Модуль i. введение в педагогическую деятельность

ПЕДАГОГИКА

ACADEMIA

Москва

Издательский центр «Академия»

УДК 37(075.32)

ББК 74.00я73

С 47

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор

Воронежского государственного педагогического университета,

заслуженный деятель науки РФ Е.П. Белозерцев;

зав. кафедрой педагогики, доктор педагогических наук, профессор

Курского государственного университета А.Д. Гонеев

Сластёнин В.А. и др.

Педагогика: учебник для студ. высших пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2011 – 380 c.

В учебнике с позиций антропологического, аксиологического, культурологического и полипарадигмального подходов раскрываются введение в педагогическую деятельность, общие основы педагогики, теории обучения, воспитания и управления образовательными системами, педагогические технологии.

Авторы – лауреаты премии Правительства Российской Федерации в области образования.

Для студентов педагогических вузов. Содержание учебника соответствует новому Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 бакалавр педагогического образования.

Может быть полезен студентам средних педагогических учебных заведений, а также студентам тех вузов, в которых курс педагогики введен в качестве базовой или элективной дисциплины гуманитарного цикла.

© Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Модуль I. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии

§ 1. Возникновение и становление педагогической профессии

§ 2. Особенности педагогической профессии

§ 3. Педагогические ценности и их классификация

§ 4. Педагог в условиях информационного общества

Глава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога

§ 1. Сущность педагогической деятельности

§ 2. Основные виды педагогической деятельности

§ 3. Структура педагогической деятельности

§ 4. Учитель как субъект педагогической деятельности

§ 5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога

Глава 3. Профессиональная компетентность и культура педагога

§ 1. Модель профессиональной компетентности педагога

§ 2. Теоретическая готовность к педагогической деятельности

§ 3. Практическая готовность к педагогической деятельности

§ 4. Педагогическое мастерство и культура учителя

Глава 4. Профессиональное становление и развитие педагога

§ 1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности

§ 2. Задачи и структура педагогического образования

§ 3. Профессиональное самовоспитание учителя

§ 4. Самообразование как средство становления педагога-профессионала

Модуль II. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке

§ 1. Объект, предмет и функции педагогики

§ 2. Образование как социальный феномен и общечеловеческая ценность

§ 3. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики

§ 4. Связь педагогики с другими науками

§ 5. Структура педагогической науки

Глава 6. Методология и методы педагогических исследований

§ 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре учителя

§ 2. Философский уровень методологии педагогики

§ 3. Общенаучный уровень методологии педагогики

§ 4. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований

§ 5. Организация педагогического исследования

§ 6. Система методов и методика педагогического исследования

Глава 7. Целостный педагогический процесс

§ 1. Сущность педагогического процесса и его структура

§ 2. Функции, движущие силы и закономерности целостного педагогического процесса

§ 3. Личность как объект и субъект целостного педагогического процесса

§ 4. Условия построения целостного педагогического процесса

§ 5. Личностно-ориентированный подход в целостном педагогическом процессе

Модуль III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Глава 8. Обучение в целостном педагогическом процессе

§ 1. Обучение как способ организации педагогического процесса

§ 2. Функции и движущие силы процесса обучения

§ 3. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения

§ 4. Логика учебного процесса и структура усвоения

§ 5. Виды обучения и их характеристика

Глава 9. Закономерности и принципы обучения

§ 1. Закономерности обучения

§ 2. Принципы обучения и их классификация

§ 3. Принципы обучения, связанные с содержанием образования

§ 4. Организационно-методические принципы обучения

§ 5. Основные концепции развивающего обучения

Глава 10. Содержание образования как основа базовой культуры личности

§ 1. Сущность содержания образования и его исторический характер

§ 2. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования

§ 3. Структура содержания общего образования

§ 4. Принципы и критерии отбора содержания общего образования

§ 5. Особенности содержания дошкольного образования

Глава 11. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

§ 1. Структура и функции стандарта общего образования

§ 2. Учебные планы

§ 3. Учебный предмет

§ 4. Учебные программы

§ 5. Учебная литература

Глава 12. Методы и средства обучения

§ 1. Сущность методов обучения и их эволюция

§ 2. Классификация методов обучения и критерии их выбора

§ 3. Традиционные методы обучения

§ 4. Инновационные методы обучения

§ 5. Дидактические средства

Глава 13. Формы организации обучения и диагностика его качества

§ 1. Сущность форм и систем организации обучения и их генезис

§ 2. Классификация современных форм организации обучения

§ 3. Урок как основная форма организации обучения

§ 4. Дополнительные и вспомогательные формы организации обучения

§ 5. Диагностика качества обучения

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Глава 20. Педагогические технологии: задачный подход

