Правовое регулирование приватизации муниципального имущества
Правовые основы приватизации закреплены в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации).
Под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. От понятия «приватизация» следует отличать тесно связанное с ним понятие «разгосударствление», под которым следует понимать процесс упразднения государственного (муниципального) монополизма, формирование многоукладной смешанной экономики, освобождения государства о функций прямого хозяйственного управления, переход от командно-административных к экономическим методам руководства.
Как отмечается специалистами, приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике, она лишь усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной (муниципальной) собственности на средства производства.
Приватизация муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей, открытости деятельности органов местного самоуправления.
Муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования муниципальных унитарных предприятий).
Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном Закон о приватизации.
Действие Закона о приватизации не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, природных ресурсов, государственного и муниципального жилищного фонда; государственного резерва; государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, и иного отчуждения имущества, предусмотренного ст. 3 Закон о приватизации.
Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Покупателями муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов.
Правительство РФ играет ключевую роль в сфере приватизации не только государственного имущества, но и муниципального, т.к. ведет активную нормативно-правовую работу, утверждая распоряжения, которые способствуют реализации положений Закон о приватизации. Органы местного самоуправления опираются на эти распоряжения при принятии нормативных правовых актов своего уровня. Свою компетенцию органы местного самоуправления определяют в своих правовых актах.
Закон о приватизации предусматривает следующие способы приватизации муниципального имущества: преобразование унитарного предприятия в акционерное общество; преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью; продажа муниципального имущества на аукционе; продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа муниципального имущества на конкурсе; продажа муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ; продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.
Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества или в акционерное общество (в установленных законом случаях).
Информация о приватизации муниципального имущества (в том числе прогнозный план (программа) приватизации, решения об условиях приватизации, отчеты о результатах приватизации) подлежит размещению на официальном сайте в сети Интернет, определенной местной администрацией, а также на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (torgi.gov.ru).
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 03.06.2015 № 195 «Об утверждении регламента официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru» регламентирован порядок ведения официального федерального сайта для публикации сведений о проведении торгов (www.torgi.gov.ru). Информация на сайте доступна, безвозмездна. Размещаются 3 вида сведений. Во-первых, это основная информация о проведении конкурсов и аукционов, о продаже государственного и муниципального имущества, предложения о заключении концессионных соглашений. Такие сведения размещаются от имени организатора торгов. Для этого он регистрируется в информсистеме (ЕСИА) и получает активированную учетную запись. От его имени действует авторизованный пользователь (физлицо). Регламентирован порядок его доступа к формированию информации. Во-вторых, публикуется оперативная информация (например, изменения в законодательстве). В третьих, справочная (методические рекомендации). Такие сведения формируются федеральным органом власти и направляются оператору сайта. Последний размещает их в течение 2 часов. Приказом установлены правила использования сайта, определены его разделы, урегулированы вопросы доступа пользователей к возможности размещения информации по реализации полномочий антимонопольных органов, предусмотрена сервисная поддержка пользователей, приведены требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования сайтом и др.
Информационное сообщение о продаже муниципального имущества должно содержать, по общему правилу, следующие сведения:
1) наименование органа местного самоуправления, принявших решение об условиях приватизации такого имущества, реквизиты указанного решения;
2) наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества);
3) способ приватизации такого имущества;
4) начальная цена продажи такого имущества;
5) форма подачи предложений о цене такого имущества;
6) условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов;
7) размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов;
8) порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок, предложений;
9) исчерпывающий перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;
10) срок заключения договора купли-продажи такого имущества;
11) порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества;
12) ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации такого имущества;
13) порядок определения победителей (при проведении аукциона, специализированного аукциона, конкурса) либо лиц, имеющих право приобретения государственного или муниципального имущества (при проведении его продажи посредством публичного предложения и без объявления цены);
14) место и срок подведения итогов продажи государственного или муниципального имущества;
15) сведения обо всех предыдущих торгах по продаже такого имущества, объявленных в течение года, предшествующего его продаже, и об итогах торгов по продаже такого имущества.
Оформление сделок купли-продажи муниципального имущества оформляется договором.
Закон о приватизации устанавливает особенности приватизации отдельных видов имущества: отчуждение земельных участков; особенности приватизации объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия; особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения; особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем; особенности приватизации объектов концессионного соглашения.