III. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

-Сегодня мы отправимся в поход за сокровищами. Пойдём мы, конечно, не одни, ведь так и заблудиться недолго, а вместе с профессором всех мыслимых и немыслимых наук Совой Совьюнешной. (Слайд)

(Слайд)

- Ребята, а вот и первое препятствие – граница, значит, мы в чьих-то владениях.

(Щёлчок)

- А вот и подсказка от Совы: «Я скажу вам без обмана – живут здесь покорители воздушного океана!»

-Что называют воздушным океаном? (небо)

- Кто же его покорители? (птицы)

-Догадались ли вы, о чём мы сегодня будем говорить в нашем походе? (о птицах) (Слайд)

IV. Этап изучения нового материала

-Путеводителем в нашем походе будет служить этот план (вывешивается на доску):

План

1. Мир пернатых

2. Внешнее строение. Питание

3. Гнездование и размножение

4. Кто-то прилетает, а кто-то улетает

5. Они не должны исчезнуть…

(Слайд)

1. Мир пернатых.

-Мир птиц разнообразен. На сегодняшний день (Щёлчок) на Земле обитает более 9500 различных видов птиц. В Беларуси – 320 видов. Существуют птицы различные по окраске, размерам, образу жизни.

- Назовите известных вам птиц. (ответы)

(Слайд)

- Почему птицы летают, а человек нет?

2. Внешнее строение

- Для того чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо познакомиться с внешним строением птиц.

(Слайд)

Рассмотрим его на примере голубя.

Части тела

- Какие основные части тела можно выделить? (Щёлчок)

· голова (Щёлчок)

· шея (Щёлчок)

· туловище (Щёлчок)

· крылья (верхние конечности) (Щёлчок)

· лапки – задние конечности (Щёлчок)

· хвост (Щёлчок)

(Слайд)

Голова

(Щёлчок)

-Какую форму имеет голова? (круглую)(Щёлчок)

-Какая она по размеру? (маленькая)(Щёлчок)

- Наличие круглой и маленькой головы является первым приспособление птиц к полёту.

-Что помещается на голове?

· глаза (Щёлчок)

· клюв (Щёлчок)

· слуховое отверстие (Щёлчок)

· ноздри (Щёлчок)

Глаз

- Ребята, а как вы думаете, кто из животных видит дальше всех? (птицы)

- Острота зрения птиц превосходит остроту зрения человека не менее чем в 5 раз. (Слайд)

Орлы, ястребы могут заметить небольшую птичку, по крайней мере, за тысячу метров, а мышь в траве – за сотню метров.

(Слайд)

Беркут может заметить зайца с высоты более трёх километров, а сокол (Щёлчок)– голубя более чем за 8 километров.

Физкультминутка для глаз «Крошка енот» (презентационная)

- А чтобы наши глаза были здоровы, мы выполним физкультминутку. Внимание на экран.

(Слайд)

4)Питание

-Похарактеру питанияразличают:

· растительноядных (Щёлчок)

· животноядных (Щёлчок)

· всеядных (Щёлчок)

Клюв

- В зависимости от характера питания различают следующие виды клювов:

(Слайд)

· хищный (острый, загнутый вниз) – ястреб (Щёлчок)

· водный (плоский) – утка (Слайд)

· зерноядный (короткий, толстый) – воробей (Слайд)

· насекомоядный (острый, тонкий) - дятел (Слайд)

-Имеют ли птицы зубы? (нет)

-Их пищеварительная система построена таким образом, что позволяет переваривать не пережёванную пищу.

(Слайд)

Шея

-С помощью чего соединяется голова с туловищем? (с помощью шеи)(Щёлчок)

- Какую шею имеют птицы? (подвижную, обычно длинную)(Щёлчок)

Туловище

-Следующая часть тела, которую мы рассмотрим – это туловище. (Слайд)

- Какую форму имеет туловище? (обтекаемую)(Щёлчок)

- Обтекаемая форма тела – ещё одно приспособление птиц к полёту.

