Использование всех методов мотивации и стимулирования учащихся.

Выделяют 4 группы методов мотивации:

- Эмоциональные: поощрение, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.

- Познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих задании. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование умения осуществлять рефлексию, прогнозирование будущей деятельности.

- Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.

В настоящее время много говорится об информатизации образования. Под этим понимается оптимальное использование современных информационно-коммуникационных технологий для решения педагогических и психологических целей образования.

Так как обучение является прежде всего информационным процессом, использование информационных технологий компьютера особенно важно.

Информационные технологии в образовании часто отождествляются с технологиями изучения и применения компьютерной техники в решении образовательных задач.

18.1 Различные аспекты проблемы самостоятельной работы студентов исследовались Б.П.Есиповым, М.А.Даниловым, М.Н.Скаткиным, Лернером, П.И.Пидкасистым, Н.А.Половниковой. А.В.Усовой и др.

Самостоятельная работа студентов – это форма организации их учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой студенты преимущественно полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств.

классификации типов и видов самостоятельной работы студентов по различным основаниям и критериям:

· по дидактической цели их применения (познавательные, практические, обобщающие);

· по типам решаемых задач (познавательные, творческие, исследовательские и др.);

· по уровню проблемности (репродуктивные, репродуктивно-исследовательские, исследовательские, творческие);

· по характеру коммуникативного взаимодействия студентов (фронтальные, групповые, индивидуальные);

· по месту их выполнения (классные, домашние);

· по методам научного познания (теоретические; экспериментальные; на моделирование, наблюдение, классификацию, систематику).

Нетворческая (репродуктивная, воспроизводящая) деятельность студентов в обучении проявляется в решении стандартных, однотипных задач и такого же типа заданий. Также деятельность осуществляется по некоторому алгоритму или стереотипным моделям и образцам.

Самостоятельная деятельность студента, в какой бы форме она не выступала, всегда имеет единое основание в процессе обучения – индивидуальное познание.

Организация любой самостоятельной работы студентов имеет

три этапа:

первый этап – постановка перед студентами целей, задач, заданий, указания и разъяснения по выполнению заданий;второй этап – период самоорганизации студентов и их непосредственная деятельность по выполнению заданий, решению задач, поставленных преподавателем; третийэтап – оценка и подведение итогов выполнения самостоятельной работы студентов. При всей простоте названных этапов требуется большое искусство преподавателя, чтобы стимулировать интерес студентов к самостоятельной работе, активизировать и интенсифицировать их учебную деятельность.

С целью активизации и интенсификации самостоятельной работы студентов можно использовать ряд предписаний:

1. Последовательно усложняйте содержание задач самостоятельной учебной деятельности студентов.

2. Четко формулируйте цель выполнения заданий.

3. Для развития общеучебных умений студентов используйте «планы обобщенного характера», эвристические предписания и другие средства их активного формирования.

4. Сочетайте контроль с самоконтролем, оценку с самооценкой студентов.

5. Дифференцируйте постановку задач и заданий для самостоятельной работы студентов.

6. Гибко сочетайте самостоятельную работу студентов с другими формами и методами обучения.

7. Разработайте сквозную программу развития в организации самостоятельной работы: познавательных, организационных, коммуникативных и других умений студентов.

Виды самостоятельной работы студентов в зависимости от формы организации обучения

Форма Организации обучения Виды и особенности самостоятельной работы студентов
Лекции   Активное слушание и конспектирование лекции, самостоятельная работа над предложенной литературой в контексте лекции
Семинары   Работа с литературой по теме семинара, написание реферата, подготовка тезисов для выступления на семинаре
Лабораторно- практические занятия   Экспериментально-исследовате льская работа, изучение учебной и справочной литературы, оформление результатов экспериментально- исследовательской работы  
Экскурсии   Работа с учебной и справочной литературой на этапе подготовки к экскурсии, написание обобщенных, аналитических отчетов по результатам экскурсии, сбор и систематика новой информации в процессе экскурсии
Игры   Работа по решению ситуативных задач и заданий, самостоятельная работа с компьютерными играми, самостоятельная работа с раздаточным дидактическим материалом
Домашняя Самостоятель- ная работа Выполнение упражнений, задач, подготовка рефератов, докладов, выполнение заданий, в том числе творческих

Активизацияпознавательной деятельности студентов должна быть подчинена главной цели – воспитанию личности творческой, организованной, целеустремленной и самостоятельной.