§ 1. Сущность педагогической технологии

§ 2 Специфика профессиональных педагогических задач

§ 3. Типы профессиональных педагогических задач и их характеристика

§ 4. Этапы решения профессиональной педагогической задачи

§ 5. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении профессиональных педагогических задач

Глава 21. Технология конструирования педагогического процесса

§ 1. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса

§ 2. Осознание профессиональной педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза

§ 3. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога

§ 4. Планирование учебно-воспитательной деятельности

Глава 22. Технология осуществления педагогического процесса

§ 1. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса

§ 2. Структура организаторской деятельности и ее особенности

§ 3. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации

§ 4. Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации

§ 5. Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности

§ 6. Технология организации развивающих видов деятельности школьников

§ 7. Технология организации коллективной творческой деятельности

Глава 23. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений

§ 1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя

§ 2. Понятие о технологии педагогического общения

§ 3. Этапы решения коммуникативной задачи

§ 4. Стадии педагогического общения и технология их реализации

§ 5. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика

§ 6. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений

Модуль VI. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

Глава 24. Система образования в России: структура и управление

§ 1. Общая характеристика российской системы образования

§ 2. Государственно-общественная система управления образованием

§ 3. Принципы управления образовательными системами

§ 4. Школа как педагогическая система и объект управления

Глава 25. Процесс внутришкольного управления

§ 1. Управленческая культура руководителя школы

§ 2. Педагогический анализ во внутришкольном управлении

§ 3. Целеполагание и планирование как функция управления школой

§ 4. Функция организации в управлении школой

§ 5. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении

Глава 26. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными

системами

§ 1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности

§ 2. Педагогический коллектив школы

§ 3. Семья как специфическая педагогическая система

§ 4. Педагогические правила и формы установления контакта с семьей школьника

§ 5. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся

Глава 27. Инновационные процессы в образовании.

§ 1. Сущность инноваций в образовании

§ 2. Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педагогической науки

§ 3. Критерии педагогических инноваций

§ 4. Повышение квалификации и аттестация учителей как условие развития их инновационной деятельности

Образование как социальный феномен и общечеловеческая ценность

Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпывается. Она предполагает и развитие, и самоопределение, и самореализацию личности. Причем такие задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком.

Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов, исследованием которых, как уже отмечалось, занимается ряд наук.

Понятие «образование» (аналогично немецкому «bildung») происходит от слова «образ». Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Однако образование как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности возникает вместе с появлением общества и развивается вместе с развитием трудовой деятельности, мышления, языка.

Образование как социальное явление — это прежде всего объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений.

Образование как социальное явление — это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

Человек с момента рождения принадлежит к той или иной социальной группе, оказывается в определенных отношениях с собственностью, а следовательно, и с законами производства и распределения материальных благ, пользуется соответствующими юридическими правилами в конкретной системе семейных и трудовых связей. Содержание и характер всей совокупности взаимоотношений в обществе решающим образом определяют общую направленность развития личности. Как бы ни были оригинальны в методах воспитания и обучения родители и педагоги, их цели, желания и стремления в конечном счете диктуются обществом, теми или иными социальными группами, общими условиями жизни, интересами и идеалами.

Во многих зарубежных странах наряду с общественным (public) или государственным образованием существуют и частное (private), негосударственное. Последнее получило развитие и в России: негосударственные детские сады, школы (гимназии, лицеи), колледжи, вузы (институты, академии, университеты). Наблюдаются попытки противопоставить его государственному образованию. Однако организационные формы образования, создаваемые государством, общественными организациями, частными лицами (включая самообразование), являются по своему содержанию общественными, так как связаны с формированием определенных норм и ценностей и отражают определенный уровень общественного производства, науки и культуры, социально-бытовой и политической сфер.

