Работа по тетради «Человек и мир», 2 класс, стр. 46
Ход урока
I. Организационный момент
-Здравствуйте, садитесь!
-Прозвенел и смолк звонок,
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
II. Этап проверки домашнего задания
-Какую тему вы изучили на прошлом уроке? (Змеи и ящерицы)(Слайд)
-К какому классу животных они относятся? (пресмыкающиеся) (Щёлчок)
- Давайте проверим, как вы усвоили эту тему. (Индивидуальная проверка учащихся)
Карточка 1
1. Почему змеи называются пресмыкающимися?
2. Для чего змеям служит язык?
3. Что входит в меню ужа? (перечислить).
4. Рассмотри рисунки. По каким признакам можно отличить ужа от гадюки?
Карточка 2
1. Чем отличаются ящерицы от змей?
2. Как ящерица защищается от врагов?
3. Чем питаются ящерицы?
Карточка 3
1. Какую пользу приносят змеи?
2. Какую пользу приносят ящерицы?
3. Нуждаются ли пресмыкающиеся в охране? (объяснить почему)
Работа по тетради «Человек и мир», 2 класс, стр. 46
-Пока ребята работают, остальные открывают свои рабочие тетради на с. 46, задание 56.
- _________, читай задание. (Дети по одному читают высказывания, находят ошибочные и исправляют их)
-Молодцы! Ну что же, выслушаем тех, кто готовился по карточкам.
(Устные ответы учащихся)
III. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
-Сегодня мы отправимся в поход за сокровищами. Пойдём мы, конечно, не одни, ведь так и заблудиться недолго, а вместе с профессором всех мыслимых и немыслимых наук Совой Совьюнешной. (Слайд)
(Слайд)
- Ребята, а вот и первое препятствие – граница, значит, мы в чьих-то владениях.
(Щёлчок)
- А вот и подсказка от Совы: «Я скажу вам без обмана – живут здесь покорители воздушного океана!»
-Что называют воздушным океаном? (небо)
- Кто же его покорители? (птицы)
-Догадались ли вы, о чём мы сегодня будем говорить в нашем походе? (о птицах) (Слайд)
IV. Этап изучения нового материала
-Путеводителем в нашем походе будет служить этот план (вывешивается на доску):
План
1. Мир пернатых
2. Внешнее строение. Питание
3. Гнездование и размножение
4. Кто-то прилетает, а кто-то улетает
5. Они не должны исчезнуть…
(Слайд)
1. Мир пернатых.
-Мир птиц разнообразен. На сегодняшний день (Щёлчок) на Земле обитает более 9500 различных видов птиц. В Беларуси – 320 видов. Существуют птицы различные по окраске, размерам, образу жизни.
- Назовите известных вам птиц. (ответы)
(Слайд)
- Почему птицы летают, а человек нет?
2. Внешнее строение
- Для того чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо познакомиться с внешним строением птиц.
(Слайд)
Рассмотрим его на примере голубя.
Части тела
- Какие основные части тела можно выделить? (Щёлчок)
· голова (Щёлчок)
· шея (Щёлчок)
· туловище (Щёлчок)
· крылья (верхние конечности) (Щёлчок)
· лапки – задние конечности (Щёлчок)
· хвост (Щёлчок)
(Слайд)
Голова
(Щёлчок)
-Какую форму имеет голова? (круглую)(Щёлчок)
-Какая она по размеру? (маленькая)(Щёлчок)
- Наличие круглой и маленькой головы является первым приспособление птиц к полёту.
-Что помещается на голове?
· глаза (Щёлчок)
· клюв (Щёлчок)
· слуховое отверстие (Щёлчок)
· ноздри (Щёлчок)
Глаз
- Ребята, а как вы думаете, кто из животных видит дальше всех? (птицы)
- Острота зрения птиц превосходит остроту зрения человека не менее чем в 5 раз. (Слайд)
Орлы, ястребы могут заметить небольшую птичку, по крайней мере, за тысячу метров, а мышь в траве – за сотню метров.
