Идеи филонтропизма и зарождение соц педагогики. Соц-пед опыт Р.Оуэна.

1) После французской бурж. революции 18 в. и промышл. переворота ручной труд был заменен машинами, что вызвало безработицу, увеличилась эксплуатация рабочих. Капиталист. строй. пришедший на смену феодализму оказался иным, чем его представляли просветители 18 века. Социалисты-утописты Фурье, Сен-Симон, Р. Оуэн критиковали капиталист. строй, говорили, что труд основан на нужде, насилии, угрозе голодной смерти, выдвигали мысль о новом соц. строе, основ. на началах разума, справедливости, где не будет эксплуатации человека. придавали огромное значение воспитанию и окружающей среде, формированию человека, но рассматривали людей как пассивный продукт обстоятельств и воспитания.

Р.Оуэн (1771-1958) родился в семье ремесленников и рано начал жить своим трудом. В 20 лет стал руководителем крупного предприятия в Шотландии, где изучал условия жизни и труда рабочих. Он решил улучшить условия жизни и труда рабочих. Сократил рабочий день до 10,5 часов. Увеличил заработную плату, построил новые жилища, запретил привлекать детей моложе 10 лет к работе на фабрике. Создал ряд воспитательных и образовательных учреждений для детей: школа для маленьких детей от года до 6 лет (5-10), включающие в себя ясли, детский сад; начальная школа для детей от 6 до 10 лет и вечерняя школа для подростков – 10-17 лет. В школе для маленьких детей обучали пению. танцам, особое внимание уделялось физическому воспитанию, гимнастике. играм, грамоте учили в процессе бесед о природе, окруж. предметах, явлениях, уделялось внимание эстет. воспитанию. В начальной школе изучали родной язык, арифметику, географию, естествознание, исключали религиозно-догматическое обучение. Важное значение придавалось трудовому воспитанию. Мальчики овладевали приемами ремесленного труда (садоводства), девочки – кройка, шитье, кулинария). В вечерних школах учились подростки, которые работали днем на фабрике. Т.о. осуществлялось соединение обучение с производственным трудом детей. Он считал, что для устранения недостатков в обществе необходимо создать разум. общество, соответ. природе человека. Цель воспитания – воспитание самост. человека, творчески мыслящей личности. 1725 г. – переезд в Америку и создание колонии « Новая Гармония.», где были открыты школы, в кот. давалось системное умственное образование, основ. на научных данных, нравственное воспитание в духе новых норм морали, трудовое и физическое воспитание. Образование сочеталось с физическим, производственным трудом. Воспитание должно носить общественных разносторонний характер. Воспитание должно осуществляться в духе коллективизма. Все члены колонии имели равные права на пищу, одежду, жилище, воспитание. Однако опыт такой колонии в капиталист. Америке был обречен на неудачу. Колонисту не были подготовлены к такому социальному эксперименту. Они стали враждовать друг с другом. В заключение можно сказать, что Р. Оуэн первый обосновал и реализовал идею общественного воспитания детей с первых лет жизни и создал первое в мире дошкольное учреждение для детей пролетариата. Он изгнал из своих воспит. учреждений религию и боролся с религиозными воззрениями, препятств. подлин. просвещению народа.

14. Революционно-демократическое направление в истории Западноевропейского образования

К. Марск (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895) – основоположники учения науч. коммунизма, показ. какую роль играет вооружение пролетариата знаниями, воспитание у него социалистич. сознания, высок. морал. и волев. кач-в для подготовки к революц. борьбе (свержение капти-ма, построение соц. общ-ва). «Манифест ком. партии»:показали,что воспитание опредся общественными отнош-ми, критик. бурж. воспит.: эксплуат. кланы превращ. В. в орудие угнетения утрудящ-ся, в ср-во укрепления своего классового господства; вскрыли истин. хар-р того образ-я, кот. получ. дети рабочих (фабрич. школы редки, образ-е плохое, писать грам-но никто не умеет) ,в воскресных шк.–только церковь, молитвы; цель нравств. В.– вдалбливание бурж. принципов. Говорили, что, давая элементарные знания рабочим, буржуазия держ. в своих руках шк. и печать и стремится исп-ть грамот-ть пролетариата для распространения в его среде своей идеологии . Энгельс подчеркивал огром. тягу к знаниям, кот. свойственна пролетариату, они объед-ся и организуют просве. центры. Учение о формир-ии чел. личности. М. и Э. отмеч.,что чел. наделен от природы задатками. Люди в процессе активного воздействия на природу и общ-во одновременно изменили и свою соб. природу. Показали, что для формирования людей на новой основе необх. революц. измение самих обществен. отнош. в результ. классов. борьбыпролетариата, только актив. участие людей в перестройке старого мира приведет к их перевоспитанию. Считали решающим фактором формир-я нов. личности организ-ю в нов. обществе систему воспитания всесторонне развит. людей. Треб-я в обл. народн. образ-я. В условиях бурж. общ-ва пролетариат д. организованно бороться за знания. Вовлечение детей в общественное производство М. рассматривал как прогрессивное явление, но считал необходимым решит-но бороться с теми недопустимыми формами, кот. оно приняло при капитализме. М. подчерк., что дети с 9 лет могут приним. участие в производ. труде с обязат. соединением его с обуч. в шк., говорил об установлении предельн. норм труда детей и подростков. Воспитание (В.) по М.:1) умствен. В.;2)физич.(гимнастика, воен. упр-я);3) технич. обуч-е (основн. принципы всех поцессов производства, навыки обращения с прост. орудиями производ.). Осн. треб. : общественное и бесплат. В. всех детей; устранение фабрич. труда детей в соврем. его форме; соед-е В. с материал. произ-ом. Умственное В. на 1 месте., огром. знач. – овлад-е теорией. Образ-е д.б. послед-ым, систематич. Требов. глубок. и серьезн. изуч-я кажд. науки. Изучение худ. лит-ры, прошлого, род. яз. и ин.яз, древн. яз для расшир. кругозора. Образ-е тестно связ. с жизнью. Политехнич. образование д. знакомить с осн. принц. всех процессов производства и в то же время, давать ребенку, продростку навыки обращения с простейш. ордиями всех производств. В физич. В.:гимнастика, как ср-во физ. В. д.б. правильно организованной. Обосновили учение коммун. морали. Пролетариат ставит задачей уничтожение деления общ-ва на классы. Пролетар. мораль получ. полное развитие после победы раб. класса, стан.общечеловеч. моралью, отвечая интересам всего челов-ва. Важнейш. чертой нов. морали явл. коллективизм.



Наши рекомендации