Работа по тетради «Человек и мир», 2 класс, стр. 46

Ход урока

I. Организационный момент

-Здравствуйте, садитесь!

-Прозвенел и смолк звонок,

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

II. Этап проверки домашнего задания

-Какую тему вы изучили на прошлом уроке? (Змеи и ящерицы)(Слайд)

-К какому классу животных они относятся? (пресмыкающиеся) (Щёлчок)

- Давайте проверим, как вы усвоили эту тему. (Индивидуальная проверка учащихся)

Карточка 1

1. Почему змеи называются пресмыкающимися?

2. Для чего змеям служит язык?

3. Что входит в меню ужа? (перечислить).

4. Рассмотри рисунки. По каким признакам можно отличить ужа от гадюки?

Карточка 2

1. Чем отличаются ящерицы от змей?

2. Как ящерица защищается от врагов?

3. Чем питаются ящерицы?

Карточка 3

1. Какую пользу приносят змеи?

2. Какую пользу приносят ящерицы?

3. Нуждаются ли пресмыкающиеся в охране? (объяснить почему)

Работа по тетради «Человек и мир», 2 класс, стр. 46

-Пока ребята работают, остальные открывают свои рабочие тетради на с. 46, задание 56.

- _________, читай задание. (Дети по одному читают высказывания, находят ошибочные и исправляют их)

-Молодцы! Ну что же, выслушаем тех, кто готовился по карточкам.

(Устные ответы учащихся)

III. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

-Сегодня мы отправимся в поход за сокровищами. Пойдём мы, конечно, не одни, ведь так и заблудиться недолго, а вместе с профессором всех мыслимых и немыслимых наук Совой Совьюнешной. (Слайд)

(Слайд)

- Ребята, а вот и первое препятствие – граница, значит, мы в чьих-то владениях.

(Щёлчок)

- А вот и подсказка от Совы: «Я скажу вам без обмана – живут здесь покорители воздушного океана!»

-Что называют воздушным океаном? (небо)

- Кто же его покорители? (птицы)

-Догадались ли вы, о чём мы сегодня будем говорить в нашем походе? (о птицах) (Слайд)

IV. Этап изучения нового материала

-Путеводителем в нашем походе будет служить этот план (вывешивается на доску):

План

1. Мир пернатых

2. Внешнее строение. Питание

3. Гнездование и размножение

4. Кто-то прилетает, а кто-то улетает

5. Они не должны исчезнуть…

(Слайд)

1. Мир пернатых.

-Мир птиц разнообразен. На сегодняшний день (Щёлчок) на Земле обитает более 9500 различных видов птиц. В Беларуси – 320 видов. Существуют птицы различные по окраске, размерам, образу жизни.

- Назовите известных вам птиц. (ответы)

(Слайд)

- Почему птицы летают, а человек нет?

2. Внешнее строение

- Для того чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо познакомиться с внешним строением птиц.

(Слайд)

Рассмотрим его на примере голубя.

Части тела

- Какие основные части тела можно выделить? (Щёлчок)

· голова (Щёлчок)

· шея (Щёлчок)

· туловище (Щёлчок)

· крылья (верхние конечности) (Щёлчок)

· лапки – задние конечности (Щёлчок)

· хвост (Щёлчок)

(Слайд)

Голова

(Щёлчок)

-Какую форму имеет голова? (круглую)(Щёлчок)

-Какая она по размеру? (маленькая)(Щёлчок)

- Наличие круглой и маленькой головы является первым приспособление птиц к полёту.

-Что помещается на голове?

· глаза (Щёлчок)

· клюв (Щёлчок)

· слуховое отверстие (Щёлчок)

· ноздри (Щёлчок)

Глаз

- Ребята, а как вы думаете, кто из животных видит дальше всех? (птицы)

- Острота зрения птиц превосходит остроту зрения человека не менее чем в 5 раз. (Слайд)

Орлы, ястребы могут заметить небольшую птичку, по крайней мере, за тысячу метров, а мышь в траве – за сотню метров.

