Публично-правовая природа народного представительства

Народное представительство – это переадресация власти народа на компетенцию выборных органов, наделенных полномочиями и функциями репрезентативного характера. В системе местного самоуправления такими субъектами являются не только депутаты и образуемые ими коллегиальные представительные органы, но и главы муниципальных образований, поскольку они относятся к числу выборных должностных лиц и несут обязанность непосредственно представлять граждан, их потребности и интересы в своей деятельности.

Понятие «представительство» используется как в публичном, так и в частном праве. В частном праве этому понятию придается особое значение, поскольку речь идет о совершении гражданско-правовых сделок одним субъектом частного права от имени другого субъекта. Здесь законодатель требует, чтобы полномочия представителя были оформлены документально (доверенность, указание закона или акта уполномоченного органа) или во всяком случае были бы с достаточной определенностью ясны (например, продавец или кассир в магазине для покупателей является представителем этой торговой организации). Сравнительный анализ института представительства в публичном и частном праве приводит нас к следующим выводам: во-первых, как в публичном, так и в частном праве уместна общая конструкция правоотношения между представителем и представляемым; во-вторых, в публичном праве не всегда четко прослеживается объект правоотношения и его субъекты (в особенности, когда речь идет о народном представительстве). Действительно, если гражданин по доверенности представляет коммерческую организацию, всегда нетрудно выяснить, какими именно правами и обязанностями он обладает при ее представлении. То же самое можно сказать о случаях, когда руководитель государственного органа представляет этот орган в отношениях с другими субъектами права (его полномочия ограничены компетенцией государственного органа). Но значительно сложнее выяснить, какими правомочиями, исходя из конструкции народного представительства, обладает депутат, выборное должностное лицо или представительный орган в целом; трудно определить, по поводу какого объекта между ними возникают, изменяются и прекращаются правоотношения. Данная проблема не ограничена рамками юридической науки и во многом носит политологический, социологический и даже философский характер.

В функциональном смысле выборные органы должны представлять народ, и чем более репрезентативна и демократична избирательная система, тем ярче это проявляется. Чтобы качественно охарактеризовать данную закономерность, Конституционный Суд РФ использует такие смысловые конструкции, как «справедливое», «подлинное», «действительное» народное представительство. Однако в институциональном аспекте это не означает, что народное представительство сводится к механизму формирования представительных органов. Конституционный институт народного представительства по своему содержанию значительно шире, он охватывает организационную структуру и процессы деятельности депутатов, выборных органов и выборных должностных лиц. Действительное полновластие народа осуществляет вся представительная система, взятая в целом.

Депутаты и выборные должностные лица прежде всего представляют ту часть избирательного корпуса, которая высказалась за данную кандидатуру посредством тайного волеизъявления на выборах. Но поскольку круг избирателей, отдавших свои голоса за этого кандидата, не известен, императивных отношений между выборным лицом и избирательным корпусом быть не может. Сказанное вовсе не означает, что депутату или выборному должностному лицу дозволено принимать любые решения, которым он отдает предпочтение: институт народного представительства несовместим с произволом в их деятельности. Поэтому обязательства, возникающие ввиду отношений народного представительства, носят больше нравственный, нежели юридический характер. Что же касается коллегиального представительного органа, то его деятельность должна быть направлена на то, чтобы комплексно выражать потребности и интересы муниципального сообщества в целом.

Каков же объект народного представительства? Здесь возможны два подхода:

1. Депутат, выборное должностное лицо или представительный орган представляют потребности и интересы социальной общности, которые имеют относительно постоянный характер (обеспечение мира, безопасности, правопорядка, экономического благополучия и т. п.). Этот подход уязвим в том, что в действительности потребности и интересы населения динамично меняются.

2. Депутат, выборное должностное лицо или представительный орган представляют общественное мнение, которое складывается по тому или иному вопросу местной жизни. Спорность этого подхода заключается в обратном – увлекаясь сложившимся общественным мнением, народный представитель может принять решение, идущее в разрез с действительными потребностями и интересами населения, в результате чего избирательный корпус может выразить такому представителю даже вотум недоверия.

Среди критериев политического выбора применительно к институту народного представительства заслуживают особого внимания два из них: это личность кандидата (возраст, пол, профессия, образование, деловые качества и т. п.) и его политическая позиция (принадлежность к политической партии, избирательному объединению, предвыборная программа). Надо полагать, что народное представительство проявляется и в том, и в другом случаях. Важно, чтобы указанные средства служили цели преодоления отчуждения муниципального аппарата от общества.

