История детского движения России

Анализ современного состояния детского движения, прогнозирование его роли, места в новых исторических условиях, выявление специфического воспитательного потенциала невозможно без использования багажа научных знаний об этом явлении. Обращение к истокам педагогических знаний о детском движении как особом факторе воспитания становится настоятельной необходимостью практики еще и потому, что нынешний этап в его развитии схож своим «экспериментальным» характером с 10 - 20-ми годами XX века. Эти годы в истории педагогической мысли можно считать началом теоретического осмысления педагогами роли, места, сущности детских организаций в системе социального воспитания, тем фундаментом, на котором в дальнейшем шло накопление знаний о них.

Зарождение педагогических знаний о детском движении в России было связано, прежде всего, с распространением скаутизма. Создание скаутских отрядов, анализ первого опыта их деятельности дали толчок тому, что педагоги и общественность пытались понять не только их социальную значимость, но и оценить педагогические возможности. Возникновение скаутизма в России в 1909 году не случайно. Интересы правительства России, занятого подготовкой к войне перекрещивались с вопросами физического воспитания молодежи и совершенствования подготовки детей для армии через внешкольные организации.

Первоначально общественность часто путала скаутское движение с движением «потешных», находившемся под опекой военного ведомства. В 1908-1912 годах при помощи Министерства просвеще­ния, Святейшего Синода в России через «потешных» реализовывалось предложение Николая II об обучении военному делу детей и подростков. Весной 1908 г. в г. Бахмуте инспектор народных училищ А.А. Луцкевич сформировал роту «потешных» из 8 - 14-летних детей. Затем его поддержали Семеновский, Путивльский полки, Туркестанский армейский корпус, Каспийский флот, Севастополь, Томск, Иркутск. В основном это были военно-спортивные объединения, занимавшиеся строем, гимнастикой. В 1911 году, а затем в 1912 на Марсовом поле проводились «высочайшие смотры» «потешных», про­шел конкурс на лучшее пособие, выходили специальные журналы. Но направленность на парады, чрезмерная военизированность, картинность обусловили спад интереса к «потешным».

Социально-экономические преобразования в России дали толчок широкому движению учащихся школ. Ученические кружки в России получили определенное развитие после революции 1905 года, были разнообразны по характеру, целям, задачам, возрасту, объединяя молодежь от 9 до 19 лет.

Наибольшую активность проявляли учащиеся старших классов, а потому создание и деятельность ученических кружков можно отнести, скорее всего, к юношескому, а не детскому движению. Но, между тем, ученические кооперативы, подпольные кружки школьников подготовили почву для самостоятельной отрасли детского движения учащихся средних классов, которое, по словам Н. Миронова, было предшественником «Юного Спартака» на Украине. До второй полови­ны 20-х годов в России действовали организации православной церкви «Церковные юные разведчики», «Христовы цветочки», сионистские организации «Бней Цион», «Ялдей Цион» Москвы, Луганска, Екатеринбурга и др.

В 1908 году Николай II издал распоряжение «командировать в Германию, Англию, Францию представителей Военного Министерства для изучения дела физического воспитания молодежи». Среди них были капитан лейб-гвардии стрелкового полка О.И. Пантюхов и штаб-ротмистр Г.А. Захарченко. На основе изучения зарубежного опыта в 1909 году О.И. Пантюховым в окрестностях Царского села под Петербургом и в 1910 году Г. А. Захарченко при Александровском юнкерском училище была предпринята попытка создать первые отряды юных разведчиков-скаутов. Первый опыт создания отрядов скаутов получил правительственную поддержку.

Появились отряды в Баку, Вятке, Гомеле, Одессе, Пензе. Сведения о численности отрядов скаутов весьма разноречивы: к 1917 году - от 20 до 50 тысяч в 143 городах.

Содержание деятельности скаутских отрядов определялось следующим образом:

̶ развитие духовно-нравственных, индивидуальных качеств (тренировка памяти, воли, органов чувств, воспитание ха­рактера);

̶ служение государству (приучение к практической помощи армии, населению);

̶ религиозное воспитание;

̶ физическое воспитание (гимнастика, военный строй, походы, физические упражнения);

̶ трудовое воспитание (овладение различными специальностями и практическими навыками).

Ведущим методом воспитательной системы «скаутинг» был метод длительной игры. Цель игры — «привитие юношам рыцарского отношения к окружающим, любви и преданности Родине, заботливого отношения ко всем людям».