Образование как социальное явление — это система, которая противоречива и диалектична. Во-первых, она должна гибко и динамично адаптироваться к социально-экономическим изменениям в обществе и в то же время быть по возможности стабильной по своей педагогической сути («не подверженной конъюнктуре и шараханиям из одной крайности в другую»). Во-вторых, она должна быть преемницей традиционно складывающихся и сменяющих друг друга образовательных концепций и одновременно быть прогностичной, готовить молодых людей к жизни.

Система образования намного сложнее любых других, более жестко детерминированных — технических, кибернетических, экономических и т.п. Это не замкнутая, жестко централизованная и упорядоченная система. Она — открытая система, способная к самопознанию (рефлексии), количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию в силу тех изменений, которые непрерывно происходят как в макросоциуме, так и внутри самой системы.

Гуманистическая направленность современного образования усиливает такие его характеристики, как гибкость и динамичность. Образование как социальная система превращается в дифференцированную и открытую для изменений сферу образовательных услуг. Не система образования со своими учреждениями навязывается человеку, ограничивая его свободу выбора, а человек сознательно выбирает индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими образовательными потребностями и способностями.

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным в большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.

Однако далеко не всегда эти исходные позиции формулируются с учетом аксиологических характеристик. Так, в педагогической литературе нередко утверждается, что образование основывается на фундаментальных потребностях человека. Человек якобы нуждается в образовании, так как его природа должна быть преобразована посредством образования. В традиционной педагогике широкое распространение получили представления о том, что в образовательном процессе реализуются прежде всего социальные установки. Общество нуждается в том, чтобы человек был воспитан. Более того, воспитан определенным образом в зависимости от принадлежности к тому или иному социальному слою.

Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т.е. стремлением ограничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа аксиологических ориентаций неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем.

Для преодоления недостатков первого и второго типов образования стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека. Он должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, выбирать критическую позицию и предвосхищать свои достижения, брать на себя ответственность за все происходящее с ним.

Резюмируя сказанное, можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:

- развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

- формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сфере;

- обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

- овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

- создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.

Культурно-гуманистические функции образования подтверждают идею о том, что оно выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации.

Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. В субъективном плане эта задача выступает как внутренняя необходимость развития сущностных (физических и духовных) сил человека. Данная мысль напрямую связана с прогнозированием целей образования, которое не может быть сведено к перечислению достоинств человека. Истинный прогностический идеал личности – это не произвольная умозрительная конструкция в порядке добрых пожеланий. Сила идеала состоит в том, что в нем отражаются конкретные потребности социального развития, требующие сегодня развития гармоничной личности, ее интеллектуально-нравственной свободы, стремления к творческому саморазвитию.

Постановка цели образования в такой формулировке не исключает, а, напротив, предполагает конкретизацию педагогических целей в зависимости от уровня образования. Каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования. Для гуманистически ориентированного образования характерно диалектическое единство общественного и личного. Вот почему в его целях должны быть представлены, с одной стороны, требования, предъявляемые к личности обществом, а с другой – условия, обеспечивающие удовлетворение потребностей личности в саморазвитии.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его средств – содержания и технологий. Что касается содержания современного образования, то оно должно включать в себя не только новейшую научно-техническую информацию. В равной мере в содержание образования входят гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также система нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Таким образом, отбор содержания образования обусловлен необходимостью развития базовой культуры личности, включающей культуру жизненного самоопределения и культуру труда; политическую и экономико-правовую, духовную и физическую культуру; культуру межнационального и межличностного общения. Без системы компетенций, составляющих содержание базовой культуры личности, невозможно понять тенденции современного цивилизационного процесса. Реализация такого подхода, который может быть назван культурологическим, является, с одной стороны, условием сохранения и развития культуры, а с другой – создает благоприятные возможности для творческого овладения той или иной областью знаний.

