Основные этапы овладения процессом общения в онтогенезе человека
На ранних этапах онтогенеза общение имеет особенно большое значение для развития личности ребенка. Поведение, деятельность и отношения ребенка к миру и самому себе в значительной степени определяется его общением со взрослыми. Современные исследования поведения младенцев (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин) показали, что в первые дни после рождения дети не выявляют потребность в общении со взрослыми. Это свидетельствует о том, что потребность в общении не врожденная, а формируется в процессе взаимодействия со взрослыми.
Общение с окружающими людьми происходит в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой являются реакции сосредоточения, возникающие у малыша в первые дни жизни в контакте со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов является улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого (на 4-й неделе жизни).
Уже на втором месяце жизни возникает специфически человеческая социальная по своей природе потребность - потребность во взрослом человеке, в общении со взрослыми, которые ухаживают за ребенком. Первоначальной формой проявления этой потребности является реакция оживления. Это непосредственно-эмоциональное общение с партнером. В таком общении, выражая свое отношение к партнеру, дети используют различные экспрессивно-мимические средства (взгляд, улыбка, выразительные движения, вокализация).
Только развиваясь рядом со взрослым, ребенок сам может стать человеком. Пользуясь словами Э. Эриксона, можно сказать, что события первого года жизни формируют у ребенка основу доверия или недоверия в отношении внешнего мира. Улыбка как специфическая реакция на лицо матери -- показатель того, что социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась. Путь ребенка к познанию предметов и удовлетворению собственных потребностей идет через отношение к другому человеку.
Это тот исток психической жизни, с которого начинается формирование у ребенка специфически человеческая потребности в общении.
Начиная со второго полугодия жизни ребенка, общение связано с освоением предметов. М.И. Лисина назвала его ситуативно-деловым. Детям важно присутствие взрослого, его доброжелательное внимание.
К концу младенческого возраста у ребенка возникает первое понимание слов, а у взрослого появляется возможность управлять ориентировкой ребенка.
К девяти месяцам (начало кризиса первого года) ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит разрыв единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.
Ходьба -- первое из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой переход к новой ситуации развития.
Второе новообразование -- появление первых слов, которые носят характер указательных жестов. Речь служит критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними возникло новое в отношениях -- предметная деятельность. Это происходит в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет).
Слово в раннем возрасте выступает для ребенка орудием, которое, однако, он использует гораздо чаще, чем любое другое орудие. Именно потому, что слово в этом возрасте является орудием, происходит чрезвычайно интенсивное развитие речи. Ребенок практически за два-три года овладевает родным языком, а в двуязычной среде и двумя.
Сначала ребенок понимает слова-указания, затем начинает понимать слова-названия, позднее наступает понимание инструкций и поручений, наконец, понимание рассказов, то есть понимание контекстной речи.
Все основные новообразования раннего возраста связаны с развитием восприятия, интеллекта, речи. Благодаря отделению действия от предмета происходит сравнение своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен «Я сам».
Основная потребность ребенка -- жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: ребенок живет в опосредованной, а не прямой связи с миром, то есть он не готов участвовать в деятельности взрослого.
Единственная деятельность, которая позволяет включиться в уже смоделированные отношения и действовать внутри этой модели, -- это сюжетно-ролевая игра. Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Центр общения смещается на овладение ролевых действий, расширяется опыт общения со сверстниками.
Роль, которую берет на себя ребенок, можно считать единицей компонента, центром игры. Игровые действия являются действиями со значениями, они носят изобразительный характер. В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия.
Правила - это последний компонент в структуре игры. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка -- радость от того, что он действует, как требуют правила. Превращение правила во внутреннюю позицию -- важный признак формирования произвольного поведения ребенка. За выполнением правила, лежит система социальных отношений между ребенком и взрослым. Сначала правила выполняются в присутствии взрослого, затем с опорой на предмет, замещающий взрослого, и, наконец, правило становится внутренним.
Особенности социальных отношений.
Дошкольник имеет две сферы социальных отношений, которые связаны игровой деятельностью:
ВЗРОСЛЫЙ< РЕБЕНОК>ДЕТИ
Результаты игры и отношения внутри детского коллектива не влияют на отношения ребенка с родителями. Оба вида отношений существуют параллельно и не связаны иерархическими связями. Важно учитывать, что благополучие ребенка зависит прежде всего от внутрисемейной гармонии.
