По положению средней части спинки языка по отношению к твердому небу.
Дополнительный момент артикуляции при образовании многих согласных звуков, заключающийся в приподнимании средней части спинки языка к средней части твердого неба, придает этим звукам оттенок мягкости. С учетом этого дополнительного момента артикуляции большинство согласных звушв русского языка образуют мягкие и твердые пары - всего 15 пар. К ним относятся: П-ПЬ, Б-БЬ, М-МЬ, Ф-ФЬ, В-ВЬ, Т-ТЬ, Д-ДЬ, Н-НЬ, С-СЬ, 3-ЗЬ, Р-РЬ, Л-ЛЬ, К-КЬ, Г - ГЬ, Х-ХЬ.
Не имеют мягких пар звуки: Ш, Ж, Ц, не имеют твердых пар звуки Ч, Щ. Й.
Признак твердости и мягкости звуков в русском языке также явпяется смыслоразличительным, поскольку в заеисимости от наличия или отсутствия смягчения согласных коренным образом меняется значение слова. Как и в предыдущих случаях, это особенно наглядно проявляется в словах-квазиомонимах, например: меЛ -меЛЬ, угоЛ - угоЛЬ, МЫшка - МИшка, хоР - хоРЬ, кРУг - кРЮк, РОв- РЁв, ЛУк - ЛЮк, МАл - МЯл, ПАльцы - ПЯльцы, НОс - НЁс, оСЫ - оСИ, шесТ - шесТЬ, НЫть - НИть, ВЫть - ВИть, пыЛ - пыЛЬ и т.п.
Характерно то, что по принципу всех рассмотренных смыслоразличительных, призиаков дифференцируются не только отдельные пары приведенных выше слов, но и целые «цепочки» таких слов, объединяющие сразу несколько дифференциальных признаков звуков.
Например:
Сом - Том - Ком - Лом - Ром - Дом – Жом. Вол - Гол - Дол - Зол - Кол - Мол - Пол – Тол. Боль - Голь - Моль - Соль - Ноль - Роль – Толь. Почка - Бочка - Точка - Дочка - Мочка - Ночка – Кочка. Мучка - Ручка - Кучка - Щучка - Жучка – Тучка. Зайка - Сайка - Майка - Гайка - Лайка - Байка - Чайка – Шайка.
Борт - Порт - Торт - Корт - Сорт – Форт. Бор - Вор - Мор - Жор - Сор – Хор. Воля - Доля - Коля - Поля – Толя. Жир - Мир - Пир – Тир.
Маша - Даша - Ваша - Наша - Каша - Саша - Гаша - Паша - Чаша
Тёлка - Чёлка - Щёлка - Полка - Солка - Холка
Существование таких цепочек слов лишний раз убеждает нас о необходимости воспитания у детей очень четкой слухопроизносительной диффереициации каждого звука от сходных с ним. В противном случае они будут затрудняться как в понимании речи собеседника, так и в продуцировании своих собственных высказываний,
Артикуляция каждого согласного звука включает в себя все рассмотренные пять параметров, а именно:
1. Любой согласный звук явяяется или губным (губно-губным или губно-зубным) или язычным (язычно-эубным, язычно-альвеолярным, язычно-передненебным, среднеязычным, заднея-зычным) в зависимости от места образования преграды для воз-душной струи при его артикулировании.
2. Любой согласный заук является или смычным, или щелевым, или смычно-проходным, или дрожащим, или аффрикатой в зависимости от способа образования преграды для воздушной струи при его артикулировании,
3. Любой согласный звук является либо звонким, либо глухим в зависимости от участия или неучастия в его образовании голосовых складок.
4. Любой согласный звук является или носовым, или ротовым в зависимости от наличия или отсутстаия при его образовании смыкания небной занавески с задней стенкой глотки.
5. Любой согласный звук является или мягким, или твердым в зависимости от наличия или отсутствия при его артикулировании дополнительного подъема средней части спинки языка к средней части твердого неба.
Таким образом, при описании артикуляции пюбого согласного звука его необходимо характеризовать по всем названным пяти параметрам.
Например, звук Б - губно-губной (по месту образования), смычный (по способу образования), твердый (по дополнительному подъему средней части спинки языка). ротовой (по участию небной занавески). звонкий (по участию гопосовых складок),
Звук СЬ - переднеязычный (по месту образования), щелевой (по способу образования), мягкий (по дополнительному подъему средней части спинки языка).ротовой (по участию небной занавески), глухой (по участию голосовых складок).
Если говорить о нормальной артикуляции звуков с логопедической точки зрения, то есть с точки зрения воспитания нормальных артикуляций, то артикуляцию каждого согласного звука нужно усвоить в такой поспедовательности (начиная с видимых частей артикуляции):
- положение губ;
- расстояние между резцами;
- положение языка (его кончика, средней и задней части спинки, боковых краев), а также образование названными частями языка щели или смычки с другими артикуляторными органами;
- положение мягкого неба (наличие или отсутствие его смыкания с задней стенкой глотки);
- положение голосовых складок: (сомкнуты и вибрируют или ра-
зомкнуты);
В целях облегчения запоминания каждый из названных моментов артикуляции можно представить в обобщенном виде, то есть сразу по отношению ко всем согласным звукам.
