Деятельность ПМПК в ситуации динамического обследования ребенка
Динамическое обследование ребенка специалистами ПМПК происходит по запросу ПМПк ОУ или родителей (законных представителей) ребенка в случаях необходимости изменения образовательного маршрута, условий и объема включения ребенка в среду обычных сверстников или смены ОУ по причинам связанным с нарушениями поведенческой, социальной и образовательной адаптации ребенка с ОВЗ в ОУ. Такие нарушения, как правило, требуют изменений различных условий включения ребенка. В первую очередь к ним можно отнести:
· необходимость изменения режима посещения ОУ в соответствии с изменением состояния ребенка (поведенческие проблемы);
· необходимостью изменения программы обучения - невозможностей освоения ребенком определенной ПМПК образовательной программы (образовательные проблемы). Следует отметить, что изменение индивидуального учебного плана в рамках одной и той же программы производится специалистами сопровождения в ОУ, совместно со специалистами ПМПк ОУ;
· необходимость в привлечении иных специалистов сопровождения;
· необходимость предоставления иных специальных средств и оборудования для реализации образовательных задач и социальной адаптации (организационные проблемы);
· несогласия родителей (законных представителей) с оказываемой помощью в ОУ и/или условиями включения ребенка;
· изменение социальных условий в ОУ (широкий спектр социальных условий вплоть до невозможности ОУ реализации инклюзивного образования) и другие.
Динамическое обследование ребенка специалистами ПМПК может быть проведено как в ОРЦ, по месту приема ПМПК, так и в ОУ, в зависимости от причин, вызвавших необходимость динамического обследования.
При этом, в направлении «заявки» от ОУ в подобной динамической оценке состояния ребенка, должны быть обозначены проблемы, с которыми сталкивается ребенок или специалисты ОУ, представленные в виде Представлений специалистов сопровождения ребенка в ОУ (ПМПк) и выписки из протокола заседания ПМПк, в на котором эта ситуация обсуждалась, с подключением всех необходимых специалистов, а если есть необходимость - то и родителей (законных представителей) ребенка.
Часто, особенно в случаях трудностей поведенческой и/или социальной адаптации ребенка необходимо наблюдение за ребенком и ситуацией в целом, непосредственно в ОУ. В этом случае часть специалистов ПМПК (например психолог и дефектолог (тифло-, сурдо-, олигофренопедагог), или психолог и врач-психиатр непосредственно присутствуют на части занятий, наблюдая за особенностями ребенка и его окружения, и лишь после этого, в присутствии родителей проводят индивидуальное обследование ребенка. Родители (законные представители) должны быть оповещены о времени и дате такого наблюдения и дать свое письменное согласие на такую форму проведения диагностики (методом наблюдения).
Если в ОУ в проведении динамического МПМК нуждается несколько детей, то также может быть организована выездная ПМПК.
В этих случаях технология оценки состояния ребенка остается прежней, все заключения специалистов после наблюдения и диагностической работы с ребенком заносятся в Протокол, куда записывается и причина проведения динамического ПМПК. В Протокол вносятся решения Комиссии об изменениях в условиях сопровождения и обучения (воспитания) ребенка.
Родителей знакомят с решением ПМПК, обсуждается это решение и те изменения в условиях включения ребенка, которые обосновываются в заключениях специалистов.
Основной диагностической задачей специалистов ПМПК при динамическом обследовании является выявление изменений в развитии всех сфер психического развития ребенка и адекватности предложенных условий включения ребенка в новой сложившейся ситуации.
Обследование ребенка на динамическом ПМПК обязательным (при согласии родителей детей или их законных представителей) является для всех детей, находящихся на диагностическом периоде обучения или воспитания, и для детей, переходящих на новую ступень образования. Даже в случае посещения ребенком с ОВЗ подготовительного класса при СОШ, обязательно его обследование на ПМПК (при согласии родителей) и определение условий обучения в школе. Это необходимо делать с учетом тех сведений, которые имеются в представлениях специалистов сопровождения в ДОУ (группе подготовки к школе), то есть специалистов ПМПк ОУ, включая воспитателя и т.п.
Желательным является и прохождение ПМПК ребенком с ОВЗ, который уже посещает ОУ, реализующее инклюзивную практику, но вынужден его поменять в связи с различными обстоятельствами (в частности в связи со сменой места жительства). В этом случае председателю или секретарю ПМПК необходимо нарпавить запрос в прежнее ОУ, с просьбой о сотавлении итогового «заключения» на ребенка. Такое заключение может быть выдано на руки родителям (законным представителям) или иным способом (по почте) только при согласии родителей(желательно письменном). В случае отказа родителей от предоставления подобной информации обследование ребенка на ПМПК проходит как «первичное», с соответствующим документальным оформлением.
При необходимости, в зависимости от запроса родителей или ОУ на ПМПК может быть приглашен специалист консультант, который ранее на обследовал ребенка ( например невропатолог или сурдопедагог)