Общественное по своему содержанию отношение к окружающей действительности формируется в дошкольном возрасте, значит, именно тогда начинается становление личности. Многогранность общения в дошкольном возрасте сказывается в последующем на индивидуальных особенностях личности, ее будущей реализации.
Учебная деятельность младшего школьника.
С поступлением ребенка в школу система «ребенок > учитель» становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий: впервые отношение «ребенок > учитель» становится отношением «ребенок > общество».
В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки. Ситуация «ребенок > учитель» пронизывает всю жизнь ребенка. Если в школе хорошо, -- значит, и дома хорошо, и с детьми тоже хорошо.
Эта новая социальная ситуация развития ребенка связана с появлением в его жизни учебной деятельности. Общение непосредственно включено в нее, протекает в процессе ее, при обсуждении результатов, и в межличностных отношениях, возникающих в данной деятельности.
Учебная деятельность непосредственно направлена на усвоение знаний из различных наук и культуры. Главное в ней -- это обращение человека на самого себя: стал ли он для самого себя изменяющимся субъектом. Развитие учебной деятельности происходит в процессе передачи знаний от учителя к ученику.
Совместная деятельность -- необходимый этап развития индивидуальной деятельности. Взаимоотношения при распределении действий и взаимный обмен способами их осуществления составляют психологическую основу и являются движущей силой развития собственной активности индивида.
Для лучшего усвоения учебного материала необходима совместная работа со сверстниками. В группе сверстников отношения равноправные, а между ребенком и взрослым -- иерархические. Ж. Пиаже утверждал, что такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого, развиваются только при общении детей между собой.
В отношениях ребенка и взрослого неизбежно разделение функций: взрослый ставит цели, контролирует и оценивает действия ребенка. Так, любое действие ребенок совершает сначала со взрослым, постепенно мера помощи взрослого уменьшается и сходит на нет, тогда действие интериоризируется (переводится во внутренний план), и ребенок начинает выполнять его самостоятельно. Возникает замкнутый круг: без взрослого ребенок не может освоить новое действие, но при соучастии взрослого не может полностью освоить действие, поскольку некоторые его компоненты (контроль и оценка) так и остаются за взрослым. Поэтому помощь взрослого недостаточна для интериоризации всех аспектов предметных действий.
При кооперации со сверстниками ситуация равноправного общения дает ребенку опыт контрольно-оценочных действий и высказываний. В.В. Рубцов на основе экспериментальных исследований заключает, что кооперация со сверстниками и координация точек зрения -- основа происхождения интеллектуальных структур психики ребенка. Форма кооперации (тип распределения деятельности) выполняет функцию моделирования содержания интеллектуальной структуры в составе отношений участников деятельности.
Учебная деятельность и игра.
При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту становятся более значимыми игры с достижением известного результата (например, спортивные и интеллектуальные). Роль игры долго недооценивалась в психологии детей школьного, возраста в связи с тем, что она носит скрытый характер: происходит переход от игр, совершаемых во внешних действиях, к играм в воображаемом плане.
Новые формы игровой деятельности способствуют пониманию сущности вещей и их назначения. С помощью игры ребенок приближает к себе смысл их существования. В младшем школьном возрасте игра помогает овладевать нравственными мотивами поведения.
К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые психологические возможности, но у него еще нет знания, что он собой представляет. Решение вопроса «Кто я?» может быть найдено только при осознании разнообразных взаимодействий с действительностью. Находясь в своей микросреде (семья, класс, товарищи по двору, по секции, кружку и т.д.), ребенок постоянно испытывает ее влияние на свой внутренний мир. В этих условиях возрастает роль школы не только в определении социально ценных психологических свойств, которые могут и должны быть сформированы у школьников, но и в координации и корректировке влияний на учащихся других социальных групп, создающих микросреду его развития.
Психологические особенности подросткового возраста.
Психическая жизнь подростка характеризуется появлением обостренного интереса к своему внутреннему миру, возникает потребность в самоосознании и понимании своей личностной уникальности. Все это выражается в направленности его не на внешний мир, а на самого себя. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в трудностях отношений со взрослыми, что сказывается в его негативизме, упрямстве, безразличии к оценке успехов, уходу из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы -- в поисках друга, детских компаний и того, кто может тебя понять.
Самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически, затем подкрепляется физиологическими изменениями. Подросток начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что обладает большими правами. Центральное новообразование этого возраста -- возникновение чувства взрослости: он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, однако есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества подростка и взрослого в разных видах деятельности, где он занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. Забота о близких, их благополучии принимает характер жизненной ценности. Психологи подчеркивают необходимость использования помощи подростков в соответствующих занятиях взрослых.
Интеллектуальная взрослость подростка выражается в его стремлении что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (посещение кружков, музеев и т.п.). Значительный объем знаний у подростков -- результат самостоятельной работы. Учение приобретает для таких школьников личностный смысл и превращается в самообразование.
Стремление подростка быть взрослым вызывает сопротивление у окружающих людей. На самом деле существует расхождение между его возможностями и желаниями, стремлениями, поэтому никакого места в системе отношений со взрослыми он еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе. Общение со своими сверстниками -- ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. Именно на этом этапе развития личности осваиваются нормы социального поведения, морали, устанавливаются дружеские отношения.
В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она остается преобладающей, в деятельность общения. По-другому складывается система отношений с учителем: то место, которое подросток занимает внутри коллектива, становится даже важнее оценки учителя. В общении реализуется отношение к нему как к личности. Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности.
В конце учебы в школе подросток стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение основывается на устойчиво сложившихся его интересах и стремлениях, предполагает учет собственных возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя, но и пониманием своего места в обществе и назначения в жизни.
Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания сказываются в дальнейшей жизни.
Итак, выделим основные этапы овладения процессом коммуникации в онтогенезе человека:
Первый этап - доречевой. Он длится примерно до 11 месяцев. В начале этапа происходит развитие фонематического слуха: младенец учится различать интонацию, тембр голоса людей, которые его окружают, а с двухмесячного возраста начинает «агукать» - петь гласные звуки. Это и есть начало обратной связи - стремление маленького ребенка ответить окружению, войти с ним в контакт. Агукание перерастает в крик, бесконечное повторение слогов («ма-ма», «та-та», «ба-ба»), а впоследствии - в сознательное произнесения слов.
Второй этап - это начальное овладение языком: ребенок, когда ему исполняется год, начинает произносить слова, сначала просто подражая взрослым. Этим он стремится прежде всего удовлетворить свои элементарные потребности. Слов еще не хватает, и они являются многозначными. Так, произнося слово «мама», малыш сигнализирует о разных вещах: возможно, ему хочется пить, возможно - на руки, а может, следует помочь ему что-то сделать. На помощь приходит активная жестикуляция, мимика и т.д.
Третий этап - это овладение грамматической структурой языка. Он заключается в том, что у малыша расширяется лексикон, в его речи появляются определенные грамматические конструкции и т.п. В этом возрасте у ребенка появляется способность к произвольному выбору того или иного вида общения в зависимости от природных данных или наиболее освоенного способа. Развивается сюжетно-ролевое общение. Этот период продолжается от 3-4 до 7 лет. Именно этот возраст, педагоги называют дошкольным. В этом возрасте ребенок особенно открыт для овладения и родным, и, параллельно, разными иностранными языками.
На четвертом этапе - в младшем школьном возрасте у ребенка наблюдается ускоренный интеллектуальный и личностный рост, который приводит к большому разнообразию содержания общения, разделению целей и совершенствованию средств. Также наблюдается четкое разделение делового и личностного общения.
К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые психологические возможности, происходят разнообразные взаимодействия с действительностью. Находясь в своей микросреде, ребенок постоянно испытывает ее влияние на свой внутренний мир
В подростковом возрасте у ребенка появляется обостренный интерес к своему внутреннему миру, возникает потребность в самоосознании и понимании своей личностной уникальности. В этом возрасте проявляются трудности в отношении со взрослыми. Подросток начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким. У него возникает огромная потребность в признании его взрослости окружающими. В общении со взрослыми и сверстниками реализуется отношение к нему, как к личности. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит выбор нравственных ценностей, что в свою очередь приводит к становлению определенных качеств личности.
В конце учебы в школе подросток стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение связано с выбором профессии. В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя, но и пониманием своего места в обществе и назначения в жизни. Подростковый период знаменует собой переход к взрослой жизни.
Таким образом, психологически развитого человека отличает выраженная потребность в общении с различными людьми, богатство содержания, многообразие целей и широкий спектр средств общения.