Учение как особая деятельность ученика по переработке, переосмыслению и усвоению социального опыта и дальнейшее его изменение под влиянием обучения

Процесс обучения, освоения ребенком системы знаний, умений и навыков подразделяется на неразрывно диалектически взаимосвязанные этапы познания. Первый этап - этап восприятия-усвоения. На основе восприятия осуществляется осмысление, обеспечивающее понимание и усвоение материала. Второй этап вбирает в себя в обобщенном виде результаты первоначального усвоения и создает основы познания- Он характеризуется как усвоение-воспроизведение. Восприятие, усвоение и первичное воспроизведение учебного материала создают возможность осуществления третьего этапа познания - творческого практического применения знаний. Познавательный процесс достигает полноты и эффективности тогда, когда не только обогащает детей знаниями, умениями и навыками, но и обеспечивает их развитие, социальную активность, реальное участие в общественной практике.

В процессе обучения ребенок не только объект воздействия, но и субъект познания. В познавательной деятельности им движет естественное противоречие между его стремлением к активному участию в жизни, к взрослости и отсутствием необходимого для этого жизненного опыта, знаний, умений, навыков.

Стимулы познавательной деятельности школьников связаны прежде всего с возможностью снятия противоречия. Важным элементом учебного процесса является и ученический коллектив как объект обучающего воздействия учителя и субъект познания. Особое педагогическое значение имеет коллективное взаимообучение, в процессе которого обучающий и обучаемый школьники углубляют свои познания. Обучающего вдохновляет роль ведущего, а обучаемый стремится к изменению ситуации и получает удовлетворение, утверждая себя в коллективе.

Проблемы психологии обучения в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов

В условиях внедрения ФГОС существуют следующие проблемы психологии обучения:

Недостаточная просвещенность педагогов-психологов образовательных учреждений в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития детей и подростков в соответствии с требованиями ФГОС. 2. Отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного развития обучающихся школы. 3. Отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированностипредпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста иУУД у детей младшего школьного возраста и учащихся основной ступени образования. 4. Отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности. Особую актуальность в условиях внедрения ФГОС приобрела проблема общих принципов преемственности между ступенями образованиями. Подготовка к обучению не должна дублировать программу первого класса, иначе процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и развивающим для учеников. Но в то же время дети должны быть готовы к успешному освоению школьной программы. В настоящее время приоритетом является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Необходима и совместная работа педагога -психолога детского сада и педагога-психолога начальной школы. Многим педагогам-психологам школ хотелось бы иметь пакет исчерпывающей информации о развитии ребѐнка на протяжении дошкольного детства и результатах диагностики готовности к систематическому обучению в школе. Это делают в детском саду, но не всегда передают в школы. Психологам школ эта информация необходима для того, чтобы иметь представление о динамике индивидуального развития каждого ребѐнка, пришедшего в первый класс, с тем, чтобы была возможность линию этого развития продолжить, а не начать изучение заново. «Федеральный государственный образовательный стандарт» содержит систему требований по трѐм направлениям: - требования к результатам освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные, предметные); - требования к структуре основной образовательной программы; - требования к условиям реализации основной образовательной программы (финансы, кадры, материально-техническое оснащение, психолого-педагогические условия). Таким образом, основным приоритетом работы педагога -психолога становится создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы.



Наши рекомендации