Структура и продолжительность практики

ВВЕДЕНИЕ

В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования отмечено, что выпускник, получивший степень (квалификацию) магистра психолого-педагогического направления, должен быть готов решать задачи, ориентирован­ные на научно-исследовательскую работу в предметной области зна­ний; использовать современные технологии сбора, обработки и интерпре­тации полученных экспериментальных данных; владеть современными методами исследований, которые применяются в области психолого-педагогического образования и анализировать ре­зультаты процесса обучения в различных типах учебных заведений; проектировать и реализовывать в практике обучения новое содержа­ние; диагностировать уровень образованности.

Выпускник, получивший квалификацию магистра психолого-педагогического направления, должен быть подготовлен к проектированию педагогического процесса, программ развития субъектов педагогического процесса, собственной профессиональной деятельности; построению межличностных и деловых отношений; к взаимодействию с социокультурной и профессиональной средой.

Деятельность магистра направлена на овладение источниками научной, общекультурной и профессиональной информации, универсальными способами практической и теоретической образовательной деятельности; способами проектирования и осуществления психолого-педагогической поддержки; способами исследовательской деятельности.

Выпускник, получивший квалификацию магистра психолого-педагогического направления, должен знать Конституции РФ и РБ; законы РФ и РБ, решения Правительства РФ и РБ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основные направления и перспективы развития образования и психолого-педагогических наук; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Практика как форма профессиональной подготовки студентов, обучающихся по психолого-педагогическому направлению, профиль – управление дошкольным образованием является частью государственного образовательного стандарта. Её прохождение обязательно для всех студентов, обучающихся в рамках данного профиля. В свете обновления требований к специалисту, зафиксированных в государственных образовательных стандартах, вопросы организации и проведения практики студентов приобретают особую актуальность.

Научно-исследовательская практика студентов, обучающихся по психолого-педагогическому направлению, профиль – управление дошкольным образованием проводится на базе муниципальных дошкольных образовательных организаций, способных предоставить высокий уровень организационно-образовательной деятельности и предметно-развивающей среды.

Организация практики студентов, обучающихся по психолого-педагогическому направлению, профиль – управление дошкольным образованием, отличается от других тем, что, во-первых, чрезвычайно широк спектр тех учреждений, где будет работать такой выпускник. Во-вторых, студент в процессе обучения должен быть подготовлен к работе разными категориями воспитанников, так как в дальнейшем он может работать и в дошкольном общеобразовательном учреждении, и в детском доме, и в вузе.

На этапе практической профессиональной подготовки будущего педагога вуза особенно важны активная и целеустремленная работа самого студента по овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками, ясное понимание им основных задач и знание путей их решения в процессе практики.

ЭТАПЫ ПРАКТИКИ

Программа прохождения практики на каждом курсе предусматривает несколько этапов:

Этапы Задачи этапов
1. Подготовительный Знакомство с программой практики и требованиями к оформлению её результатов. Решение организационных вопросов.
2. Рабочий   Знакомство с условиями прохождения практики. Выполнение программы (заданий) практики.
3. Итоговый   Подготовка отчёта по практике. Подведение итогов практики.

Подготовительный этап практики включает в себя решение всех организационных вопросов. Он начинается с установочной конференции, на которой присутствуют заведующий педпрактикой вуза, заведующий кафедрой дошкольной педагогики, курсовой и групповые руководители практики, руководители практики по кафедрам педагогики и психологии, представители базовых площадок практики, студенты. Курсовой руководитель практики знакомит всех с целью, задачами практики, сроками ее прохождения, программой и отчётной документацией по практике, с распределением студентов по наставникам - преподавателям. Научные руководители помогают определиться с программой опытно-экспериментального исследования, помогают подобрать наиболее эффективные методы и приемы сбора анализа научного материала. На конференции уточняется программа практики, формы и сроки отчетности.

Рабочий этап практики включает знакомство студента с базовым учреждением, в котором он будет проходить практику, составление каждым практикантом индивидуального плана работы, практическую деятельность в соответствии с этим планом.

В течение рабочего этапа магистрант выполняет основные задания практики, анализирует и обсуждает с руководителями полученные результаты.

В ходеитогового этапа студент в установленные сроки оформляет отчёт по практике, получает письменный отзыв представителя учреждения, в котором он проходил практику. Все отчётные материалы предоставляются руководителю практики факультета.

