Специфика работы с алаликами по формированию словаря

Проводится в разных видах деятельности, новые слова включаются во все системы взаимосвязей – в систему реальных отношений, в систему обобщений, формируются синтагматические и парадигматические связи, отрабатывается эмоциональный компонент слов.

Упражнения подбираются с учетом необходимости развития различных аспектов лексических значений слов: денотативного (конкретное обозначение действительности), сигнификативного (обобщенное отражение в слове обозначаемого, соотнесение с понятием), структурного (отношение данного знака к другим знакам внутри определенной знаковой системы), эмотивного (оценочного).

Виды упражнений.

  1. Упражнения на развитие денотативного аспекта лексических значений.

v Показ предметов, признаков, действий с одновременным их называнием.

v Выбор слова, соответствующего названию картинки, из словесного ряда (от контрастных по фонетической структуре слов к близким).

v Показ изображений предметов, действий и признаков с одновременным называнием.

v Выбор картинки, соответствующей произнесенному слову, из числа картинок со значительно отличающимися и сходными изображениями.

v Называние зрительно сходных объектов и их сравнение с опорой на наглядность.

v Называние предмета и его описание (с опорой на наглядность и без).

v Объяснение этимологии слова в том случае, если она связана с внешними признаками объекта. (Черника, светлячок, треугольник)

v Сравнение однокоренных слов и соответствующих им объектов, если значение корня слова соотносится с каким – либо внешним признаком объекта.

v Подбор слова по описанию объекта: выбор по описанию картинки или предмета их нескольких, отгадывание загадок, построенных на перечислении признаков предмета (Два брюшка, 4 ушка – подушка).

v Вставка пропущенного слова в предложение с использованием предметной картинки.

v Различение слов, обозначаемых сходные предметы, признаки, действия, с опорой на наглядность и без (моет-стирает).

  1. Упражнения на развитие сигнификативного аспекта лексических значений.
    • Разнообразные виды классификации предметов, признаков и действий или соответствующих изображений с называнием каждого из них и обобщением: а) называние обобщающим словом группы предметов, признаков и действий; б) выбор предметов, относящихся к определенной категории (овощи, посуда) и называние их; в)раскладывание предметов или картинок в 2 категориальные группы, называние предметов (картинок) и групп; г) называние по памяти предметов, признаков и действий, относящихся к определенной категориальной группе.
    • Дифференциация однородных предметов или групп по назначению, например, столы – письменный, кухонный, журнальный.
    • Логическое определение предметов или действий, например, бежит – быстро перемещается по суше.
    • Называние предметов или действий по логическому определению, например, помещение для машин – гараж.
    • Исключение лишнего слова из словесного ряда.
    • Объяснение этимологии слов, если есть очевидная связь с логическим определением, например, подберезовик.
    • Отгадывание загадок, в содержании которых раскрываются существенные стороны предметов или явлений, например, все пробует на зуб – сосну, и вяз и дуб (пила).
    • Объяснение некоторых видов переноса наименования в многозначных словах. (метафора – по сходству, метонимия – по смежности). Например, бежит – молоко, слива – дерево, слива – плод.


  1. Упражнения для развития структурного аспекта лексических значений.

o Подбор предмета к действию и наоборот (с наглядностью и без).

o Подбор признака к предмету и наоборот (с наглядностью и без).

o Вставка недостающих слов в предложения (с использованием сюжетных картинок и без).

o Сравнение противоположных явлений и обозначение их словами – антонимами.

o Подбор предметов или картинок к антонимичным парам слов (длинные и короткие карандаши), выполнение противоположных действий по инструкции, содержащей антонимы (подними – опусти руки).

o Подбор антонимов с использованием парных картинок.

o Подбор антонимов к предъявленным устно словам.

o Нахождение антонимов в пословицах, анализ содержания пословиц (труд кормит, а лень портит).

o Вставка антонима в словосочетание или фразу (храбрый воин-…заяц).

o Договаривание стихотворений, содержащих антонимы. (Мальчик радостный пошел, и решила кроха. Буду делать хорошо и не буду…)

o Выбор антонимов из словесного ряда, состоящего из 3-4 слов (с использованием предметной картинки и без)

o Выбор слов – синонимов из словесного ряда (с использованием предметной картинки и без). Нахождение синонимов в тексте.

o Замена последнего намеренно измененного в стихотворении слова синонимом в рифму. Панцирь носит черепаха, прячет голову от испуга (страха).

o Подбор синонимов к предъявляемым устно словам.

o Подбор наиболее подходящего слова из пары синонимов для названия картинки, например, к картинкам с изображениями осеннего и зимнего пейзажей подбираются названия из пары «холод – мороз».

o Замена синонимом слова во фразе или словосочетании (снег идет – снег падает, снег кружится, снег валит).

o Замена синонимом слова в предложении. (Строители построили большой (высокий, огромный, многоэтажный, просторный) дом.).

Наши рекомендации