(Слайд)

Беркут может заметить зайца с высоты более трёх километров, а сокол (Щёлчок)– голубя более чем за 8 километров.

Физкультминутка для глаз «Крошка енот» (презентационная)

- А чтобы наши глаза были здоровы, мы выполним физкультминутку. Внимание на экран.

(Слайд)

4)Питание

-Похарактеру питанияразличают:

· растительноядных (Щёлчок)

· животноядных (Щёлчок)

· всеядных (Щёлчок)

Клюв

- В зависимости от характера питания различают следующие виды клювов:

(Слайд)

· хищный (острый, загнутый вниз) – ястреб (Щёлчок)

· водный (плоский) – утка (Слайд)

· зерноядный (короткий, толстый) – воробей (Слайд)

· насекомоядный (острый, тонкий) - дятел (Слайд)

-Имеют ли птицы зубы? (нет)

-Их пищеварительная система построена таким образом, что позволяет переваривать не пережёванную пищу.

(Слайд)

Шея

-С помощью чего соединяется голова с туловищем? (с помощью шеи)(Щёлчок)

- Какую шею имеют птицы? (подвижную, обычно длинную)(Щёлчок)

Туловище

-Следующая часть тела, которую мы рассмотрим – это туловище. (Слайд)

- Какую форму имеет туловище? (обтекаемую)(Щёлчок)

- Обтекаемая форма тела – ещё одно приспособление птиц к полёту.

-Вспомните, какие животные кроме птиц имеют обтекаемую форму тела? (рыбы)

Перья

-Чем покрыто тело птиц? (перьями)

-Тело птиц покрыто перьями. Они защищают птиц от холода, от жары, от намокания и повреждений. Перья образуют перьевой покров. (Щёлчок)

Одних птиц оперение делает незаметным, защищает от врагов, (Слайд) других, наоборот, украшает, делает заметнее. (Слайд)

-Давайте поближе познакомимся со строением пера птицы: (Слайд)

Работа по тетради «Человек и мир», 2 класс, стр. 46 - student2.ru 1 – опахало (Щёлчок)

2 – ствол (Щёлчок)

3 – обычная поверхность (Щёлчок)

4 – пуховая часть (Щёлчок)

5 – очин (стержень) (Щёлчок)

-У птиц различают следующие типы перьев: (Слайд)

Работа по тетради «Человек и мир», 2 класс, стр. 46 - student2.ru 1 – контурное (маховое) перо (Щёлчок)

2 – рулевое перо (перо хвоста) (Щёлчок)

3 – покровное перо (Щёлчок)

4 – нитевидное перо (Щёлчок)

5 – кистеобразное перо (Щёлчок)

6 – пуховое перо (Щёлчок)

(Слайд)

Крылья

- Крылья – передние конечности, являются органами полёта. Это так же приспособление птиц к полёту. Крылья образованы маховыми перьями.

Задние конечности

- Ещё одна часть тела – это лапки или задние конечности. (Слайд)

У многих птиц – небольшие, в полёте прижимаются к туловищу.

- По особенностям строения конечностей можно сказать, где обитает птица.

Хвост

- Следующая часть тела птиц – это хвост. (Слайд)

- Хвост развит слабо. Выполняет различные функции. Например, в полёте – руль, не зря он образован рулевыми перьями.

3. Гнездование и размножение

-Животные имеют свои дома.

- А как называется дом птиц? (гнездо)

- Гнёзда птиц разнообразны по своей форме.

- Посмотрите, какие гнёзда строят:

(Слайд)

· зяблик

· соловей (Слайд)

· синица (Слайд)

· дрозд (Слайд)

- Многие птицы не строят гнёзда. Так, например, Авдотка(Слайд) и козодой откладывают яйца прямо на почву (Слайд) без всякой подстилки.

Гагары (Слайд) устраивают плавучие гнёзда.

Ласточки (Слайд) и стрижи лепят гнёзда (Слайд) из грязи.