Завершает практику итоговая конференция. Её дата объявляется заранее. Студенты готовят выступления, отражающие ход и результаты практики. На конференцию приглашаются заведующий педпрактикой вуза, заведующий кафедрой дошкольной педагогики, курсовой и групповые руководители практики, руководители практики по кафедрам педагогики и психологии, представители базовых площадок, в которых студенты проходили практику, сами студенты-практиканты. Происходит обмен информацией о специфике деятельности магистратов - практикантов в различных учреждениях, высказываются замечания и пожелания, выносятся заключительные оценки.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ

- выйти на практику соответственно распределению и утвержденному графику работы;

- подчиняться правилам внутреннего распорядка образовательного учреждения, распоряжениям администрации учреждения и руководителя практики;

- освоить теоретические основы тех базовых курсов, на содержание которых опирается практика;

- заранее изучить темы выходов в образовательное учреждение, проработать необходимую литературу по теме, быть теоретически и методически готовым к выполнению практических заданий;

- в ходе практики полно и творчески описать выполнение заданий в дневнике и сделать анализ выполненной работы;

- активно участвовать в анализе работы группы в целом;

- студент, отстраненный от практики, работа которого признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план.

Содержание научно-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ практики

Содержание и формы работы Сроки
Предварительный этап научно-исследовательской практики: Знакомство с базовым дошкольным образовательным учреждением, в котором проходит практика, изучение документации и ресурсов ДОУ по реализации проблемы исследования. 1 неделя
Установочная конференция: ознакомление с целями, задачами и содер­жанием научно-исследовательской практики; постановка индивидуальных ис­следовательских задач по проблеме диссертационного исследования. Индивидуальный план проведения практики каждого магистранта заносит­ся в индивидуальный аттестационный лист. Начало 1-ой недели практи­ки
ЭТАП 1. Информационно-проектировочный Проекти­рование и разработка программы и учебно-методических материалов по проблеме исследования. Наблюдение и анализ магистрантами разных форм организации образовательной деятельности детей по проблеме исследования. Изучение особенностей объекта исследования. 1 неделя практи
ЭТАП 2. Организационно-деятельностный (основной) Самостоятельное проведение образовательной деятельности с детьми по проблеме исследования, проведение зачетных мероприятий (не менее 4 часов НОД и 4 часов совместных действий, 1 мероприятия с родителями). Самоанализ качества проведенных мероприятий (в письменной форме). Активное участие в работе ДОУ. 2-4 неделя
ЭТАП 4. Обобщающе-результативный Завершение разработки проекта программы и его апробации. Защита программы спецкурса (спецсеминара) и методических рекоменда­ций к их проведению на педагогическом совете. Представление материалов на кафедру. Обобщение результатов работы. Подготовка итогового отчета по практике и выступление на конференции. 4 неделя

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

Первая неделя с 17.10 по 21.10 2016 года

День недели Содержание мероприятия Внесение корректива в план с указанием причины
Понедельник 17.10.2016 Знакомство с базовым дошкольным образовательным учреждением. Ознакомление с целями, задачами и содержанием научно-исследовательской практики.    
Вторник 18.10.2016 Ознакомление с целями, задачами и содержанием научно-исследовательской практики. Постановка индивидуальных исследовательских задач по проблеме диссертационного исследования.    
Среда 19.10.2016 Проектирование и разработка программ и учебно-методических материалов по проблеме исследования.    
Четверг 20.10.2016 Наблюдение и анализ различных форм организации образовательной деятельности детей по проблеме исследования.    
Пятница 21.10.2016 Изучение документации и ресурсов ДОО по реализации проблемы исследования.  

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

Вторая неделя с 24.10по28.10 2016 года

День недели Содержание мероприятия Внесение корректива в план с указанием причины
Понедельник 24.10.2016 Изучение перспективного и календарного планов воспитателей    
Вторник 25.10.2016 Анализ планов учебно-воспитательной работы, составленные воспитателем группы по проблеме диссертационного исследования    
Среда 26.10.2016 Посещение и анализ образовательного мероприятия педагога ДОУ по исследуемой области    
Четверг 27.10.2016 Проведение игр с детьми с целью установления контакта и создания благоприятной атмосферы  
Пятница 28.10.2016 Знакомство с особенностями работы педагога-психолога ДОУ, изучение документации  

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

Третья неделя с 31.10 по 4.11 2016 года

День недели Содержание мероприятия Внесение корректива в план с указанием причины
Понедельник 31.10.2016 Подготовка плана выполнения занятий по практике  
Вторник 1.11.2016 Самостоятельное проведение образовательной деятельности с детьми по проблеме исследования  
Среда 2.11.2016 Самостоятельное проведение образовательной деятельности с детьми по проблеме исследования  
Четверг 3.11.2016 Выступление на педагогическом часе по проблеме исследования  
Пятница 4.11.2016 ______________________    