Разновидностью самостоятельной работы является программированное обучение, когда студенты получают задания текстового характера, которые можно сочетать с работой с учебником и с практической деятельностью.

При проверке знаний студентов используютсяконтрольные задания как прием активизации мышления.

Выполнение контрольных заданий дает возможность при небольших затратах времени активизировать деятельность каждого студента, проконтролировать его знания.

Деловые игры дают импульс инициативе студентов, урок становится живым, лишенным сухой дидактики.

Интересной разновидностью самостоятельной учебной деятельности является семинарское занятие. Задача состоит в том, чтобы организовать познавательную деятельность студентов, привить им навыки самостоятельной работы в процессе обобщения материала.

Самостоятельная работа студентов бывает коллективной и индивидуальной. Но и при коллективном выполнении задания надо организовать ее так, чтобы каждый студент самостоятельно делал свою работу.

Требования к организации самостоятельной познавательной деятельности:

Во-первых, исследовательский метод обучения

Во-вторых, в целях активизации познавательной деятельности следует шире использовать программированное обучение.

В-третьих, развитие познавательной активности и самостоятельности тесно связано с умением организовать свой умственный труд.

Мотивация и самостоятельная работа студентов.

С формальной стороны можно говоритьо трех типах мотивации:

1. Доминантный тип, связан с психологическим обликом студента и по отношению к учебному процессу может рассматриваться как присущий ему тип внутренней мотивации.

2. Ситуативная мотивация, по отношению к учебному процессу ее можно считать внешней.

3. Конформистская или суггестивная мотивация, связана с рассогласованиями между ценностными ориентациями и реальным поведением личности. Для успешной организации самостоятельной работы студента необходимо сосредоточит внимание педагога, прежде всего на стимулах.

Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, - всё это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников по ней, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Так или иначе, исследовательской работой занимаются все студенты вузов. Написание рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых исследований. Студент, занимающийся научной работой, отвечает только за себя; только от него самого зависят тема исследований, сроки выполнения работы.

Существует и применяется два основных вида научно-исследовательской работы студентов (НИРС).

1 Учебная научно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами. К этому виду НИРС можно отнести курсовые работы, выполняемые в течение всего срока обучения в ВУЗе, а так же дипломную работу, выполняемую на пятом курсе.

Во время выполнения курсовых работ студент делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой (если это необходимо, то и с иностранной), приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации. Если на первом курсе требования к курсовой работе минимальны, и написание её не представляет большого труда для студента, то уже на следующий год требования заметно повышаются, превращается в творческий процесс.

Выполнение дипломной работы имеет своей целью дальнейшее развитие творческой и познавательной способности студента, и как заключительный этап обучения студента в направлено на закрепление и расширение теоретических знаний и углубленное изучение выбранной темы. В дипломную работу может быть включён собственный практический опыт по данному вопросу, что только увеличивает научную ценность работы.

К НИРС, предусмотренной действующим учебным планом, можно отнести и написание рефератов по темам практических занятий. При этом следует сказать о том, что чаще всего реферат является или переписанной статьёй, или, что ещё хуже, конспектом главы какого-то учебника. Но некоторые рефераты, написанные на основе нескольких десятков статей и источников, по праву можно назвать научными трудами.

2 Исследовательская работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами.

Как уже говорилось выше, такая форма НИРС является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей у студентов. Это легко объяснить: если студент за счёт свободного времени готов заниматься вопросами какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных проблем преподавателя, а именно – мотивация

Основными формами НИРС, выполняемой во внеучебное являются:

· Предметные кружки;

· Проблемные кружки;

· Проблемные студенческие лаборатории;

· Участие в научных и научно-практических конференциях;

· участие во внутривузовских и республиканских конкурсах.