Положение губ
Вполне определенное положение губы должны занимать при артикулировании следующих звуков:
- губных П (ПЬ), Б (БЬ), М(МЬ), при образовании которых они
сомкнуты;
- губно-зубных Ф (Ь), В (ВЬ), при образовании которых между нижней губой м верхними резцами образуется щель;
- свистящих С (СЬ), 3 (ЗЬ), Ц, а также Й, при образовании которых губы разведены в стороны м находятся в положении полуулыбки;
- шипящих Ш, Ж, Ч, Щ, при образовании которых губы округлены и выпячены вперед и нахсдятся в положении «рупора». При образовании всех остальных согласных звуков губы занимают нейтральное положение, то есть в образовании звуков не участвуют
Положение зубов
Определенное расстояние между верхними и нижними резцами (от 1 до 2 мм) должно быть обеспечено тольта при образовании свистящих и шипящих звуков, а также звука Й, то есть следующих согласных звуков: С (СЬ), 3 (ЗЬ), Ц; Ш, Ж, Ч, Щ; Й.
В произнесении всех остальных согласных звуков зубы не участвуют и занимают нейтрапьное положение.
Положение языка
В отношении положения языка важно знать спедующие основные моменты, важные для воспитания нормальной артикуляции согласныхзвуков:
1. При образовании почти всех согпасных звуков язык широкий и боковыми краями касается коренных зубов, препятствуя «боковому» проходу выдыхаемого воздуха. Исключение в этом отношении составляют лишь звуки Л, ЛЬ, при произношении которых язык узкий и выдыхаемый воздух проходит между коренными зубами и боковыми краями языка.
2. Кончик языка находится у верхних или нижних передних зубов при образовании переднеязычных звуков, к которым относятся звуки Т (ТЬ), Д (ДЬ), Н (НЬ), Л (ЛЬ) (кончик языка у верхних резцов) и С (СЬ), 3 (ЗЬ), Ц, Й (кончик языка у нижних резцов).
3. Кончик языка находится у верхних альвеол при образовании яэычно-альвеолярных звуков Р и РЬ.
4. Кончйк языка находится у переднего края твердого неба при обраэовании язычно-передненебных звуков, к которым относятся шипящие Ш, Ж, Ч, Щ.
5. Средняя часть спинки языка поднята к твердому небу при образовании среднеязычных звуков, к которым принадлежат звуки Й, КЬ, ГЬ, ХЬ.
6. Задняя часть спинки языка (его корень) поднята к твердому небу при образовании заднеязычных звуков К, Г, X.
Положение мягкого неба
При образовании почти всех согласных и гласных звуков мягкое небо поднято и смыкается с задней стенкой глотки, препятствуя выходу воздуха через носовую лолость и «защищая» тем самым все эти звуки от носового оттенка. Исключение составляют только носовые согласные М (МЬ) и Н (НЬ), при образовании которых мягкое небо опущено и проход в носовую полость открыт.
Положение голосовых складок
При образовании всех глухих согласных (к ним относятся как глу-хие звуки из вышеупомянутых шести пар согласных - П (ПЬ), Т (ТЬ), К (КЬ), Ф (Ь), С (СЬ), Ш, так и не имеющие звонких пар согласные Ц, Ч, Щ, X (ХЬ) голосовые складки разомкнуты и не вибрируют.
При образовании всех звонких согласных (к ним отнсюятся как звонкие звуки из шести упомянутых пар согласных - Б (БЬ), Д (ДЬ), Г (ГЬ), В (ВЬ), 3 (ЗЬ), Ж, так и не имеющие глухих пар согласные Р (РЬ), Л (ЛЬ), М (МЬ), Н (НЬ), Й) голосовые складки сомкнуты и вибрируют, благодаря чему образуется голос и звуки приобретают звонкость.
Важно учитывать, что при невыполнении или неточном выполнении хотя бы одного из всех рассмотренных выше условий артикулирования согласных звуков они звучат ненормативно, а это значит, что в подобных случаях мы имеем дело с дефектами звукопроизношения, многие из которых относятся к дислалии.
Как правило, при дислалии нарушается произношение только согласных звуков, гласные же звуки произносятся правильно. Тем не менее, важно знать нормальную артикуляцию и этих звуков. В русском языке их 6 - А, О,'У, Э, Ы, И.
Нормальные артикуляции гласных звуков охарактеризовать значительно труднее, чем согласных, поскольку они не имеют точного локализованного места образования. При произнесении гласных имеется тоническое напряжение всех крышечных стенок резонаторов при отсутствии локальной преграды на пути выдыхаемого воздуха. Поэтому дифференциальные признаки гласных по сравнению с согласными, значительно менее отчетливы.
По способу образования, ввиду отсутствия преград, все русские гласные однотипны - голосовыдыхательная струя беспрепятственно проходит через полость рта.
Различаются гласные звуки лишь по участию в их образовании основных артикуляторных органов - языка и губ.
В отношении положения языка в фонетике принято выделять два основных дифференциальных признака - ряд и подъем.
Понятие рядауказывает на то, какая именно часть языка (передняя, средняя или задняя) преимущественно участвует в образовании звука. Например, при И и Э приподнимается в основном передняя часть языка, а при О и У - задняя. Постепенное перемещение артикуляции в направлении спереди-кзади можно проследить при последовательном произнесении гласных И-Ы-У.
Понятие подъемауказывает на степень поднятия передней, средней или эадней части языка. Так, при А язык спокойно лежит на дне полости рта (гласный нижнего подъема), при О он приподнят на среднюю высоту (гласный среднего подъема) , а при У - еще выше (гласный верхнего подъема).- Классификацию гпасных по рядам и подъемэм можно пред-ставить в виде такой таблицы:
Подъем | Ряд | ||
Передний | Средний | Задний | |
Верхний Средний Нижний | И Э - | Ы А | У О - |
Губы активно участвуют пишь при образовании лабиализованных гласных - при О они слегка округлены, а при У выдвинуты вперед. При И губы слегка растянуты в улыбку.
Мягкое небопри образовании всех гласных поднято, поскольку все они ротовые.
Голосовые складкипри произношении всех гласных сомкнуты и вибрируют, так как все они образуются при участии голоса.