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

Четвертая неделя с 07.11 по 11.11 2016 года

День недели Содержание мероприятия Внесение корректива в план с указанием причины
Понедельник 7.11.2016 Самостоятельное проведение образовательной деятельности с детьми по проблеме исследования  
Вторник 8.11.2016 Самостоятельное проведение образовательной деятельности с детьми по проблеме исследования  
Среда 911.2016 Посещение и анализ образовательного мероприятия педагога ДОУ по исследуемой области. Изучение литературы по проблеме исследования. Подготовка диагностических материалов по проблеме исследования.  
Четверг 10.11.2016 Заполнение дневника научно-исследовательской практики  
Пятница 11.11.2016 Подведение итогов научно-исследовательской практики  

ОТЧЕТ – САМОАНАЛИЗ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОО МАГИСТРАТУРЫ ПО ИТОГАМ

ОЦЕНКА РАБОТЫ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

Виды работ Оценка
1.   Целесообразность содержания проводимой работы    
2.   Разнообразие форм работы и способов орга­низации деятельности студенческого коллектива    
3.   Проведение консультаций с различными категория­ми студентов    
4. Ведение документации  
5. Общая методическая грамотность  
6. Общая практическая подготовка  

Общая оценка за учебную работу ________________________________

Групповой руководитель________________________________________

(подпись)

Трудовая дисциплина__________________________________________

Научный руководитель________________________________________

(подпись)

Итоговая оценка_______________________________________________

Научный руководитель_________________________________________

(подпись)

Приложение 1

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

прохождения научно-исследовательской практики

Студента_______________________________________________________________________

(ФИО)

магистерская программа___________________________________________________________

тема магистерской диссертации_____________________________________________________

научный руководитель ________________________________________________________________________________

руководитель практики база практики ____________________________________________________________________________

№ п\п Содержание практики Оценка Подпись руководи­теля практики
1. Анализ посещенных образовательных мероприятий педагогов ДОУ по исследуемой образовательной области. Тема 1. 2. 3. 4.  
2. Выступление на методическом семинаре или педагогическом совете ДОУ по проблеме диссертации.   1. Тема   2.    
3. Учебно-методический комплекс по диссертации.   1.   2.   3. 4.
4. Представление планов-конспектов проведенных образовательных мероприятий 1. 2. 3. 4. 5.  
5. Представление разработанной программы с методическими рекомендациями Тема   Возраст детей   Программа   Методические рекомендации
Представление аналитического отчета о деятельности ДОУ по исследуемой проблеме.  
Представление анализа образовательного мероприятия магистранта по проблеме исследования старшим воспитателем ДОУ
8. Представление дневника и итогового отчета по практике с анализом всей проведенной работы  
9. Участие в итоговой конференции по практике Тема выступления    

Итоговая оценка за научно-исследовательскую практику _________________

Руководитель практики, к.п.н., доцент И.Г.Боронилова ____________

«___»___________ 20___ г.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им.М.Акмуллы

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ

Направление:44.04.02- Психолого-педагогическое образование

Базовое образование: бакалавр

Квалификация выпускника: магистр педагогики

Профиль подготовки: Управление дошкольным образованием

Форма обучения: заочная

Срок обучения: 2 года 6 месяцев

Курс:1

Семестр: 1

Сроки практики: 4 недели

Кирсанова Оксана Владиславовна

Ф.И.О. студента

Уфа 2016

ВВЕДЕНИЕ

В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования отмечено, что выпускник, получивший степень (квалификацию) магистра психолого-педагогического направления, должен быть готов решать задачи, ориентирован­ные на научно-исследовательскую работу в предметной области зна­ний; использовать современные технологии сбора, обработки и интерпре­тации полученных экспериментальных данных; владеть современными методами исследований, которые применяются в области психолого-педагогического образования и анализировать ре­зультаты процесса обучения в различных типах учебных заведений; проектировать и реализовывать в практике обучения новое содержа­ние; диагностировать уровень образованности.

Выпускник, получивший квалификацию магистра психолого-педагогического направления, должен быть подготовлен к проектированию педагогического процесса, программ развития субъектов педагогического процесса, собственной профессиональной деятельности; построению межличностных и деловых отношений; к взаимодействию с социокультурной и профессиональной средой.

Деятельность магистра направлена на овладение источниками научной, общекультурной и профессиональной информации, универсальными способами практической и теоретической образовательной деятельности; способами проектирования и осуществления психолого-педагогической поддержки; способами исследовательской деятельности.

Выпускник, получивший квалификацию магистра психолого-педагогического направления, должен знать Конституции РФ и РБ; законы РФ и РБ, решения Правительства РФ и РБ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основные направления и перспективы развития образования и психолого-педагогических наук; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Практика как форма профессиональной подготовки студентов, обучающихся по психолого-педагогическому направлению, профиль – управление дошкольным образованием является частью государственного образовательного стандарта. Её прохождение обязательно для всех студентов, обучающихся в рамках данного профиля. В свете обновления требований к специалисту, зафиксированных в государственных образовательных стандартах, вопросы организации и проведения практики студентов приобретают особую актуальность.