Октябрьская революция и гражданская война, разделившие страну на непримиримые стороны, сказались и на скаутских организациях. Одни скауты покинули пределы России, другие оставались нейтральными, третьи — «находились под покровительством генералов и активно выступали против большевиков». Судя по материалам газет и журналов тех лет и воспоминаниям скаутов, к 1918 году их деятельность была связана преимущественно с тыловым обслуживанием, приемом раненых на вокзалах, сбором средств голодающим и беженцам, военизированной охраной, тушением пожаров.

Попыткой приспособить воспитательную систему скаутинг к новым социально-политическим условиям можно считать отряды «юных коммунистов», создаваемые с 1918 года при активном содействии многих бывших скаутмастеров. В Поволжье, на Урале, в Сибири в течение всех последующих трех-четырех лет создавались отряды юков, стремящиеся использо­вать ценные стороны скаутинга в коммунистическом воспитании молодежи. Лозунгом юков были слова: «Юные коммунисты - залог будущего социалистической Родины». Многие скауты примк­нули к этой организации. Скаут-законы стали юк-скаутскими, с изменением первого, требующего верности царю, Богу. Структура, формы, методы работы были те же. В отряды юков, делившихся на патрули, принимались мальчики от 10 до 14 лет.

В 1918 – 1919 гг. созданный Российский Коммунистический Союз молодежи принимал активное участие в укреплении местных отрядов юных коммунистов, а зачастую выступал их организатором.

Среди разнообразных организационных форм детского движе­ния определенное развитие получали детские клубы. Основной задачей клубов было «умственное, эстетическое самообразование, приучение к обществен­ной работе». При них существовали сапожные, переплетные, столярные и токарные мастерские. Вся жизнь клубов определялась Уставом, правилами. В клубе действовало самоуправление. Высшим органом являлось общее собрание членов клуба, которое избирало руководящий орган — правление. Политическая направленность клубов проявлялась в их названиях: «Октябрьская революция», «Юный социалист», «Друг детей». В некоторых клубах издавались журналы, имелась форма. На базе многих из них в 1923 году создались пионерские отряды.

Другим примером существования детских клубов как самостоятельных детских объединений является созданный учителем В.М. Шулеповым в г. Перми при городской детской библиотеке клуб «Муравейник». Организаторы называли его «свободной детской организацией детей». На конференции членов клуба был избран детский комитет, который в течение полугода руководил деятельностью клуба. В составе комитета было 3 комиссии: культурно-просветительная, организационно-инструкторская, отдел «юных пионеров». С 1920 года стала выходить газета «Муравей-чудодей». Характерной особенностью клуба было то, что в нем работало 13 кружков, которыми руководили опытные инструкторы.

Наряду с клубами общественно-политической направленности в России существовали и другие. Так, на начало 1921 года в Саратове, Полоцке, Владикавказе и других городах насчитывалось несколько сот человек, объединенных в спортивно-гимнастические клубы «Маккаби». Целью клубов было национально-физическое воспитание еврейской молодежи. Клубы старались выработать сильный дух, твердую силу воли и крепкое здоровое тело. Членами клуба становилась молодежь 16-летнего возраста, а с правом сове­щательного голоса принимались 13 - 14-летние.

По подсчетам советского историка А. Лейкина, в России в 1917 - 1925 гг. существовало более 17 детских организаций. Появляющиеся в это время в России детские организации и объединения все отчет­ливее стали рассматриваться не только как форма внешкольного вос­питания, но и как «наиболее полноценная форма классового воспитания».

В январе 1919 года в Туле была создана первая детская коммунистическая организация - Детский пролеткульт. Руководил ею коммунист Д. В. Пожидаев. Ребята работали в мастерских, выполняли задания фронта, местных общественных организаций, создали агитгруппу, рассказывая населению о положении в стране. Детпролеткультовцы распространяли среди красноармейцев политическую литературу, вручали подарки, выступали с концертами.

В 1919-20 гг. были созданы «детские комсомольские ячейки» в Подолии, «Юнтрудармия» на Украине, «Горсовет детских депутатов» в Екатеринославле, «Исполком детского интернационала» в Киеве, «Детский пролетарский клуб-театр» в Оренбурге и др.

Таким образом, детские самодеятельные объединения в России (до и после Октябрьской революции) становились важным звеном системы социального воспитания, объектом внимания со стороны педагогической науки, органов народного образования.

3 июня1921 года коллегия Наркомпроса, рассмотрев вопрос о работе среди подростков, предложила Главсоцвосу совместно с комсомолом прийти к окончательному решению вопроса о детской организации.

Первый пионерский отряд возник 13 февраля 1922 г. в Краснопресненском районе Москвы при комсомольской ячейке 16-й типографии, в него вошли 52 пионера. В мае на 2-ой Всероссийской конференции РКСМ по докладу Оскара Тарханова была принята резолюция, одобряющая московский опыт.