(Слайд)
Беркут может заметить зайца с высоты более трёх километров, а сокол (Щёлчок)– голубя более чем за 8 километров.
Физкультминутка для глаз «Крошка енот» (презентационная)
- А чтобы наши глаза были здоровы, мы выполним физкультминутку. Внимание на экран.
(Слайд)
4)Питание
-Похарактеру питанияразличают:
· растительноядных (Щёлчок)
· животноядных (Щёлчок)
· всеядных (Щёлчок)
Клюв
- В зависимости от характера питания различают следующие виды клювов:
(Слайд)
· хищный (острый, загнутый вниз) – ястреб (Щёлчок)
· водный (плоский) – утка (Слайд)
· зерноядный (короткий, толстый) – воробей (Слайд)
· насекомоядный (острый, тонкий) - дятел (Слайд)
-Имеют ли птицы зубы? (нет)
-Их пищеварительная система построена таким образом, что позволяет переваривать не пережёванную пищу.
(Слайд)
Шея
-С помощью чего соединяется голова с туловищем? (с помощью шеи)(Щёлчок)
- Какую шею имеют птицы? (подвижную, обычно длинную)(Щёлчок)
Туловище
-Следующая часть тела, которую мы рассмотрим – это туловище. (Слайд)
- Какую форму имеет туловище? (обтекаемую)(Щёлчок)
- Обтекаемая форма тела – ещё одно приспособление птиц к полёту.
-Вспомните, какие животные кроме птиц имеют обтекаемую форму тела? (рыбы)
Перья
-Чем покрыто тело птиц? (перьями)
-Тело птиц покрыто перьями. Они защищают птиц от холода, от жары, от намокания и повреждений. Перья образуют перьевой покров. (Щёлчок)
Одних птиц оперение делает незаметным, защищает от врагов, (Слайд) других, наоборот, украшает, делает заметнее. (Слайд)
-Давайте поближе познакомимся со строением пера птицы: (Слайд)
1 – опахало (Щёлчок)
2 – ствол (Щёлчок)
3 – обычная поверхность (Щёлчок)
4 – пуховая часть (Щёлчок)
5 – очин (стержень) (Щёлчок)
-У птиц различают следующие типы перьев: (Слайд)
1 – контурное (маховое) перо (Щёлчок)
2 – рулевое перо (перо хвоста) (Щёлчок)
3 – покровное перо (Щёлчок)
4 – нитевидное перо (Щёлчок)
5 – кистеобразное перо (Щёлчок)
6 – пуховое перо (Щёлчок)
(Слайд)
Крылья
- Крылья – передние конечности, являются органами полёта. Это так же приспособление птиц к полёту. Крылья образованы маховыми перьями.
Задние конечности
- Ещё одна часть тела – это лапки или задние конечности. (Слайд)
У многих птиц – небольшие, в полёте прижимаются к туловищу.
- По особенностям строения конечностей можно сказать, где обитает птица.
Хвост
- Следующая часть тела птиц – это хвост. (Слайд)
- Хвост развит слабо. Выполняет различные функции. Например, в полёте – руль, не зря он образован рулевыми перьями.
3. Гнездование и размножение
-Животные имеют свои дома.
- А как называется дом птиц? (гнездо)
- Гнёзда птиц разнообразны по своей форме.
- Посмотрите, какие гнёзда строят:
(Слайд)
· зяблик
· соловей (Слайд)
· синица (Слайд)
· дрозд (Слайд)
- Многие птицы не строят гнёзда. Так, например, Авдотка(Слайд) и козодой откладывают яйца прямо на почву (Слайд) без всякой подстилки.
Гагары (Слайд) устраивают плавучие гнёзда.
Ласточки (Слайд) и стрижи лепят гнёзда (Слайд) из грязи.
