Бриллиантова Н. А., Архипов В. В. Некоторые проблемы регулирования труда педагогических работников / Н. А. Бриллиантова // Законодательство и экономика.
5. Вавилова А. А. Дополнительные виды отпусков педагогических работников / А. А. Вавилова // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2008. – № 1. – С. 64–75.
6. Меркулова Г. Заработная плата учителя / Г. Меркулова // Народное образование. – 2009. – № 1. – С. 57–61.
7. Меркулова Г. Условия труда педагогических работников / Г. Меркулова // Российское образование. – 2009. – № 2. – С. 47–52.
8. Миков П. В. Права участников образовательного процесса / П. В. Миков, А. Б. Суслов // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2007. – № 10. – С. 46–56.
9. Осипцева Ж., Понкратова В. Квалификационные характеристики должностей работников образования / Ж. Осипцова, В. Понкратова // Народное образование. – 2009. – № 10. – С. 167–173.
10.Репринцев Д. Д. Проблемы правового регулирования труда преподавателей вузов / Д. Д. Репринцев // Право и образование. – 2009. – № 9. – С. 35–44.
11. Руднева О. Ю. Правовой статус педагогического работника / О. Ю. Руднева // География в школе. – 2010. – № 1. – С. 52–53.
12. Статус педагогического работника: состояние, проблемы, перспективы: (рекомендации участников круглого стола от 11 марта 2010 г.) / Российская Федерация, Государственная Дума Федерального Собрания; Комитет по образованию // Вестник образования России. – 2010. – № 16. – С. 31–34.
13. Феклин С. Дополнительные основания увольнения педагогического работника по инициативе работодателя / С. Феклин // Ректор ВУЗа. – 2010. – № 7. – С. 82–87.
Семинар № 8. Обобщающее занятие по курсу.
Цель: систематизировать знания студентов, полученные при изучении курса, обобщить существующие проблемы в рамках нормативно-правового регулирования образовательных отношений.
Задание: подготовить защиту-презентацию реферата по одной из предложенных преподавателем тем.
Образовательные технологии, рекомендованные к применению
в процессе обучения по данной дисциплине
В соответствии с требованиями государственного стандарта одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям магистра является семинар. В связи с тем, что на семинарских занятиях студенты должны продемонстрировать умения самостоятельной разработки того или иного правового вопроса, программой предусмотрено использование в учебном процессе различных активных и интерактивных форм проведения занятий.
Так, семинарское занятие по теме «Законодательная база образования Российской Федерации» предполагает организацию дискуссии, позволяющей обсудить проблемы и перспективы развития системы нормативных правовых актов, регулирующих образовательные отношения, в частности значение принятия нового закона об образовании.
На семинаре по теме «Нормативное закрепление прав и обязанностей родителей в сфере образования» предусматривается решение конкретных правовых ситуаций (технология обучения с использованием метода кейсов).
На занятии, посвященном особенностям правового регулирования труда педагогических работников, студентам предлагается самостоятельно смоделировать правовую ситуацию и предложить алгоритм ее решения, через закрепление последовательных действий с применением соответствующих нормативных актов.
На обобщающем занятии студентам предлагается осветить одну из проблем правового регулирования образовательных отношений, представив результаты своей деятельности в виде защиты-презентации реферата. Целесообразно смоделировать ситуации выступления на конференции.
В связи с тем, что для раскрытия многих вопросов, вынесенных на семинарские занятия, требуется применение совокупности различных нормативных правовых актов, проведение семинаров предполагает применение справочной поисковой системы «Гарант», позволяющей работать с документами в электронном виде, а также использование официальных сайтов органов управления образованием.
6. Организация самостоятельной работы студентов дневного отделения
Самостоятельная работа имеет главной целью приобщение студентов к изучению нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, и научной литературы по данной тематике и предполагает подготовку к лекционным и семинарским занятиям, к текущему контролю, написания реферата и зачету.
