Кафедра информационно-сетевых технологий № 53

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»

Кафедра информационно-сетевых технологий № 53

Дисциплина «Мультимедиатехнологии»

Лабораторная работа № 8

Создание объектов сложной формы

Авторы – профессор, д.т.н. Н.Н.Красильников, доцент, к.т.н. О.И. Красильникова

Составные объекты

В 3Ds max предусмотрена возможность работы с Compound Objects (составными объектами).К составным объектам относятся объекты следующих типов: Morph, Scatter, Conform, Connect, BlobMesh, Shape Merge, Boolean, Terrain, Loft, Mesher. Использование Compound Objects расширяет возможности разработки объектов сложной формы. Проиллюстрируем на примерах методы создания объектов типов Boolean и Loft:

Создание объекта типа Boolean

Пример: Создать объект “бусинка” для чего:

1. Создать примитивы Sphere (сфера) и Cylinder (цилиндр) в окне Top;

2. Выровнять эти два объекта относительно друг друга по осям x, y с помощью инструмента Align (выравнивание), кнопка которого расположена на панели инструментов. С этой целью выделите первый объект, например цилиндр, затем нажмите кнопку Align и щелкните кнопкой на втором объекте и в открывшейся панели отметьте оси X-Position, Y-Position и Z-Position. После этого придайте цилиндру такое положение по оси z, чтобы он проходил через всю сферу (см. рис. 1.).

Кафедра информационно-сетевых технологий № 53 - student2.ru

Рис.1

3. Выделите один из объектов и выберите в раскрывающемся списке разновидностей объектов вариант Compound Objects(Составные объекты). Щелкнуть по кнопке Boolean (Булевские), затем щелкнуть по кнопке Pick Operand B, подвести курсор ко второму объекту и щелкнуть левой кнопкой мыши. Заключительной операцией создания объекта (бусинки) будет выбор необходимой булевской операции из приведенного списка (в данном случае вычитания - Subtraction A-B).

4. Как и при создании любого объекта присвоить созданному объекту материал.

5. Изучить другие виды булевских операций, возможности дальнейшего изменения объекта путем вырезания или наращивания его формы.

Упражнение

Создать объект “гайка без нарезки” показанный на рис.2

. Кафедра информационно-сетевых технологий № 53 - student2.ru

Рис.2

При создании этого объектов в качестве исходных примитивов использовать два примитива Cylinder, причем для создания граней гайки число сторон (Sides) взять равным шести и отключить опцию Smooth (сглаживание).

Создание объекта типа Loft (лофтинг)

В методе Loft (лофтинг) сетчатая оболочка трехмерного тела строится как огибающая двумерных форм (они представляют собой замкнутые кривые), расставленных вдоль кривой, называемой путем.

Для их создания следует:

1. Задать путь в виде сплайновой кривой, используя команду Shapes->Line и ряд сечений в виде каких либо замкнутых сплайновых кривых, например, окружности, прямоугольника, звезды и т.д., используя команды:

Create->Shapes->Circle, Create->Shapes->Rectangle, Create->Shapes->Star, и т.д.;

2. Выделить линию (путь);

3. Перейти к созданию объектов типа Loft, используя команду:

Create->Compound Objects->Loft->Get Shape, подвести курсор к сплайну, форму которого требуется придать пути, и щелкнуть левой кнопкой мыши. При этом будет создан объект типа Loft.

4. Для придания разным участкам пути различных сечений необходимо задавать вдоль пути расстояния (например, в процентах), на которые должны действовать эти сечения. С этой целью, выделив сплайн, который является путем, выполнить команду: Create->Compound Objects->Loft, задать расстояние, до которого будет пути придана форма первого объекта, например 10%, а затем, щелкнув по кнопке Get Shape, подвести курсор к первой форме и щелкнуть левой кнопкой мыши. Затем установить расстояние, с которого пути будет придана вторая форма, например, 10,1%, щелкнуть по кнопке Get Shape, подвести курсор ко второй форме и снова щелкнуть левой кнопкой мыши. После этого установить расстояние, до которого пути будет придана вторая форма, например, 40,1%, щелкнуть по кнопке Get Shape, подвести курсор ко второй форме и снова щелкнуть левой кнопкой мыши. С целью получения резких переходов от одного сечения к другому необходимо выполнять операцию придания формы дважды: в начале и в конце участка для каждого сечения.

Повторяя эту операцию можно создавать объекты с различными сечениями вдоль пути. На рис. 3 в качестве примера приведен такой объект.

Кафедра информационно-сетевых технологий № 53 - student2.ru

Рис.3.

5. Как и при создании любого объекта, присвоить созданному объекту материал.

Упражнение

Создать объект “Text” применив приемы, использованные в предыдущем примере.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»

Кафедра информационно-сетевых технологий № 53

Дисциплина «Мультимедиатехнологии»

Лабораторная работа № 8

Наши рекомендации