежах:

- именительный падеж, единственное число и множественное число: игра «Найди себе пару»: колесо-, коса-, стол-, стул-, дерево; родительный падеж множественного числа: Чего в лесу много? Куст-, елки-, ягоды-, листья-;

- родительный падеж с отрицанием: Игра «Чего нет»? (Что это? – Яблоко. Чего нет? – Яблока): тетрадь-, одеяло-, ветка-;

- дательный падеж: Кому мальчик принес есть?

- винительный падеж: Игра «Магазин»: (Что купишь?). Игра «Зоопарк»: (Кого видишь?);

- творительный падеж: Чем поливают грядки? Чем девочка ест суп?

- предложный падеж: На чем лежит предмет?

2) Согласование существительного с прилагательным: Какая по цвету редиска, тетрадь, ветка? Какое яблоко, кресло, одеяло?

3) Согласование числительного с существительным: сосчитай утят, кукол.

4) Употребление предлогов: Где лежат карандаши? (в, на, под, над, за). Откуда я взяла карандаш? (из, с (со), из-за, из-под). Игра «Угадай, куда спрятались игрушки?»

5) Словообразование:

- сложных слов (из двух одно): снег падает, листья падают, рыбу ловит;

- прилагательных от существительных: стол из дерева, значит какой? (стакан из стекла, сапоги из кожи);

- существительных при помощи уменьшительных суффиксов: большой стул, а маленький? (стакан-, птица-, трава-, ковер-).

  1. Связная речь

1. Вопросно-ответная форма (беседа).

2. Составление предложений по картинкам.

3. Составление рассказа по сюжетной картине.

4. Составление рассказа по серии картин.

5. Рассказ – описание (куклы, мишки).

6. Пересказ рассказа (сказки).

11. Заключение.

Речевая карта (школа)

1. Фамилия,имя,возраст.

2. Класс.

3. Домашний адрес, телефон.

4. Дата зачисления в логопедический пункт.

5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).

6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей)

7. Заключение психиатра.

8. Состояние слуха.

9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.

10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность)

11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):

а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры).

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);

в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.

12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся – диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими в первичном обследовании на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).

14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.

15. Проявление заикания: а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски); б)сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность); г)адаптация к условиям общения.

16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).

17. Заключение учителя логопеда.

18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).

Конспект и подробный анализ занятия учителя - дефектолога (логопеда) (оформляется на листах формата А4).

Примерная схема конспекта занятия

1. Тема и цель занятия.

2. Основные задачи занятия.

3. Оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки и др.).

4. Речевой материал.

5. План занятия: указываются основные этапы (организационный этап; основной этап: постановка задачи перед детьми (что будем делать), выполнение детьми заданий, проведение дидактической игры; заключительный этап: подведение итогов).

6. Ход занятия (с указанием инструкций учителя – логопеда, предполагаемых ответов детей, основных методических приемов).

7. Использованная литература.

Наши рекомендации