В деятельности детского общественного объединения
Технологии целеполагания используются при программировании, проектировании и планировании деятельности детского общественного объединения, как в целом, так и при проведении отдельных мероприятий.Эффективность деятельности оценивается, прежде всего, с точки зрения поставленной цели. Поэтому очень важно ее правильно определить.
Целеполагание подразумевает определение конкретной цели и системы задач как промежуточных (пошаговых) целей.
Целеполагание включает три компонента:
1. Обоснование и выдвижение цели:
а) анализ ситуации; б) постановка проблемы; в) определение результата.
2. Определение путей достижения целей (определение конкретных задач).
3. Проектирование ожидаемого результата.
Обоснование и выдвижение цели – очень важный этап, предполагающий проведение глубокого анализа. Результатом аналитической работы является формулирование и обоснование проблемы, которую необходимо решить детскому объединению. Выявление проблемы дает возможность ответить на вопрос «что нам хотелось бы изменить?» и представить тот результат, к которому будут стремиться члены организации. Чем подробнее будет описан результат, к которому необходимо стремиться, тем конкретнее будет определена цель деятельности.
Цель – это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата деятельности; формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.
Для успешного целеполагания необходимо соблюсти следующие требования:
1. Диагностичность – выдвижение, обоснование и корректировка цели с учетом возможностей конкретной ситуации, реальных условий.
2. Реальность – выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей, конкретной ситуации, реальных условий.
3. Преемственность – осуществление связей между всеми целями и задачами в процессе выдвижения и обоснование цели на каждом этапе деятельности.
4. Идентификация – включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности.
5. Направленность на результат - возможность замера результатов достижения цели.
Существует три типа целеполагания:
Свободное – цели вырабатываются, конструируются самостоятельно в процессе интеллектуального общения и свободного поиска. Такой тип целеполагания наиболее эффективен.
Жесткое – цели и программы действий задаются извне.
Интегрированное – цели могут быть заданы извне, а способы их достижения, распределение действий осуществляется в процессе совместного поиска с учетом выявленных интересов и потребностей.
Тип целеполагания зависит от особенностей и специфики деятельности объединения, мастерства педагогов.
Типы целей бывают:
1. Ближайшие, средние, дальние (распределенные во времени).
2. Текущие и перспективные (требующие решения постоянно или те, которые будут реализовываться в дальнейшем).
3. Реальные и идеальные (с учетом ситуации или к которым стоит стремиться).
4. Общие и частные (для всех или отдельно взятых участников процесса).
5. Абстрактные и конкретные (размытые или четкие).
6. Главные и второстепенные (по степени важности).
7. Стратегические и тактические (по масштабности – охвату).
8. Цели ребенка, цели родителей, цели педагогов и др. (у каждой целевой группы).
Создавая воспитательные программы, педагоги ставят перед собой различные цели:
1. Глобального масштаба – планируется изменение (или формирование) в мировоззрении личности ребенка, ее культуре через новую воспитательную систему.
2. Общепедагогического плана – предполагают нравственное воспитание личности ребенка, сплочение детского коллектива через создание авторской технологии.
3. Дидактического плана – предполагают развитие личностных качеств, обучение, организация полноценного досуга и др. через создание новой методики.
Как правильно оформить цель (заявить цель) в документе (программе, плане и т.п.)?
Существуют специальные требования:
̶ цель выражается простыми словами, желательно одним предложением;
̶ цель может быть легко разложена на последовательные шаги – задачи, которые необходимо решить, чтобы добиться результата;
̶ цель может быть достигнута в определенный момент времени;
̶ цель может быть достигнута усилиями Вашего коллектива или Вашими усилиями;
̶ вы можете легко определить, достигнута цель или нет.
Одна из реальных практических проблем, встающих перед педагогом – определение задач воспитания. Цели и задачи соотносятся как целое и часть. Задачи – частное выражение цели, цель – система решаемых задач.
Классификация задач. Задачи бывают:
1. Познавательные – развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность.
2. Развивающие – развитие личности, активности, самостоятельности, общения.
3. Мотивационные – создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности и сотрудничества, включения в активную деятельность. (Мотивация – побуждение, вызывающее активность и направленность деятельности).
4. Социально-педагогические – формирование общественной активности, способности реализоваться в социуме.
5. Обучающие – формирование специальных знаний, удовлетворение образовательных потребностей.
6. Организационные – создание условий, организация процесса, необходимого для реализации цели.
7. Управленческие – создание системы служб, обеспечивающих четкую организацию действий для достижения цели.
8. Информационные – создание и насыщение информационного пространства.
9. Коммуникативные – создание и обеспечение благоприятных условий для взаимодействия субъектов деятельности.