Права и законные интересы ребенка
Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральным и региональным законодательством. Статья 21 Конвенции о правах ребенка определяет, что государствами признается право ребенка на такой уровень жизни, который необходим для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Изучение положения дел с обеспечением жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показало, что меры, принимаемые республиканскими органами власти, недостаточно обеспечивают защиту прав детей.
В Докладе за 2009 год мы отмечали факт того, что материально-техническая база детских домов оставляет желать лучшего, помещения требуют ремонта. На это обратил внимание и Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А.Астахов, посетивший ряд детских учреждений.
К сожалению, нормы, утвержденные постановлением Правительства Республики Карелия от 19.12.2006 № 175-П «Об утверждении норм материального обеспечения отдельных категорий обучающихся и воспитанников государственных образовательных учреждений Республики Карелия и муниципальных образовательных учреждений», остались прежними.
Прокурорами районов республики выявлялись единичные факты ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних лицами, работающими в образовательных учреждениях, которые связаны с нарушением профессиональной этики и жестоким обращением с несовершеннолетним.
Так, например, в ходе проверки прокуратурой видеосюжета с урока в образовательном учреждении г.Костомукша, размещенного в сети Интернет, факты неоднократного использования педагогом в адрес учащихся некорректной лексики подтвердились.
В одном из петрозаводских детских садов воспитатель применил физическое насилие в отношении малыша.
Все сотрудники образовательных учреждений, совершившие правонарушения, уволены.
Прокуроры также отмечали нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в организации питания детей и наполняемости групп дошкольных образовательных учреждений.
При посещении сотрудниками аппарата Уполномоченного Пудожского района возник вопрос о рациональном использовании техники и оборудования, приобретенных в целях модернизации образования и обеспечения права на образование. В республике производится закупка и установка компьютеров, а также автобусов для перевозки детей.
В находящемся в районе детском доме имелись компьютеры, доступ в Интернет, автобус на 30 мест. Но компьютеры требовали подключения и настройки, а автобус хотя и прошел технический осмотр, не был допущен к перевозке детей. После вмешательства Уполномоченного Глава районной администрации совместно с Министерством образования РК предприняли меры к решению вопроса.
Нарушения законодательства при использовании автобусов, полученных в рамках реализации проекта «Образование», выявлены также прокурором Олонецкого района.
Ученику С. одной из школ Сегежского района в рамках реализации программы «Дистанционная поддержка обучения детей с ограниченными возможностями» два года назад был передан комплект компьютерного оборудования. Компьютер родители С. установили самостоятельно. До настоящего времени С. не имеет выхода в сеть Интернет, следовательно, обучение по дистанционной программе не было начато. Прокурором района 09.12.2010 в адрес директора школы и Главы администрации Сегежского муниципального района внесены представления об устранении нарушений закона.
Таким образом, в республике имеют место факты формального отношения к реализации приоритетных направлений социальной политики государства.
Кроме того, считаем обязательным при формировании смет образовательных учреждений и, следовательно, местных бюджетов и субвенций на исполнение государственных полномочий, предусматривать средства на обслуживание автобусов, компьютерной техники и обновление программного обеспечения.
По-прежнему остро в республике стоит проблема обеспечения детей местами в дошкольных учреждениях. Нуждаются в устройстве в детские сады около 12 тысяч детей. Только в четырех районах — Беломорском, Лоухском, Муезерском и Сегежском, место в детском саду предоставляется в день обращения.
В Докладе за 2009 год Уполномоченным было выражено мнение, что для решения вопроса реализации прав детей на получение дошкольного образования, с учетом отсутствия значительных средств в муниципальных бюджетах, необходима разработка соответствующей региональной целевой программы, предусматривающей финансирование строительства и реконструкции детских дошкольных учреждений из регионального и федерального бюджетов на условиях софинансирования. Как нам стало известно, в 2010 году такая программа была разработана Администрацией Петрозаводского городского округа. Положительным является уже то, что и республиканская и местная власть под влиянием общества обратила внимание на ситуацию: рассматриваются варианты реконструкции имеющихся зданий детских садов и строительства новых.
В истекшем году Уполномоченный продолжил деятельность, направленную на внесение изменений в федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в части расширения категорий несовершеннолетних, помещаемых в Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД. Предложения Уполномоченного были направлены Члену Совета Федерации РФ В.А.Федорову.
Напомним, проблема в том, что в Центр нельзя помещать детей из Петрозаводска и ближайших населенных пунктов. Получается, милиция, задерживающая ребенка, совершившего правонарушение, вынуждена до того момента, пока за ним не явятся родители, а те, зачастую, не в состоянии этого сделать, держать его в изоляторе вместе с асоциальными личностями.
В 2010 году в петрозаводском Центре были проведены капитальный ремонт и реконструкция. Работы велись на средства федерального бюджета. Центр обеспечивает круглосуточный прием и временное содержание юных правонарушителей для защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных противоправных деяний. Основными задачами Центра являются: индивидуальная работа с доставленными подростками, их реабилитация, выявление среди них лиц, причастных к преступлениям и общественно опасным деяниям. За понятием «реабилитация» стоят огромные усилия психологов, педагогов, социальных и медицинских специалистов.
В Докладе за 2009 год Уполномоченный отметил, что сегодняшнее состояние нашего общества, в котором распространено социальное сиротство и беспризорничество, говорит о том, что государством делается недопустимо мало для подрастающего в обществе поколения.