Поползни (Слайд) и дятлы гнездятся в дуплах. (Слайд)
- Для чего же птицы строят гнёзда? (откладывают яйца)
- Впоследствии из яиц вылупливаются птенцы.
- Птичьи яйца различные по размеру, окраске. (Слайд)
4. Кто-то прилетает, а кто-то улетает.
- Следующая наша остановка кто-то прилетает, а кто-то улетает.
- На протяжении всего года мы наблюдаем птиц. Некоторые из них живут с нами постоянно, другие покидают родные края, третьи наоборот, прилетают к нам на зимовку. (Слайд)
- Те птицы, которые живут в Беларуси постоянно, называются оседлыми. (Щёлчок)
Это: (Щёлчок)
· сорока
· синица
· чечётка
· поползень
· ворона
· голуби
· и др.
- Те птицы, которые покидают родные края – перелётные.(Щёлчок)
Это: (Щёлчок)
· скворец
· журавли
· аисты
· цапли
· жаворонки
· ласточки
· стрижи и др.
- Как вы думаете, почему птицы вынуждены улетать? (ответы)
· уменьшение количества и доступности корма;
· уменьшение продолжительности дня;
· снежный покров;
· лёд на водоёмах и др.
- В свою очередь к нам на зимовку прилетают другие птицы. Это зимующие птицы. (Щёлчок)
- Какая из наиболее часто встречающихся зимующих птиц? (снегирь) (Щёлчок)
· снегирь
· зеленушка
· лазоревка
· щегол
· сойка и др.
- Чем же мы можем помочь тем птицам, которые зимуют? (ответы)
1) изготавливать кормушки;
2) заготовить корм;
3) приносить корм каждый день.
- За оказанную помощь птицам зимой, они несомненно помогут людям, природе. Птицы
· распространяют плоды и семена
· защищают растения от вредителей
· уничтожают мышевидных грызунов
5. Они не должны исчезнуть…
- Мы прибыли на остановку они не должны исчезнуть.
- Многие птицы по вине человека стали редкими. Поэтому они и занесены в Красную Книгу Республики Беларусь.
Среди них:
(Слайд)
1) Оляпка– певчая птичка, умеет нырять и бегать под водой по дну
(Слайд)
2) Филин –белорусское название этой птицы «пугач», так как она громко и устрашающе «ухает».
(Слайд)
3) Чёрный аист –в народе чёрного аиста называют буськой, гарусом.
(Слайд)
4) Серый журавль –издавна считался символом любви к родному краю. Это стройная крупная птица с длинными ногами и шеей.
(Слайд)
5) Лебедь – умеет хорошо плавать с первого дня жизни. Это прекрасна гордая птица с ослепительно-белым опереньем.
Практическая работа
-Ребята, мы даже и не заметили, как вышли к дворцу. (Слайд)
- И снова нам на помощь пришла Сова: (Щёлчок)
«Если хочешь дверь открыть, постарайся не спешить! Постой, подумай, не спиши! Птицу ты нам опиши!»
- Нам предстоит описать птиц, а каких, вы узнаете, когда ответите на следующие мои вопросы:
1) Какую птицу мы часто встречаем зимой на улицах города, хотя летом её видим редко? (синицу)(Слайд)
2) Скажите, а знаете ли вы, какую птицу называют символом Беларуси? (аиста)(Слайд)
- В учебнике на стр. 96 вы отыщите статью про синицу. На стр. 97-98 – про белого аиста. Эти статьи помогут вам при описании.