Известно, что всякий конкретный вид творчества – это проявление актуализирующейся (творящей самое себя) личности не только в науке, искусстве, общественной жизни, но и в становлении личностной позиции, определяющей присущую именно этому человеку линию нравственного поведения. Трансляция безличных, чисто объективных знаний или способов деятельности приводит к тому, что учащийся не может проявлять себя в соответствующих областях культуры и не развивается как творческая личность. Если же он, осваивая культуру, делает открытие в самом себе, при этом переживает пробуждение новых умственных и душевных сил, то соответствующая область культуры становится "его миром", пространством возможной самореализации, а овладение ею получает такую мотивацию, которую традиционное содержание образования обеспечить не может.

Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безличностность образования, его отчуждение от реальной жизни догматизмом и консерватизмом. Для разработки таких технологий частичного обновления методов и приемов обучения и воспитания недостаточно. Сущностная специфика гуманистической технологии образования заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся.

Гуманистическая технология образования позволяет преодолеть отчуждение учителей и учащихся, от учебной деятельности и друг от друга. Такая технология предполагает поворот к личности, уважение и доверие к ней, ее достоинству, принятие ее личных целей, запросов, интересов. Она связана и с созданием условий для раскрытия и развития способностей как учащихся, так и педагога с ориентацией на обеспечение полноценности их повседневной жизни. В гуманистической технологии образования преодолевается его безвозрастность, учитываются психофизиологические параметры, особенности социального и культурного контекста, сложность и неоднозначность внутреннего мира. Наконец, гуманистическая технология образования позволяет органично соединить социальное и личностное начала.

Реализация культурно-гуманистических функций образования, таким образом, обусловливает неограниченный в социокультурном пространстве демократически организованный, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится личность обучаемого (принцип антропоцентричности). Основным смыслом этого процесса становится гармоничное развитие личности. Качество и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности. Однако процесс перехода от традиционного типа образования к гуманистическому происходит неоднозначно. Существует противоречие между фундаментальными гуманистическими идеями и степенью их реализации в связи с отсутствием достаточно подготовленного педагогического корпуса. Выявленная антиномия гуманистической природы образования и доминирования технократического подхода в педагогической теории и практике показывает необходимость построения современной педагогики на идеях гуманизма.

Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики

Развитие любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс сущностно единых явлений, а с другой — конструируют предмет данной науки.

К первым относятся понятия, используемые и в других областях научного знания. В педагогике – это понятия, связанные с ее объектом. Ко второй группе относятся собственно педагогические понятия, в которых раскрывается предмет педагогики.

Среди понятий первой группы необходимо выделить такие междисциплинарные понятия, как развитие и формирование личности, социализация, без которых нельзя было бы описать объект педагогики.

Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений.

Обобщая наиболее устоявшиеся в науке определения, можно утверждать, что развитие человека – процесс и результат количественных и качественных изменений его организма, нервной системы и психики. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простогоксложному, от низшего к высшему, от количества к качеству.

Для углубленного изучения процесса развития человека наука пошла по пути дифференцирования его составных компонентов, выделяя в нем развитие физическое, психическое, личностное и др. Педагогика изучает прежде всего проблемы развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами. Если психология объясняет законы развития психики, то педагогика разрабатывает теории целенаправленного управления ее развитием.

Развитие личности – многоплановый процесс, который определяется сложным сочетанием внутренних и внешних условий и неотделим от ее жизненного пути, от социального контекста ее жизнедеятельности, от системы отношений, в которые личность включена.

Личностное развитие – это и внутренне противоречивый процесс, который характеризуется сложной диалектикой непрерывности и прерывности, повышением произвольности. Это значит, что постепенно человек научается управлять своим поведением, ставить и решать сложные задачи, находить пути выхода из кризисных (стрессовых) ситуаций, совершенствовать способы саморегуляции.

Начав развиваться под контролем взрослых, личность со временем освобождается отих зависимости и строит собственные программы изменений и развития основных структур самосознания. Она становится субъектом собственной жизни. В этой связи личность на протяжении жизненного пути развивается и как субъект деятельности. Это одно из важнейших направлений развития человека.

