Склонение и правописание окончаний
Имен прилагательных ВО множественном числЕ
Ц е л ь: познакомить со склонением имен прилагательных во множественном числе.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Прическа, праздник, суббота, ужасный, аллея, завязка, прекрасный, пассажир, робкий, вкусный, честный, шоссе.
– На какие четыре группы можно разделить эти слова?
– Докажите правописание этих слов. (Устно.)
II. Актуализация опорных знаний.
– Напишите только словосочетания и поставьте их в Т. п. и П. п.
1) Начинает свежеть, свежий огурец, свежесть утра.
2) Белизна потолков, белеет снег, белые снежинки.
3) Желтое солнце, желтизна ромашек, листья желтеют.
4) Синеют васильки, синева небес, синяя краска.
– Со склонением прилагательных вы столкнулись впервые? (В форме мн. ч.)
III. Формирование новых знаний.
– Приведите примеры имен прилагательных в форме множественного числа. Изменяются ли они по родам?
– Сегодня вы будете учиться склонять прилагательные в форме множественного числа.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 23 на с. 17 устно, по заданию учебника.
– Какие окончания у имен прилагательных во множественном числе в И. п.?
2. Р а б о т а с таблицами на с. 18–19.
– Влияет ли тип основы на написание окончаний прилагательных множественного числа?
– Проанализируйте падежные окончания прилагательных, сочетающихся с одушевленными и неодушевленными существительными.
– Сравните вопросы и окончания. Сделайте вывод.
Так что вывод очень прост.
Проще правила тут нет:
Ставьте правильный вопрос –
Будет правильный ответ.
А. Хайт
3. Первичное з а к р е п л е н и е.
В ы п о л н е н и е упражнения 24 на с. 17 по вариантам, на доске.
– Почему поставили именно эти вопросы к прилагательным в В. п.?
4. Комментированное письмо.
В ы п о л н е н и е упражнения 26 по заданию учебника.
IV. Отработка навыка правописания окончаний прилагательных в форме множественного числа.
– Вставьте окончания:
от давн.. встреч;
в соседн.. подъезды;
о давн.. спорах;
около соседн.. веток;
в живуч.. организмах;
на бескрайн.. равнинах;
о настоящ.. друзьях;
с блестящ.. капельками.
V. Письмо под диктовку.
Высокие стройные сосны стоят в безмолвной тишине.
– Подчеркните «ошибкоопасные» места в словах.
– Разберите по членам предложения.
VI. Итог урока.
– С чем познакомились на уроке?
Домашнее задание:упражнение 27, с. 20.
Урок 97
Склонение и правописание окончаний
Имен прилагательных множественного числа
Ц е л ь: отработать навыки правописания окончаний имен прилагательных в форме множественного числа.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Большие, желтые, золотистые, голосистый, могучий, висячие, мохнатые, болтливая, радостная.
– Докажите правописание орфограмм.
II. Актуализация опорных знаний.
1. У п р а ж н е н и е в образовании имен прилагательных от имен существительных.
– Замените выделенные слова именами прилагательными.
Каникулы зимой, прогулки на лыжах, вечера в январе, метели из снега.
– Выделите окончания имен прилагательных.
– Составьте с одним из словосочетаний предложение. Разберите его по членам предложения.
2. И н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а по карточкам (проводится во время предыдущей работы, опрашиваются и оцениваются 5 учеников).
К а р т о ч к а - з а д а н и е
– Заполните пропуски.
В зимн.. сумерки с..ва выл..тает на охоту. (На)землю спустились зимн.. сумерки. Ле..к.. сн..ж..нки медленно опускались на крыши д..мов.
на ле..к.. снежинки упал луч со..нца.
3. Ф р о н т а л ь н ы й о п р о с.
– Назовите падежные окончания прилагательных с твердой и мягкой основой. Влияет ли тип основы на написание падежных окончаний имен прилагательных в форме множественного числа?
– Можно ли написание безударных окончаний проверять окончаниями вопросов?
III. Формирование новых знаний.
– Прочтите правило на с. 21. Докажите его примерами.
В ы п о л н е н и е упражнения 29 на с. 21 (по заданию, с комментированием).
– Как еще можно проверить безударные окончания имен прилагательных? (Ударными окончаниями прилагательных.) (См. с. 22.)
В ы п о л н е н и е упражнения 31 на с. 22 по заданию учебника.