- Ваша задача описать птиц по следующему плану и подчеркнуть правильные ответы: (Слайд)
1. Величина птицы | маленькая, средняя, большая |
2. Какое оперение? | · окраска головы: белая, чёрная, · окраска спины: жёлто-зелёная, белая · окраска брюшка: ярко-жёлтая с широкой чёрной полоской, белая · окраска крыльев: белая с чёрными концами, серо-голубая · окраска хвоста: серо-голубая, белая |
3. Какой клюв? | · величина клюва: маленький, средний, большой, длинный, короткий · форма клюва: тонкий, широкий, крючковатый |
4. Какие крылья? | длинные, короткие |
5. Какие лапки? | · величина лапок: маленькие, средние, большие · окраска лапок: красная, серая |
6. Какой хвост? | короткий, длинный |
7. Где встречается эта птица? | · в лесах, парках, садах, на кормушках вблизи жилья человека · вблизи жилья человека, гнездятся на деревьях, на крышах зданий |
8 Чем питается? | · жирным мясом, несолёным салом, семенами подсолнуха · полёвками, лягушками, рыбой, водными жуками, другими насекомыми |
- Первая группа (1 ряд и половина 2-ого) описывает синицу, вторая (половина второго и третий)– белого аиста. Приступайте к работе.
(звучат звуки птиц)
Физкультминутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут – тоже покажем, крылья сложили назад.
Игра «Следопыт»
- У вас на столах лежат по 2 квадрата красного, синего и зелёного цвета. Каждый из этих цветов соответствует названию птички (Слайд).
- Я буду читать вопрос, а вы должны определить, о какой птице я говорю, соотнести свой ответ с соответствующем ей цветом и расположить квадратики правильно.
Сова – красный
Грач – синий
Сорока – зелёный
Аист – красный
Галка – синий
Снегирь – зелёный
1. Какая из птиц с большими глазами и крючковатым носом?
2. У какой птицы прозвище белобока, длинный хвост и чёрно – белое оперенье?
3. Какая птица вокруг шеи носит серенький «шарф»?
4. У какой птицы длинный красный клюв, длинная шея и длинные ноги?
5. Небольшая красногрудая птичка.
6. У какой птицы чёрный с синим отливом «фрак»?
-Сейчас обменяйтесь своими ответами и проверьте друг друга.
(Щёлчок)
(ответы выводятся на презентацию)
X. Этап коррекции
- Всё ли было понятно?
- Какие были трудности?
XIII. Рефлексия
|
|
|
|
- У вас на столах лежат кружочки. Если вы можете применять полученные знания сразу, то поместите его в 1 окно, если вам всё было хорошо понятно – в окно 2, если вы пока не можете применять свои знания – в окно 3, а если вам совсем было не понятно – в окно 4.
- Урок окончен.
Подпись учителя _____________
Подпись методиста _____________
Ход урока
I. Организационный момент
-Здравствуйте, садитесь!
-Прозвенел и смолк звонок,
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
II. Этап проверки домашнего задания
-Какую тему вы изучили на прошлом уроке? (Змеи и ящерицы)(Слайд)
-К какому классу животных они относятся? (пресмыкающиеся) (Щёлчок)
- Давайте проверим, как вы усвоили эту тему. (Индивидуальная проверка учащихся)
Карточка 1
1. Почему змеи называются пресмыкающимися?
2. Для чего змеям служит язык?
3. Что входит в меню ужа? (перечислить).
4. Рассмотри рисунки. По каким признакам можно отличить ужа от гадюки?
Карточка 2
1. Чем отличаются ящерицы от змей?
2. Как ящерица защищается от врагов?
3. Чем питаются ящерицы?
Карточка 3
1. Какую пользу приносят змеи?
2. Какую пользу приносят ящерицы?
3. Нуждаются ли пресмыкающиеся в охране? (объяснить почему)
Работа по тетради «Человек и мир», 2 класс, стр. 46
-Пока ребята работают, остальные открывают свои рабочие тетради на с. 46, задание 56.
- _________, читай задание. (Дети по одному читают высказывания, находят ошибочные и исправляют их)
-Молодцы! Ну что же, выслушаем тех, кто готовился по карточкам.
(Устные ответы учащихся)