Деятельностное развитие идет от совместного со взрослыми выполнения предметных действий к самостоятельному, от неосознанных и нецеленаправленных действий к более осознанным и целенаправленным, к установлению произвольного отношения между мотивами и целями, усложнению операциональной стороны деятельности (умения планировать, организовывать, соподчинять свои действия, варьировать способы их выполнения), выделению последовательности операций, отработке обобщенных способов действий, формированию навыков саморегуляции на основе мыслительной рефлексии (способности отражать цели, действия, способы их осуществления)[25].

Содержание основных направлений развития человека (физического, интеллектуального, личностного и деятельностного) показывает, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Без их совместного осуществления не могут произойти эволюционные изменения ни в познавательном, ни в личностном развитии человека.

Современный уровень развития науки позволяет сделать вывод о том, что развитие личности – это процесс становления готовности человека (его внутреннего потенциала) к осуществлению саморазвития и самореализации в соответствии с возникающими или поставленными задачами разного уровня сложности, в том числе выходящими за рамки ранее достигнутых. Такое определение позволяет измерять развитие личности сложностью задач,которая имеет свои определенные критерии.

Развитая личность – это человек, успешно овладевший знаниями, способами деятельности (умениями и навыками), опытом творческой деятельности и эмоционально-чувственным отношением к миру. Названные параметры выступают критериями развития личности. Так, в умственной сфере они проявляются в виде обобщенных интеллектуальных умений и способности переносить их в различные ситуации, в том числе отдаленно и опосредованно связанные со знакомыми ситуациями, а также создавать новые способы деятельности в зависимости от характера проблем. Этот же критерий в области физического развития выражается в форме разносторонних физических возможностей и способности субъекта успешно их совершенствовать.

Развитие личности, таким образом, предполагает как развитие отдельных сущностных качеств индивида, так и формирование функциональных систем, с помощью которых происходит реализация основных видов деятельности (игры, учения, труда, общения) и осуществление социально значимых форм поведения.

С понятием развития личности тесно связано другое междисциплинарное понятие, обозначающее взаимодействие человека с обществом, – социализация.

Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Для того чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Это процессы адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.

Однако в силу своей природной активности личность стремится к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Следствием является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества. Это процессы саморазвития и самореализации личности, в ходе которых происходит не только актуализация усвоенной системы социальных связей и опыта, но и создание новых, в том числе и личного, индивидуального опыта.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с обществом.

Социализация может быть стихийной – процесс развития и саморазвития человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни, общества; относительно направляемой и контролируемой – когда государство предпринимает экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, объективно влияющих на жизненный путь человека и его развитие; целенаправленной – планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и педагогических условий для развития человека (обучение и воспитание), сознательноесамоизменение человека (самообразование и самовоспитание).

К междисциплинарным понятиям, используемым педагогикой, относится и формирование личности, под которым понимается процесс ее изменения как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и др., появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности, изменение внешних проявлений (формы) личности. Формируется и младенец, и пожилой человек. Формирование подразумевает некую завершенность в развитии личности, достижение уровня зрелости, устойчивости. Воспитание и обучение в этой связи выступают как факторы формирования личности.

Понятия второй группы, или собственно педагогические понятия, раскрывают предмет педагогики. Когда речь идет о понятийном аппарате конкретной науки, можно выделить одно, центральное (стержневое) понятие, которое обозначает всю изучаемую область и отличает ее от предметных областей других наук. Остальные понятия той или иной науки, в свою очередь, отражают дифференциацию стрежневого понятия.

В педагогике роль такого стержневого понятия выполняет педагогический процесс. Оно, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, а с другой — выражает сущность этих явлений. Анализ понятия «педагогический процесс» поэтому выявляет существенные черты явлений образования как педагогического процесса в отличии от других родственных ему явлений.

Прежде всего отметим, что поскольку образование как предмет педагогики — это педагогический процесс, то словосочетания «образовательный процесс» и «педагогический процесс» будут синонимичными. В своем первом приближении к определению педагогический процесс — это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Его сущностной характеристикой поэтому является целостность как внутреннее единство его компонентов, относительная их автономность.

Рассмотрение педагогического процесса как целостности возможно с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нем прежде всего систему — педагогическую систему.

Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Педагогический процесс, таким образом, представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с исп

Наши рекомендации