Методика оценки уровня конкурентоспособности личности
(по В.И. Андрееву)
Инструкция:
При ответе на вопросы теста необходимо выбрать и записать
один из вариантов ответа. Например: 1-а, 2-г, 3-в и т.д. Постарайтесь давать искренние ответы, тогда вы получите весьма интересную, а главное — более объективную информацию о себе.
1. Я знаю, чего хочу добиться в ближайшие 2-3 года:
а) да, б) скорее всего, да, в) трудно сказать, г) скорее всего, нет, д) нет.
2. Я ценю деловых, практичных и предприимчивых людей:
а) да, б) скорее всего, да, в) трудно сказать, г) скорее всего, нет, д) нет.
3. Я знаю, в какой сфере я могу прилично заработать:
а) да, б) скорее всего, да, в) трудно сказать, г) скорее всего, нет, д) нет.
4. У меня хватает энергии, чтобы довести начатое дело до конца:
а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.
5. Я устаю после работы:
а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) довольно часто, д) нет.
6. Мои родители и учителя считали меня старательным и прилежным:
а) да, б) чаще всего да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.
7. Мне удается, казалось бы, при неразрешимой проблеме найти неожиданно простое и даже оригинальное решение:
а) да, б) сравнительно часто, в) когда как, г) редко, д) нет.
8. Я быстро осваиваю новые виды деятельности:
а) да, б) чаще всего, в) когда как, г) не всегда, д) нет.
9. Я бываю инициатором нововведений в нашем коллективе:
а) да, б) чаще всего, в) иногда, г) очень редко, д) нет.
10. Я способен идти на риск, даже если шансы на успех невелики:
а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.
11. Мои друзья считают меня человеком решительным:
а) да, б) скорее всего, да, в) кто как, г) скорее всего, нет, д) нет.
12. Я высказываю свое мнение, даже если кому-то оно не нравится:
а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.
13. В дискуссиях и спорах мне чаще всего удается настоять на своем:
а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.
14. Принимая ответственное решение, я полагаюсь только на себя, и ни с кем не советуюсь:
а) да, б) чаще всего, да, в) когда как, г) чаще всего, нет, д) нет.
15. В кругу друзей мне нравится и удается быть «душой компании»:
а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) иногда, д) нет.
16. Мне легко удается установить контакт с новыми для меня людьми:
а) да, б) сравнительно часто, в) когда как, г) редко, д) нет.
17. Я предпочитаю брать на себя ответственность, руководя людьми, чем подчиняться кому-либо:
а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.
18. Я систематически занимаюсь самообразованием, саморазвитием своих личностных качеств:
а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) очень слабо и редко, д) нет.
19. Я веду дневник, где планирую свою жизнь, анализирую свои промахи и ошибки:
а) да, б) часто, в) периодически, г) очень редко, д) нет.
20. Вечером после рабочего дня я засыпаю:
а) очень быстро, б) сравнительно быстро, в) когда как, г) иногда страдаю бессонницей, д) часто страдаю бессонницей.
21. Если мне кто-либо нагрубит, то я быстро забываю об этом:
а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.
22. Я стремлюсь, и мне удается не втягивать себя в конфликты:
а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.
23. Как часто по своей личной инициативе вы участвуете в дискуссиях,
семинарах, конференциях:
а) часто, б) сравнительно часто, в) периодически, г) сравнительно редко, д) не участвую.
24. Я считаю, что работу нужно делать тщательно и качественно или не делать вообще:
а) да, б) чаще всего, в) не любая работа требует одинаковой тщательности, г) мне не все в равной степени удается делать качественно, д) я делаю все быстро, но недостаточно качественно.
25. Я могу одну и ту же работу неоднократно переделывать, вносить качественные улучшения:
а) да, б) чаще всего, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.
26. Были ли у вас случаи, чтобы ваш руководитель попросил вас переделать еще раз:
а) такого я что-то не помню, б) очень редко, в) периодически, г) сравнительно часто, д) очень часто.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Далее переводятся результаты ответов в баллы. При ответах на вопросы: а-5 баллов, б-4 балла, в-3 балла, г-2 балла, д-1балл. Суммируем набранное число баллов и получаем число, находящееся в интервале 30-150 баллов.
Затем соотносим баллы и уровни конкурентоспособности:
30-42 б. – очень низкий,
43-57б. – низкий,
58-70б. – ниже среднего,
71-83б. – чуть ниже среднего,
84-96б. – средний,
97-109б. – чуть выше среднего,
110-122б. – выше среднего,
123-137б. – высокий,
138-140б. – очень высокий,
141-150б. – наивысший.
МЕТОДИКА № 5
Методика изучения мотивации успеха студента
Инструкция:
Вам предлагается 36 высказываний, определяющих успех. Прочтите внимательно все утверждения. Рассмотрите их с точки зрения субъективной полезности, социальной значимости, желательности для Вас. Оцените каждое суждение в пределах от 1 до 5 баллов.
1.Успех – это переживание удовлетворения радости
2.Успех – это устойчивая позиция личности в конкретной ситуации
3.Успех – это удачное достижение желаемой цели
4.Успех – это материальное благополучие
5.Успех – это реализация возможности делать что хочешь
6.Успех – это власть, влияние на других
7.Успех – это самоутверждение
8.Успех – это умение выделиться в обществе
9.Успех – это душевное равновесие, эмоциональная стабильность
10.Успех – это возможность полнее проявить себя, свои способности
11.Успех – это возможность полнее проявить себя, свои способности
12.Успех – это положительный результат в учебе и работе
13.Успех – это благоприятное стечение обстоятельств
14.Успех – это возможность командовать людьми
15.Успех – это общественное признание, одобрение
16.Успех – это хорошее самочувствие, настроение
17.Успех – это возможность поездить по миру
18.Успех – это уверенность в безопасности
19.Успех – это проявление себя в творчестве
20.Успех – это личное благосостояние
21.Успех – это источник внутренних сил человека
22.Успех – это профессионализм, мастерство
23.Успех – это везение в большинстве случаев
24.Успех – это признание вашего авторитета окружающими
25.Успех – это высокий социальный статус
26.Успех – это самореализация
27.Успех – это удовлетворенность в любви, здоровье
28.Успех – это служение высшей идее
29.Успех – это свое дело в предпринимательстве
30.Успех – это осуществление ожидаемого результата
31.Успех – это возможность попасть в нужное окружение
32.Успех – это ощущение положительного эмоционального подъема
33.Успех – это популярность, значимость для других
34.Успех – это самостоятельность, независимость, свобода действий
35.Успех – это возможность принимать решения за других
36.Успех – это дело по душе, интересная работа.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Экстериоризация успеха
Успех как материальный уровень жизни – 4, 17, 20, 29.
Успех – удача – 3, 13, 23, 31.
Успех – признание – 8, 15, 25, 33.
Успех – власть –6, 14, 24, 35.
Интериоризация успеха
Успех как результат собственной деятельности – 5, 12, 22, 30.
Личный успех – 11, 18, 26, 27.
Успех как психическое состояние – 1, 9, 16, 32.
Успех как преодоление препятствий – 2, 7, 21, 34.
Успех – призвание – 10, 19, 28, 36.
На основе произведенных испытуемым оценок, подсчитывается количество баллов по каждому параметру (максимальная выраженность каждого параметра составляет 20 баллов).
Литература:
1. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Ф.В. Шарипов. – М.: Логос, 2012. – С. 352 – 371.