Сказанное дает основания к выводу о том, что народное представительство – многогранная правовая категория, сущность которой проявляется в институциональном, функциональном и правореализационном аспектах. Во-первых, народное представительство есть институт права, представляющий собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере формирования, деятельности, прекращения полномочий и ответственности органов народного представительства. Во-вторых, народное представительство суть функция, осуществляемая прежде всего выборными органами публичной власти, которая, однако, не исключается и для других муниципальных органов, которые не имеют полученного в результате выборов мандата народного доверия (в последнем случае функция народного представительства менее четко выражена и имеет вторичный характер ввиду демократической легитимации соответствующих органов и должностных лиц косвенным путем). Наконец, в-третьих, народное представительство есть правоотношение, юридическая связь между субъектами права, предполагающая совокупность взаимных прав и обязанностей представителей и представляемых.

Функционирование народного представительства в современной России имеет ряд особенностей, которые обусловлены соотношением индивидуального и коллегиального представительства в условиях разделения властей, противоречивым развитием законодательства и правоприменительной практики в области формирования и организации представительства, своеобразием политической системы и структуры политических общественных объединений, повышением роли профессиональных начал в системе народного представительства, своеобразием политической и правовой культуры в гражданском обществе. Имевшее место в советский период отечественной государственности конституционное определение народного представительства как верховной политической власти, слабо ограниченной правом и обладающей безусловным приоритетом по отношению к другим органам власти, не вписывается в современную конституционную доктрину и требует переосмысления. В современных условиях нужны принципиально новые подходы, которые должны учитывать конкурирующие конституционные ценности, обеспечивать их должный баланс и взаимное соответствие.

Народное представительство в конституционном государстве выполняет три основные функции – нормотворчество, финансы и контроль.

Нормотворчество – высшая форма проявления власти, поскольку нормативные правовые акты связывают деятельность всех других органов местного самоуправления, устанавливая их компетенцию и порядок ее реализации, а также права и обязанности других субъектов муниципальных правоотношений. Возложение нормотворческой функции на народное представительство – важнейший постулат демократии, который не всегда понимается адекватно. На первый взгляд может показаться, что принятие и промульгацию нормативных документов следует осуществлять специалистам в области права, которые обладают необходимыми для этого опытом и подготовкой. В действительности такого рода специалисты лишь помогают депутатам и выборным должностным лицам знанием и традициями, посвящают их в дела, исполняют текущие обязанности под их контролем. Право же окончательного решения принадлежит лицам, которые получили демократическую легитимацию в результате очередных муниципальных выборов. Это обстоятельство является значительно более важным по сравнению с квалификацией в области юриспруденции. Поэтому для системы народного представительства считается очевидным, что проекты нормативных правовых актов вносят, докладывают, защищают, принимают и подписывают вовсе не их авторы.

Финансовая власть народного представительства ограничена и сводится в основном к полномочиям одобрения или отказа в отношении проекта, внесенного исполнительной властью. Тем не менее финансовую функцию народного представительства нельзя недооценивать. Будучи вынужденной, в силу закона, убеждать народных представителей в необходимости тех или иных публичных финансовых издержек, исполнительная власть оказывается неспособной расходовать средства налогоплательщиков по своему усмотрению. В бюджетной политике крайне важно руководствоваться общим интересом, а не личными, тем более – корыстными побуждениями. Разумеется, исполнительный орган сам по себе нельзя заподозрить в подобного рода предвзятости. Однако административный способ формирования исполнительной власти, ее слабая зависимость от потребностей различных социальных слоев и групп населения не всегда способствуют беспристрастности и объективности, что может привести к необоснованным отклонениям публичных расходов в пользу различных заинтересованных лиц. Бюджетная компетенция народного представительства, конечно, не разрешает полностью указанную проблему, но она позволяет уделять более пристальное внимание актуальным общественным вопросам, проявлять должное усердие к их разрешению, а в конечном итоге – разделять ответственность за судьбу представляемых граждан.

Народное представительство наделено также важными контрольными полномочиями. Согласно теории народного представительства, депутаты, представительные органы и выборные должностные лица не просто осуществляют отдельные функции контрольного характера, но пользуются высшей контролирующей властью. При такой постановке вопроса необходимо разграничивать понятия «контроль» и «исполнительно-распорядительная деятельность». Первое не предполагает четких инструкций; представительство, скорее, санкционирует, чем что-либо решает. Народно-представительный контроль означает наблюдение за исполнительной властью, в результате чего складывается одобрение или осуждение результатов исполнительно-распорядительной работы. Для народного представительства характерны критика, обсуждения, дискуссии, которые направлены не столько на оперативно-текущую деятельность, сколько на ее промежуточные и конечные результаты. В итоге народное представительство в течение срока своей легислатуры находится в привилегированном положении по отношению к невыборным органам местного самоуправления. Однако эти привилегии в достаточной мере уравновешиваются обязанностью отчета перед избирателями на очередных выборах.

Наши рекомендации