Темы занятий | Количество часов | Содержание самостоятельной работы | Формы контроля СРС | |||
Всего | Аудит. | Само стоят. | ||||
1. Общая характеристика правового регулирования образовательных отношений. | ||||||
1.1. Источники образовательного права. Входной контроль. | Подготовка к лекционному занятию. | Входной контроль на лекционном занятии. | ||||
1.2. Применение нормативных правовых актов при регулировании образовательных отношений. | Подготовка к семинарскому занятию: - раскрыть понятие «нормативный правовой акт», охарактеризовать виды НПА. - охарактеризовать пределы действия нормативных правовых актов по времени, в пространстве, по кругу лиц. - найти нормативные правовые акты по заданной теме, используя официальные источники опубликования и электронные поисковые системы. | 1. Обсуждение вопросов на семинарском занятии. 2. Проверка выполненного задания. | ||||
1.3. Законодательная база образования Российской Федерации. | Подготовка к семинарскому занятию: - охарактеризовать проблемы и перспективы развития законодательной базы образования (использовать статьи ученых, руководителей образовательных учреждений). - сравнить Закон РФ от 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании» (применить также проект нового закона об образовании) и закон Свердловской области от 16 июля 1998 г. № 26-ОЗ «Об образовании в Свердловской области». - проанализировать систему программных документов в сфере образования, определить основные направления, перспективы развития образования в РФ. | На семинарском занятии обсуждение вопросов (организация дискуссии). | ||||
2. Нормативно-правовое определение системы образования | ||||||
2.1.Органы управления образованием в Российской Федерации. | Подготовка к лекционному занятию: - используя официальные сайты, охарактеризовать орган управления любого уровня (структура, руководитель, полномочия) | Проверка выполненного задания. | ||||
2.2.Государственные образовательные стандарты и образовательные программы | Подготовка к семинарскому занятию: - охарактеризовать государственный образовательный стандарт: структура, значение для организации образовательного процесса (любой по выбору студента) - найти примерную основную образовательную программу (соответствующую выбранному стандарту): рассказать о ее структуре, назначении. | 1. Обсуждение вопросов на семинарском занятии. 2. Проверка выполненного задания. | ||||
2.3.Нормативно-правовое регулирование статуса образовательного учреждения | Подготовка к семинарскому занятию: - охарактеризовать нормативно-правовое регулирование порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательного учреждения; - составить схему, отражающую порядок лицензирования деятельности образовательного учреждения и аккредитации; - рассмотреть нормативные акты, закрепляющие компетенции образовательного учреждения в различных сферах деятельности и ответственность, представить краткую характеристику, выделить проблемы. | 1. Обсуждение вопросов на семинарском занятии. 2. Проверка выполненного задания в группах. | ||||
3. Правовой статус субъектов учебной деятельности | ||||||
3.1. Правовой статус учащихся, студентов в нормативных актах Российской Федерации | Подготовка к семинарскому занятию: - охарактеризовать нормативную базу, регулирующую правовой статус учащихся, студентов; - проанализировать содержание прав, обязанностей и ответственности учащихся, студентов и способы их защиты, определить существующие проблемы. | Обсуждение вопросов на семинарском занятии. | ||||
3.2.Нормативное закрепление прав и обязанностей родителей в сфере образования | Подготовка к семинарскому занятию: - найти, проанализировать нормативные правовые акты, закрепляющие права и обязанности родителей в сфере образования; - охарактеризовать содержание прав и обязанностей родителей в сфере образования, сформулировать проблемы реализации; - решить предложенные задачи. | Проверка выполненного задания на семинарском занятии. | ||||
3.3.Особенности правового статуса педагогических работников | Подготовка к семинарскому занятию: - сформулировать особенности заключения и расторжения трудового договора с педагогическими работниками; - подобрать нормативные акты, регулирующие вопросы нормирования труда, времени отдыха педагогических работников, привести примеры их применения; - охарактеризовать особенности новой системы оплаты труда; - смоделировать правовую ситуацию по одному из вопросов семинарского занятия и предложить алгоритм ее решения. | 1. Обсуждение вопросов на семинарском занятии. 2. Проверка выполненного задания. | ||||
4. Обобщающее занятие | Подготовка к семинарскому занятию: - подготовить защиту-презентацию реферата по одной из предложенных преподавателем тем. | Проверка выполненного задания на семинарском занятии. | ||||
Реферат | ||||||
Зачет | ||||||
Итого: | ||||||