19.1 Психолого-педагогическая практика является важным звеном в системе практической подготовки будущих педагогов.

Психолого-педагогическая практика проводится на базе различных дошкольных учреждений. В период данного вида практики студенты выступают в роли помощника воспитателя.

Цели психолого-педагогической практики:

- формирование основных профессионально-педагогических умений, навыков, опыта в соответствии с требованиями ГОС СПО;

- овладение компонентами профессионального мастерства.

В процессе психолого-педагогической практики решаются следующие задачи:

- овладение студентами умениями планировать и вести воспитательную работу в группе с отдельными детьми;

- накопление представлений о характере и содержании воспитательной деятельности и функциональных обязанностях воспитателя, руководителя кружка, секции и др.

- освоение основных форм внеучебной воспитательной работы с учетом специфики образовательных учреждений разного типа;

- овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;

- формирование умения осуществлять методическую рефлексию.

В ходе данного вида практики студенты выполняют следующие виды деятельности:

1. знакомятся с учебно-материальной базой образовательного учреждения и документацией, основными направлениями воспитательной работы;

2. наблюдают за работой педагогического коллектива, изучают систему работы воспитателя;

3. изучают психолого–педагогические особенности развития детей различного возраста, проектируют и осуществляют педагогическую деятельность с учетом полученных результатов;

4. оказывают помощь педагогам в проведении внеучебной работы с детьми;

5. самостоятельно разрабатывают и проводят с детьми отдельные виды работы: режим, развлечения, игры, и т.д.

6. принимают участие в подготовке праздников, и др.

В процессе практики студенты должны знать:

содержание педагогической практики;

требования к ведению необходимой документации по данному виду практики;

уметь: наблюдать, анализировать и планировать воспитательную работу с детьми;

разрабатывать конспекты занятий, сценарии развлечений;

определять конкретные воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

организовывать детский коллектив на выполнение поставленных задач (определять последовательность работы, выбирать наиболее эффективные приемы и методы работы, организовывать контроль и подведение итогов работы); изучать личность дошкольника и коллектив детей;

проводить отдельные виды работы с детьми вне занятий; осуществлять методическую рефлексию.

План психолого-педагогической практики.

ТЕМА 1

Знакомство, заполнение паспорта ДОУ. Распределение по группам. Анализ развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях. Знакомство с дошкольным учреждением. Студенты посещают дошкольное учреждение, встречаются с администрацией, беседуют. Отвечают на вопросы, заполняют паспорт ДОУ.

Знакомство с построением развивающей среды в различных учреждениях.

ТЕМА 2

Воспитатель – главный субъект воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения.

Изучение специфики труда воспитателя, изучение личности воспитателя в «зеркале детского восприятия».

Цель: формирование представлений о том, что воспитатель главный субъект воспитательного процесса в детском саду, определение мотивов отношений к воспитателю и представления его деятельности.

Методические рекомендации для студентов

Познакомьтесь с обязанностями педагога дошкольного учреждения.

Установите доверительно-деловой контакт с воспитателем и с детьми, придумав увлекательное дело для дошкольников.

Проанализируйте работу воспитателя в первую или вторую половину дня, сделайте хронометраж, запишите в дневнике.

20.1 Контроль качества учебной деятельности – обязательный элемент любого образовательного процесса.

В педагогическом оценивании выделяются следующие функции:

· диагностическая– контроль как процесс выявления уровня знаний, умений, навыков относительно планируемого как каждого обучающегося, так и всей группы;

· обучающая –контроль способствует выявлению пробелов в усвоенном материале и активизирует обучающегося на дальнейшую работу с материалом;

· воспитательная – система контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность учебную студентов, стимулируя стремление развить свои способности и укрепить знания, умения, навыки;

· прогностическая – результаты контроля могут послужить основой для прогнозирования успешности дальнейшего обучения студента, обеспечивает возможность ранжировать, например, для награждения и т.д.