Научно-исследовательская практика студентов, обучающихся по психолого-педагогическому направлению, профиль – управление дошкольным образованием проводится на базе муниципальных дошкольных образовательных организаций, способных предоставить высокий уровень организационно-образовательной деятельности и предметно-развивающей среды.

Организация практики студентов, обучающихся по психолого-педагогическому направлению, профиль – управление дошкольным образованием, отличается от других тем, что, во-первых, чрезвычайно широк спектр тех учреждений, где будет работать такой выпускник. Во-вторых, студент в процессе обучения должен быть подготовлен к работе разными категориями воспитанников, так как в дальнейшем он может работать и в дошкольном общеобразовательном учреждении, и в детском доме, и в вузе.

На этапе практической профессиональной подготовки будущего педагога вуза особенно важны активная и целеустремленная работа самого студента по овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками, ясное понимание им основных задач и знание путей их решения в процессе практики.

СТРУКТУРА И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИКИ

Для магистрантов, обучающихся по психолого-педагогическому направлению, профиль – управление дошкольным образованием, на 1 курсе предполагается организация и проведение научно-исследовательской практики:


Семестр Вид практики Продолжительность (в неделях)
Научно-исследовательская
Вид практики Курс Направления деятельности
Научно-исследовательская Овладение обучаю­щимися в магистратуре основами профессионально-педагогической деятельно­сти педагога дошкольного образования и становлении профессиональной компетентности педа­гога в области научного исследования актуальных проблем дошкольного образования.

ЭТАПЫ ПРАКТИКИ

Программа прохождения практики на каждом курсе предусматривает несколько этапов:

Этапы Задачи этапов
1. Подготовительный Знакомство с программой практики и требованиями к оформлению её результатов. Решение организационных вопросов.
2. Рабочий   Знакомство с условиями прохождения практики. Выполнение программы (заданий) практики.
3. Итоговый   Подготовка отчёта по практике. Подведение итогов практики.

Подготовительный этап практики включает в себя решение всех организационных вопросов. Он начинается с установочной конференции, на которой присутствуют заведующий педпрактикой вуза, заведующий кафедрой дошкольной педагогики, курсовой и групповые руководители практики, руководители практики по кафедрам педагогики и психологии, представители базовых площадок практики, студенты. Курсовой руководитель практики знакомит всех с целью, задачами практики, сроками ее прохождения, программой и отчётной документацией по практике, с распределением студентов по наставникам - преподавателям. Научные руководители помогают определиться с программой опытно-экспериментального исследования, помогают подобрать наиболее эффективные методы и приемы сбора анализа научного материала. На конференции уточняется программа практики, формы и сроки отчетности.

Рабочий этап практики включает знакомство студента с базовым учреждением, в котором он будет проходить практику, составление каждым практикантом индивидуального плана работы, практическую деятельность в соответствии с этим планом.

В течение рабочего этапа магистрант выполняет основные задания практики, анализирует и обсуждает с руководителями полученные результаты.

В ходеитогового этапа студент в установленные сроки оформляет отчёт по практике, получает письменный отзыв представителя учреждения, в котором он проходил практику. Все отчётные материалы предоставляются руководителю практики факультета.

Завершает практику итоговая конференция. Её дата объявляется заранее. Студенты готовят выступления, отражающие ход и результаты практики. На конференцию приглашаются заведующий педпрактикой вуза, заведующий кафедрой дошкольной педагогики, курсовой и групповые руководители практики, руководители практики по кафедрам педагогики и психологии, представители базовых площадок, в которых студенты проходили практику, сами студенты-практиканты. Происходит обмен информацией о специфике деятельности магистратов - практикантов в различных учреждениях, высказываются замечания и пожелания, выносятся заключительные оценки.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ

- выйти на практику соответственно распределению и утвержденному графику работы;

- подчиняться правилам внутреннего распорядка образовательного учреждения, распоряжениям администрации учреждения и руководителя практики;

- освоить теоретические основы тех базовых курсов, на содержание которых опирается практика;

- заранее изучить темы выходов в образовательное учреждение, проработать необходимую литературу по теме, быть теоретически и методически готовым к выполнению практических заданий;

- в ходе практики полно и творчески описать выполнение заданий в дневнике и сделать анализ выполненной работы;

- активно участвовать в анализе работы группы в целом;

- студент, отстраненный от практики, работа которого признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план.

Наши рекомендации