Поползни (Слайд) и дятлы гнездятся в дуплах. (Слайд)

- Для чего же птицы строят гнёзда? (откладывают яйца)

- Впоследствии из яиц вылупливаются птенцы.

- Птичьи яйца различные по размеру, окраске. (Слайд)

4. Кто-то прилетает, а кто-то улетает.

- Следующая наша остановка кто-то прилетает, а кто-то улетает.

- На протяжении всего года мы наблюдаем птиц. Некоторые из них живут с нами постоянно, другие покидают родные края, третьи наоборот, прилетают к нам на зимовку. (Слайд)

- Те птицы, которые живут в Беларуси постоянно, называются оседлыми. (Щёлчок)

Это: (Щёлчок)

· сорока

· синица

· чечётка

· поползень

· ворона

· голуби

· и др.

- Те птицы, которые покидают родные края – перелётные.(Щёлчок)

Это: (Щёлчок)

· скворец

· журавли

· аисты

· цапли

· жаворонки

· ласточки

· стрижи и др.

- Как вы думаете, почему птицы вынуждены улетать? (ответы)

· уменьшение количества и доступности корма;

· уменьшение продолжительности дня;

· снежный покров;

· лёд на водоёмах и др.

- В свою очередь к нам на зимовку прилетают другие птицы. Это зимующие птицы. (Щёлчок)

- Какая из наиболее часто встречающихся зимующих птиц? (снегирь) (Щёлчок)

· снегирь

· зеленушка

· лазоревка

· щегол

· сойка и др.

- Чем же мы можем помочь тем птицам, которые зимуют? (ответы)

1) изготавливать кормушки;

2) заготовить корм;

3) приносить корм каждый день.

- За оказанную помощь птицам зимой, они несомненно помогут людям, природе. Птицы

· распространяют плоды и семена

· защищают растения от вредителей

· уничтожают мышевидных грызунов

5. Они не должны исчезнуть…

- Мы прибыли на остановку они не должны исчезнуть.

- Многие птицы по вине человека стали редкими. Поэтому они и занесены в Красную Книгу Республики Беларусь.

Среди них:

(Слайд)

1) Оляпка– певчая птичка, умеет нырять и бегать под водой по дну

(Слайд)

2) Филин –белорусское название этой птицы «пугач», так как она громко и устрашающе «ухает».

(Слайд)

3) Чёрный аист –в народе чёрного аиста называют буськой, гарусом.

(Слайд)

4) Серый журавль –издавна считался символом любви к родному краю. Это стройная крупная птица с длинными ногами и шеей.

(Слайд)

5) Лебедь – умеет хорошо плавать с первого дня жизни. Это прекрасна гордая птица с ослепительно-белым опереньем.

Практическая работа

-Ребята, мы даже и не заметили, как вышли к дворцу. (Слайд)

- И снова нам на помощь пришла Сова: (Щёлчок)

«Если хочешь дверь открыть, постарайся не спешить! Постой, подумай, не спиши! Птицу ты нам опиши!»

- Нам предстоит описать птиц, а каких, вы узнаете, когда ответите на следующие мои вопросы:

1) Какую птицу мы часто встречаем зимой на улицах города, хотя летом её видим редко? (синицу)(Слайд)

2) Скажите, а знаете ли вы, какую птицу называют символом Беларуси? (аиста)(Слайд)

- В учебнике на стр. 96 вы отыщите статью про синицу. На стр. 97-98 – про белого аиста. Эти статьи помогут вам при описании.