-Вспомните, какие животные кроме птиц имеют обтекаемую форму тела? (рыбы)

Перья

-Чем покрыто тело птиц? (перьями)

-Тело птиц покрыто перьями. Они защищают птиц от холода, от жары, от намокания и повреждений. Перья образуют перьевой покров. (Щёлчок)

Одних птиц оперение делает незаметным, защищает от врагов, (Слайд) других, наоборот, украшает, делает заметнее. (Слайд)

-Давайте поближе познакомимся со строением пера птицы: (Слайд)

III. Этап актуализации субъектного опыта учащихся - student2.ru 1 – опахало (Щёлчок)

2 – ствол (Щёлчок)

3 – обычная поверхность (Щёлчок)

4 – пуховая часть (Щёлчок)

5 – очин (стержень) (Щёлчок)

-У птиц различают следующие типы перьев: (Слайд)

III. Этап актуализации субъектного опыта учащихся - student2.ru 1 – контурное (маховое) перо (Щёлчок)

2 – рулевое перо (перо хвоста) (Щёлчок)

3 – покровное перо (Щёлчок)

4 – нитевидное перо (Щёлчок)

5 – кистеобразное перо (Щёлчок)

6 – пуховое перо (Щёлчок)

(Слайд)

Крылья

- Крылья – передние конечности, являются органами полёта. Это так же приспособление птиц к полёту. Крылья образованы маховыми перьями.

Задние конечности

- Ещё одна часть тела – это лапки или задние конечности. (Слайд)

У многих птиц – небольшие, в полёте прижимаются к туловищу.

- По особенностям строения конечностей можно сказать, где обитает птица.

Хвост

- Следующая часть тела птиц – это хвост. (Слайд)

- Хвост развит слабо. Выполняет различные функции. Например, в полёте – руль, не зря он образован рулевыми перьями.

3. Гнездование и размножение

-Животные имеют свои дома.

- А как называется дом птиц? (гнездо)

- Гнёзда птиц разнообразны по своей форме.

- Посмотрите, какие гнёзда строят:

(Слайд)

· зяблик

· соловей (Слайд)

· синица (Слайд)

· дрозд (Слайд)

- Многие птицы не строят гнёзда. Так, например, Авдотка(Слайд) и козодой откладывают яйца прямо на почву (Слайд) без всякой подстилки.

Гагары (Слайд) устраивают плавучие гнёзда.

Ласточки (Слайд) и стрижи лепят гнёзда (Слайд) из грязи.

Поползни (Слайд) и дятлы гнездятся в дуплах. (Слайд)

- Для чего же птицы строят гнёзда? (откладывают яйца)

- Впоследствии из яиц вылупливаются птенцы.

- Птичьи яйца различные по размеру, окраске. (Слайд)

4. Кто-то прилетает, а кто-то улетает.

- Следующая наша остановка кто-то прилетает, а кто-то улетает.

- На протяжении всего года мы наблюдаем птиц. Некоторые из них живут с нами постоянно, другие покидают родные края, третьи наоборот, прилетают к нам на зимовку. (Слайд)

- Те птицы, которые живут в Беларуси постоянно, называются оседлыми. (Щёлчок)

Это: (Щёлчок)

· сорока

· синица

· чечётка

· поползень

· ворона

· голуби

· и др.

- Те птицы, которые покидают родные края – перелётные.(Щёлчок)

Это: (Щёлчок)

· скворец

· журавли

· аисты

· цапли

· жаворонки

· ласточки

· стрижи и др.

- Как вы думаете, почему птицы вынуждены улетать? (ответы)

· уменьшение количества и доступности корма;

· уменьшение продолжительности дня;

· снежный покров;

· лёд на водоёмах и др.

- В свою очередь к нам на зимовку прилетают другие птицы. Это зимующие птицы. (Щёлчок)

- Какая из наиболее часто встречающихся зимующих птиц? (снегирь) (Щёлчок)

· снегирь

· зеленушка

· лазоревка

· щегол

· сойка и др.

- Чем же мы можем помочь тем птицам, которые зимуют? (ответы)

1) изготавливать кормушки;

2) заготовить корм;

3) приносить корм каждый день.

- За оказанную помощь птицам зимой, они несомненно помогут людям, природе. Птицы

· распространяют плоды и семена

· защищают растения от вредителей

· уничтожают мышевидных грызунов

5. Они не должны исчезнуть…

- Мы прибыли на остановку они не должны исчезнуть.

- Многие птицы по вине человека стали редкими. Поэтому они и занесены в Красную Книгу Республики Беларусь.

Среди них:

(Слайд)

1) Оляпка– певчая птичка, умеет нырять и бегать под водой по дну

(Слайд)

2) Филин –белорусское название этой птицы «пугач», так как она громко и устрашающе «ухает».

(Слайд)

3) Чёрный аист –в народе чёрного аиста называют буськой, гарусом.

(Слайд)

4) Серый журавль –издавна считался символом любви к родному краю. Это стройная крупная птица с длинными ногами и шеей.

(Слайд)

5) Лебедь – умеет хорошо плавать с первого дня жизни. Это прекрасна гордая птица с ослепительно-белым опереньем.

Наши рекомендации