Педагогический контроль выполняет в образовательном процессе роль обратной связи, сообщающей о ходе образовательного процесса и необходимости внесения изменений в случае отклонений от планируемого уровня качества.

Педагогический контроль представляет собой систему, включающую в себя совокупность мероприятий, осуществляемых с использованием различных форм контроля, для оценивания качества реализуемого учебного процесса.

Повремени педагогический контроль делится на стартовый, текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.

Любое контрольное мероприятие включает в себя как обязательный элемент оценку степени соответствия результатов обучения поставленным целям и задачам обучения.

Понятие «оценка» в этом случае имеет два смысла: как суждение о ценности и как приблизительная характеристика некоторой величины – результата обучения. Свое численное выражение оценка находит в «отметке» – численном аналоге оценочных суждений.

Оцениваниепроисходит посредством измерения проверяемого признака (объем знаний, уровень умений, развитость мыслительных операций и т.д.) и его сопоставления с некоторым эталоном, принимаемым за единицу измерения.

формы оцениванияразделяются на субъективные (когда критерии, эталон и степень достижения их определяются преподавателем) и объективные(задаются некоторые объективные, независимые от мнения преподавателя, условия, определяющие результат контроля).

Несомненным достоинством субъективных методов оценивания является непосредственный контакт преподаватель – студент, в ходе которого осуществляется живое общение. Между тем, субъективные методы оценки имеют недостатки:

· у каждого преподавателя существует своя собственная шкала в понимании успешности обучения студентов; один и тот же ответ может быть оценен разными преподавателями по-разному;

· очень сложно отстраниться при оценивании от субъективных факторов восприятия студента (его внешний вид, манера держаться, стиль одежды и речи), сложившихся в течение семестра взаимоотношений, текущей успеваемости и посещаемости.

Педагогическое тестирование оказывается лишенным указанных недостатков.

Выделяется четыре основные форма тестовых заданий. В заданиях закрытой формы испытуемому требуется выбирает один правильный ответ из предложенного набора ответов. В заданиях открытой формы испытуемому требуется самому сформулировать правильный ответ. Задания на установление правильной последовательности требуют установления правильного порядка предложенных действий в заданной последовательности. Задания на установление соответствия требуют установить соответствие между элементами двух множеств.

Цель оценки – это установление степени усвоения на различных этапах учебного процесса, выявление соответствия уровня полученных знаний и умений планируемым целям обучения. Далее результаты оценки используются для совершенствования процесса обучения.

Оценка призвана педагогу помочь в достижении цели его работы. Прежде ориентированная на диагностику пробелов в обучении, ранжирование учащихся, оценивание академического прогресса, т.е. ориентированная на оценку уровня усвоения знаний, в новой образовательной парадигме цель оценки значительно расширилась – обеспечить свидетельство овладения обучающимися специфическими компетенциями, способными содействовать успешной адаптации к динамическим условиям социально-экономической и информационно-культурной среды. В связи с этим и мониторинг качества образования получает новую окраску.

Использование традиционных для высшей школы образовательных технологий не всегда создает условие для определения самим обучающимся собственной образовательной технологии и уровня образования, формирования у него соответствующих компетенций, саморазвития личности.

Основные принципы этического Кодекса

Принцип объективности

В ходе оценивания образовательных достижений студентов – преподаватель обязан оценивать ТОЛЬКО наличные, уже реально существующие и предъявленные студентом знания, умения и навыки (а не студенческие обещания «стать хорошим и все выучить»). Преподаватель не должен делать поправок на личность студента (которая может ему больше или меньше нравиться) или его особые жизненные обстоятельства, которые могут оправдывать неудовлетворительный (или низкий) уровень знаний

Принцип равенства условий

В ходе аттестационных испытаний (при выполнении оценочных процедур) студенты должны находиться в равных условиях.

Наши рекомендации