- Ваша задача описать птиц по следующему плану и подчеркнуть правильные ответы: (Слайд)

1. Величина птицы   маленькая, средняя, большая
2. Какое оперение?   · окраска головы: белая, чёрная, · окраска спины: жёлто-зелёная, белая · окраска брюшка: ярко-жёлтая с широкой чёрной полоской, белая · окраска крыльев: белая с чёрными концами, серо-голубая · окраска хвоста: серо-голубая, белая
3. Какой клюв?   · величина клюва: маленький, средний, большой, длинный, короткий · форма клюва: тонкий, широкий, крючковатый
4. Какие крылья? длинные, короткие  
5. Какие лапки?   · величина лапок: маленькие, средние, большие · окраска лапок: красная, серая  
6. Какой хвост?   короткий, длинный
7. Где встречается эта птица? · в лесах, парках, садах, на кормушках вблизи жилья человека · вблизи жилья человека, гнездятся на деревьях, на крышах зданий
8 Чем питается? · жирным мясом, несолёным салом, семенами подсолнуха · полёвками, лягушками, рыбой, водными жуками, другими насекомыми

- Первая группа (1 ряд и половина 2-ого) описывает синицу, вторая (половина второго и третий)– белого аиста. Приступайте к работе.

(звучат звуки птиц)

Физкультминутка

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут – тоже покажем, крылья сложили назад.

Игра «Следопыт»

- У вас на столах лежат по 2 квадрата красного, синего и зелёного цвета. Каждый из этих цветов соответствует названию птички (Слайд).

- Я буду читать вопрос, а вы должны определить, о какой птице я говорю, соотнести свой ответ с соответствующем ей цветом и расположить квадратики правильно.

Сова – красный

Грач – синий

Сорока – зелёный

Аист – красный

Галка – синий

Снегирь – зелёный

1. Какая из птиц с большими глазами и крючковатым носом?

2. У какой птицы прозвище белобока, длинный хвост и чёрно – белое оперенье?

3. Какая птица вокруг шеи носит серенький «шарф»?

4. У какой птицы длинный красный клюв, длинная шея и длинные ноги?

5. Небольшая красногрудая птичка.

6. У какой птицы чёрный с синим отливом «фрак»?

-Сейчас обменяйтесь своими ответами и проверьте друг друга.

(Щёлчок)

(ответы выводятся на презентацию)

Работа по тетради «Человек и мир», 2 класс, стр. 46 - student2.ru

X. Этап коррекции

- Всё ли было понятно?

- Какие были трудности?

XIII. Рефлексия

Работа по тетради «Человек и мир», 2 класс, стр. 46 - student2.ru

Пока не могу применять знания
Совсем не понятно
Хорошо понятно
Работа по тетради «Человек и мир», 2 класс, стр. 46 - student2.ru - Перед вами «Оценочное окно»

Сразу могу применять знания

- У вас на столах лежат кружочки. Если вы можете применять полученные знания сразу, то поместите его в 1 окно, если вам всё было хорошо понятно – в окно 2, если вы пока не можете применять свои знания – в окно 3, а если вам совсем было не понятно – в окно 4.

- Урок окончен.

Подпись учителя _____________

Подпись методиста _____________

Ход урока

I. Организационный момент

-Здравствуйте, садитесь!

-Прозвенел и смолк звонок,

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

II. Этап проверки домашнего задания

-Какую тему вы изучили на прошлом уроке? (Змеи и ящерицы)(Слайд)

-К какому классу животных они относятся? (пресмыкающиеся) (Щёлчок)

- Давайте проверим, как вы усвоили эту тему. (Индивидуальная проверка учащихся)

Карточка 1

1. Почему змеи называются пресмыкающимися?

2. Для чего змеям служит язык?

3. Что входит в меню ужа? (перечислить).

4. Рассмотри рисунки. По каким признакам можно отличить ужа от гадюки?

Карточка 2

1. Чем отличаются ящерицы от змей?

2. Как ящерица защищается от врагов?

3. Чем питаются ящерицы?

Карточка 3

1. Какую пользу приносят змеи?

2. Какую пользу приносят ящерицы?

3. Нуждаются ли пресмыкающиеся в охране? (объяснить почему)

Работа по тетради «Человек и мир», 2 класс, стр. 46

-Пока ребята работают, остальные открывают свои рабочие тетради на с. 46, задание 56.

- _________, читай задание. (Дети по одному читают высказывания, находят ошибочные и исправляют их)

-Молодцы! Ну что же, выслушаем тех, кто готовился по карточкам.

(Устные ответы учащихся)

Наши рекомендации