Педагог в условиях информационного общества
В конце ХХ века мир вступил в новую эпоху – эпоху информационного общества, развитие которого связано с разработкой и применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Создание развитой информационной среды и переход к информационному обществу невозможны без целенаправленной подготовки населения к жизни и работе в условиях массового применения информационных и коммуникационных технологий, в том числе Интернета. Другая ключевая задача состоит в создании эффективной системы информационной подготовки педагога для работы в образовательных учреждениях различного уровня и типа. Это обусловлено тем, что, как показывают последние исследования, не только российские, но и выпускники образовательных учреждений всех высокоразвитых стран отстают в освоении ИКТ, необходимых для эффективной деятельности в экономике, основанной на знаниях, и для активного участия в жизни информационного общества.
Человек сегодня рождается в одном мире, а самостоятельно ему придется действовать в другом. Вот почему развитие информационных компетенций у учащихся, связанных с умениями адаптироваться и найти себя в изменяющемся мире, самостоятельно собрать информацию, проанализировать и обобщить ее, передать другим людям – важнейшая задача современной школы и каждого педагога.
Становление информационного общества, таким образом, предполагает широкое применение ИКТ в образовании, что определяется следующими обстоятельствами:
во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому;
во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания, как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе;
в-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу ее модернизации.
Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества.
Важность и целесообразность модернизации существующей сегодня системы образования, в том числе и российской, обусловлена следующими обстоятельствами:
- необходим перехода общества к новой стратегии развития на основе знаний и высокоэффективных ИКТ;
- наша цивилизация зависит от тех способностей и качеств личности, которые формируются в процессе образования;
- успешное развитие общества возможно только при опоре на подлинную образованность и эффективное использование ИКТ;
- существует теснейшая связь между уровнем благосостояния нации, национальной безопасностью государства и состоянием образования, применением ИКТ.
Основными направлениями создания перспективной системы образования в информационном обществе являются следующие:
- повышение качества образования путем его фундаментализации, информирования обучаемого о современных достижениях науки в большем объеме и с большей скоростью;
- обеспечение нацеленности обучения на овладение новыми технологиями, в первую очередь, информационно-коммуникационными;
- обеспечение большей доступности образования для всех групп населения за счет ИКТ;
- повышение творческого начала в образовании на основе ИКТ.
Применение компьютеров в образовании уже привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. По мнению специалистов, новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%. Внедрение компьютера в сферу образования стало началом революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования. Важную роль на этом этапе играли коммуникационные технологии: телефонные средства связи, телевидение, космические коммуникации, которые в основном применялись при управлении процессом обучения и системах дополнительного обучения.
Новым этапом глобальной технологизации передовых стран стало появление современных телекоммуникационных сетей и их конвергенция с информационными технологиями, то есть появление ИКТ. Они стали основой для создания инфосферы, так как объединение компьютерных систем и глобальных телекоммуникационных сетей сделало возможным создание и развитие планетарной инфраструктуры, связывающей все человечество.
Появление Интернета – глобальной компьютерной сети с ее практически неограниченными возможностями сбора и хранения информации, передачи ее индивидуально каждому пользователю – пример успешной реализации ИКТ.
В этих условиях изменились содержание функций и соответственно педагогических умений современного педагога, характеризующих его профессиональную компетентность. Уверенно себя может чувствовать педагог, овладевший такими новыми средствами интеллектуальной деятельности, как ИКТ.
Сегодня информационно-коммуникационая подготовленность педагога связана не только с предметной подготовленностью, но и с умениями быть квалифицированным интернет-пользователем, коммуникатором с помощью ПВЭМ, компетентным специалистом в области дистанционных форм (взаимодействие с учащимися через «форумы» и «чаты») и активных методов обучения, ориентированных на использование Интернета и других современных средств связи.
Вопросы и задания
1. Какие факторы обусловили возникновение педагогической профессии?
2. В каком соотношении находятся понятия «педагог», «учитель», «воспитатель»?
3. Назовите выдающихся учителей разных времен. В чем их заслуги перед человечеством?
4. Каковы социальные и профессиональные функции учителя?
5. В чем своеобразие педагогической профессии?
6. Почему педагогическая деятельность относится к разряду творческих?
7. Напишите микросочинение на тему «Педагогическая профессия в XXI в.».
8. Назовите основные педагогические ценности
9. Подготовьте реферат на тему «Информационное общество и учитель».
Рекомендуемая литература
Введение в педагогическую деятельность / Гребенкина Л.К., Жокина Н.А., Еремкина О.В. – Рязань, 2006.
Вершловский С.Г. Учитель о себе и о профессии. — Л., 1988.
Воспитательная деятельность педагога / Колесникова И.А., Борытко Н.М. и др. – М., 2005.
Диденко В.Н. Введение в педагогическую деятельность. – Смоленск, 2005.
Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М., 2004.
Кондратенков А.В. Труд и талант учителя: Встречи. Факты. Мысли. — М., 1989.
Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. — Ростов-на-Дону, 1997.
Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. — Новосибирск, 1991.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина и др. – М., 2001.
Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М., 1999.
Педагогическая антропология / под ред. Л.Л. Редько, Е.Н. Шиянова. – Ставрополь, 2006.
Соловейчик С.Л. Вечная радость. — М., 1986.
Шиянов Е. Н. Педагогика: общая теория образования : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. – Ставрополь, 2007.