19.05.1922 г. – день рождения пионерской организации. Идеологом пионерского движения была Н.К. Крупская. Основными ориентирами в деятельности пионерской организации становятся: общественно-политическая, социально-значимая, трудовая деятельность пионеров по улучшению окружающей жизни, строительству социалистического государства. Основной базой пионерского движения стали промышленные предприятия.

20-е гг. Пионеры принимают активное участие в борьбе за ликвидацию безграмотности и беспризорности. Создаются форпосты пионеров и пионербазы. 1923 г. – первый пионерский журнал «Барабан»; первая пионерская газета «Юный ленинец». апрель 1923 г. – в замоскворецком районе Москвы появляются первые «октябрятские» группы детей 7-10 лет. 23 января 1924 г. – переименование детских коммунистических групп пионеров им. Спартака в «Детские коммунистические группы юных пионеров им. тов. Ленина». 1924 г. – создаются первые группы октябрят; начинают издаваться журналы «Пионер» и «Вожатый». 23 мая 1924 г. – первый пионерский парад на Красной площади. 6 марта 1925 г. – первый выпуск газеты «Пионерская правда». 1925 г. – открытие «Артека». Лето 1929 г. – проведение 1-го Всесоюзного слета пионеров (Москва – Артек).  

Практическое руководство по созданию детской коммунистической организации возлагалось на комсомол. Пионерские звенья объединялись в группу во главе с советом и инструктором, назначенным ячейкой или райкомом РКСМ. Все группы города или поселка объединялись в «организацию юных пионеров» при местной организации РКСМ. Руководил ею Совет, назначенный комсомольским комитетом, ему же подчинялись и все местные группы.

Странички истории пионерской организации Липецкой области (по материалам музея истории детского движения ГДТУ им. С.А. Шмакова) Март 1923 г. - XI губернский съезд РКСМ Тамбовской губернии Из доклада Клюева Н.Н.: «Еще на Х съезде был поставлен вопрос об организации детей в отряды красных скаутов, которые на II Всероссийском съезде приняли форму «Юных пионеров». Мы берем форму не красных скаутов, а юных пионеров. Организация юных пионеров должна немедленно начать подготовку к 1 мая и детскому международному дню – 1 июня и заняться привлечением новых детей». I пионерский отряд организован при заводе «Свободный Сокол», вожатая – Федорова Нина Николаевна. Вожатая первого городского пионерского отряда – Семенова Раиса Михайловна На 1.01.1925 г. в пионерской организации 21 отряд: 11 деревенских, 6 рабочих, 4 городских. В них пионеров 1442 чел.: 866 мал. и 572 дев., 338 – детей рабочих, 363 – служащих, 527 – колхозников, 214 – прочие. По возрасту: до 11лет – 304 чел., до 14 лет – 798 чел., 14 лет и старше – 340чел. 24 руководителя отрядов: муж. – 11, жен. – 13. Имеют образование: среднее – 3, ниже среднего – 2, низшее – 19. 1925 г. – первые областные курсы пионерских работников, г. Тамбов  

С середины 30-х гг. разрабатывается новая концепция детской общественно-политической пионерской организации. Базой функционирования становится школа, усиливается педагогическое руководство пионерскими объединениями. Вводятся единая организационная структура, символы, атрибуты, Законы, Торжественное обещание пионера; штатная пионерская должность «старший вожатый».

1933 – 1934 гг. - завершена перестройка пионерской организации по школьному принципу. С этого времени все пионерские отряды создаются в школах и детских домах. Пионеры включаются в реализацию программ построения социалистического общества.

Массовый характер организации, новые задачи, поставленные перед ней, предъявляли и более повышенные требования к руководителям пионеров – вожатым. Комсомол проводит мобилизацию 50 тысяч наиболее грамотных комсомольцев для работы вожатыми отрядов, обучив их на краткосрочных курсах; каждой комсомольской ячейке было дано задание организовать не менее одного пионерского отряда в школе. Развернулась широкая вербовочная кампания по вовлечению детей разных социальных слоев и национальностей в пионерорганизацию.

  1932 г. По призыву Председателя Госплана СССР В.В. Куйбышева пионеры включаются в движение «Узнаем свою страну». Пионерские отряды выходят на поиски полезных ископаемых и растений. В период с 1932 по 1934 гг. были организованы 4 Всесоюзные пионерские экспедиции (Сев. Кавказ, Казахстан, Волга, Алтай). Акции: сбор средств на постройку самолетов «Ленинские искры», «Пионерская правда»; участие в сооружении Ферганского канала. Первые юные Герои труда: Мамлакат Нахангова, Кычан Джакыпов.  

