Населением вопросов местного значения

Порядок организации и проведения местного референдума регламентируется в основном двумя нормативными документами: Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Дополнительно к этому, отдельные положения о местном референдуме могут содержаться в соответствующих законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований, а также в нормативных правовых актах о местных референдумах, принимаемых представительными органами муниципальных образований.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывает, что в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум. Он проводится на всей территории муниципального образования. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования: 1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме; 2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом; 3) по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом. Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации. Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум. Если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.

В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», несмотря на свое рамочно-общерегулятивное предназначение, достаточно подробным образом описывает муниципальные процедуры референдума. Важно понимать, что в основном эти процедуры аналогичны избирательному процессу: правом на участие в местном референдуме обладает та же категория граждан, что имеет активное избирательное право; участки референдума организуются аналогично избирательным участкам; комиссии местного референдума – аналогично избирательным комиссиям. Методологически близки и процедуры сбора подписей, агитации, голосования, подсчета голосов и определения результатов народного волеизъявления. Учитывая то, что данная проблематика выделена в отдельную тему, в рамках настоящего параграфа нет необходимости в подробном изложении соответствующего материала. При этом, однако, важно обратить внимание на ряд особенностей порядка проведения местного референдума, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

На местный референдум могут быть вынесены только определенные вопросы. Понятие «вопросы референдума» имеет существенное юридическое значение. На местный референдум выносятся только вопросы местного значения, которые отнесены к ведению соответствующего муниципального образования. Часть из них может подлежать обязательному вынесению на местный референдум, другую часть на местный референдум выносить воспрещается. К вопросам референдума предъявляются юридические требования четкости, ясности, однозначности и недвусмысленности предлагаемых на них ответов.

Организация местного референдума возлагается на комиссии референдума (если избирательных комиссий на соответствующих территориях нет) либо на избирательные комиссии (если на этих территориях они функционируют на постоянной основе). Например, если округом референдума является территория городского округа, организация местного референдума возлагается на избирательную комиссию городского округа, нижестоящими по отношению к которой будут сначала территориальные избирательные комиссии, затем – участковые комиссии референдума. Если же местный референдум проводится в границах сельского поселения, достаточно двухзвенной системы комиссий референдума, включающей окружную и участковую составляющие.

Для выдвижения инициативы проведения местного референдума и сбора подписей граждан в ее поддержку образуется инициативная группа, которую вправе образовать гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в местном референдуме. Количественный состав инициативной группы по проведению местного референдума устанавливается законом субъекта РФ. Выдвинуть инициативу проведения местного референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном Федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню местного референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению местного референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню местного референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению местного референдума. Под уровнями местного референдума подразумеваются уровни внутригородской территории города федерального значения, городского округа, муниципального района, городского или сельского поселения. Более высокие уровни – это уровни субъекта РФ и самой Российской Федерации.

Важное значение при правовом регулировании местного референдума имеют условия состоявшегося референдума, а также порядок определения его результатов. Местный референдум признается соответствующей комиссией референдума не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие не более половины участников местного референдума, внесенных в списки участников местного референдума на территории проведения референдума. Соответствующая комиссия референдума признает решение не принятым в случае, если за это решение проголосовало не более половины участников местного референдума, принявших участие в голосовании. Соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты местного референдума недействительными в случаях, если: 1) допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников местного референдума; 2) они признаны недействительными на части участков референдума, списки участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем 1/4 часть от общего числа участников референдума, внесенных в списки участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем округе референдума. Кроме того, основанием для признания итогов голосования и результатов местного референдума недействительными служит решение суда.

Наши рекомендации