Годы великой Отечественной войны занимают особое место в истории нашей страны и пионерской организации.

Широкий размах получило тимуровское движение по оказанию помощи семьям погибших воинов, инвалидов, престарелым.

В тылу пионеры собирали железный лом, лекарственные травы, работали на заводах, полях, организовывали вечера в госпиталях, собирали посылки на фронт.

  Более 20 тыс. пионеров были награждены медалями «За оборону Москвы». Дети вместе со взрослыми строили оборонительные рубежи, сооружали противотанковые заслоны, рыли земляные щели, обезвреживали зажигательные бомбы и т.д. 15250 ленинградских пионеров получили медаль «За оборону Ленинграда». 4 пионера – Герои Советского Союза: Зина Портнова, Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик

В первые послевоенные годы комсомол и пионерская организация были призваны помочь школе значительно улучшить состояние учебной и воспитательной работы с учащимися. В педагогических училищах начинают создаваться отделения по подготовке старших вожатых (их по стране открылось более 100).

Пионеры участвуют в трудовых акциях: помогают в весеннем севе, восстанавливают разрушенные войной здания.

В 1947 г. в стране развернулось движение юных натуралистов-мичуринцев «Украсим родину садами!» (пионерами закладывались сады, парки, питомники).

С 1946 г. начинается движение юных путешественников по Ленинским местам, местам боев Советской Армии, по разведке полезных ископаемых, сбору дикорастущих растений. В 1946, 1948 гг. состоялись Всесоюзные слеты юных путешественников.

50 – 60 гг. – годы восстановления единой Всесоюзной пионерской организации (ВПО) и октябрятских групп при дружинах. Пионерская работа подчиняется учебно-воспитательным задачам школы. Тематика пионерских сборов этого времени: «Знание - сила», «Знания нужны как винтовка в бою», «Книги – наши друзья» и т.п.

Появляются новые формы работы: создаются Клубы Интернациональной Дружбы, организуется работа красных следопытов.

В 60-е гг. по инициативе газеты «Пионерская правда» взяли старт спортивные соревнования «Кожаный мяч» и «Золотая шайба». С 1967 г. проводится военно-спортивная игра «Зарница».

С 50-х гг. деятельность ВПО становится частью внеучебной воспитательной работы школы, важным звеном всестороннего, идейно-нравственного воспитания детей. Пионерский отряд и класс сливаются фактически в единый детский коллектив. Содержание деятельности ВПО определялось в основном краткосрочными программами-акциями, которые выполняли роль стимулов развития, активизации деятельности. Характерной чертой деятельности ВПО становятся всесоюзные акции, которые определили вклад пионеров в созидательную жизнь страны: «Пионерские рельсы - БАМу», «Пионерстрой», «Мое Отечество - СССР».

ВПО им. В.И. Ленина занимала определенное место в общественно-политической структуре общества, являясь ее «младшим звеном», внимания которому уделялось недостаточно. Выполняя социальный заказ современного общества, все годы существования организация участвовала в различных общественно значимых делах, связанных с деятельностью взрослых, от ликвидации безграмотности и помощи стране в борьбе с фашистами на фронте и в тылу до миротворческих акций и масштабных трудовых операций.

Однако, будучи теснейшим образом связанной со школьной системой, став монопольной по существу, государственно-общественной детской организацией, охватывая многие миллионы ребят (в середине 80-х гг. организация насчитывала около 20 млн детей), ВПО им. В.И. Ленина постепенно теряла свой самодеятельный характер, утрачивала внутренние стимулы к развитию, что порождало проблемы, сложности и кризисные явления, которые усугублялись сложностями всех сфер жизни советского общества.

Все это свело на нет попытки совершенствования системы жизнедеятельности организации, предпринимавшиеся в этот период.

X Всесоюзный пионерский слет, проходивший в 1990г., преобразовал ВПО им. В.И. Ленина в СПО (ФДО) СССР, по сути дела, уже новую, смешанную по составу детскую организацию.

История детского движения России - student2.ru

Вопросы и задания:

1. Назовите основные формы детского движения начала XX века в России.

2. Дайте краткую характеристику скаутского движения в России начала XX века. В чем, на ваш взгляд, заключалась воспитательная сущность скаутизма?

3. Проанализируйте процесс создания единой детской организации в России в послеоктябрьский период.

4. Дайте оценку целям, задачам, основным направлениям деятельности детских организаций и объединений начала XX века.


Наши рекомендации