Социальная роль и позиция педагога в детском объединении.

Ответы к экзамену

1. Общее понятие о методике педагогической работы и специфика работы педагога дополнительного образования детей. Теоретические основы выбора методи­ки педагогической работы в дополни­тельном образовании детей.

Методика, как часть дидактики – это совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержания, методах, средствах и формах организации учебно - вопит. Процесса, по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающее решения различных задач.

Методика педагогической деятельности - это система действий, отражающая логику, цель, задачи, педагогических действий и технику их выполнения.

Методика работы педагога ДОД - это теория обучения и развития личности ребенка в определенном направлении, что не предусмотрено в системе общего образования.

Объекты методической работы педагога ДОд.

Объектом методики является - процесс развития личности ребенка в одном или нескольких свободно избранных им в образовательной деятельности.

Предмет методики - система взаимоотношений и взаимодействий личности педагога, личности обучающегося ( или группы) в том процессе развития.

Основные направления разработки методик в зависимости от содержания образования.

1. Методик познавательные

2. Профессионально прикладные

3. Научно - исследовательские

4. Спортивно – оздоровительные

5. Социальная методика

6. Коррекционно - развивающая

7. Досуговые методики

8. Экологические методики

Зависимость выбора вида направления и содержания методики.

- от возрастных особенностей детей;

- от психо-физиологических особенностей детей;

- от социокультурных особенностей детей

Теоретические основы выбора методики педагогической работы в дополнительном образовании детей.

Педагогика ненасилия – это педагогика утверждающая принцип насилия. ( признания ценностей человека и его жизни)

Характеристика педагога, который позицией ненасилия

1. Способен не раздражать, не обижаться

2. Эмоционально устойчив

3. Уверен в себе

4. Открытый

5. Позитивный

6. Преодолевает свой эгоцентризм

7. Сдерживает агрессию

Педагог способен формировать намерение связанные с ненасильственными действиями.

Педагог снижает уровень напряженности и страха детей.

Личностно - Деятельностный подход к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя в личности.

Теория личностно- ориентированного образования – обеспечивает развития и саморазвития личности обучающихся.

Цель: ЛОО – это становления духовных и интеллектуальных качеств, каждого ребенка.

Специфический оттенок составления программ опред. Содержания работы в ДОД связан с противоречием группой и индивид. Работы жесткой регламентации.

2. Общее представление о педагогических технологиях и их применении в дополнительном образовании детей.

Технология - совокупность и последовательность методов и процессов при образовании исходных материалов.

Педагогическая технология - это систематичное и последовательное воплощения на практике заранее с проектированного учебно – воспитательного процесса.

Направление педагогических технологий

1. Воплощение проекта воспитательной системы

2. Воплощение проекта дидактической системы

3. Воплощение проекта управление школы

Содержательные элементы педагогических технологий

1. Педагог и обучающийся

2. Цели и мотивы их деятельности

3. Методы и средства их деятельности

4. Процессы, протекающие в определенных форма

Основной принцип Диагностической- целенаправленности

Занятия – форма организации и частная технология работы педагога ДОд.

3. Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования и методика его организации.

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей – специально организованная деятельность педагогов и учащихся, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности.

Цель образовательного процесса – создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения учащихся.

Исходная позиция такого подхода – видение ребенка не объектом, а субъектом обучения, что возможно при развитии таких личностных качеств, как активного, самостоятельность, общение.

Принципы образовательного процесса

Принцип – основное, исходное положение – руководящая идея педагогической теории, концепции, определяющая содержание, организационные формы и методы учебной и воспитательной работы.

Сегодня сформулировано по крайней мере 4 группы принципов, являющихся научно-педагогической и практической основой организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

1.Общестратегические

принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды, учреждения);

принцип гуманизации – в основе образовательного процесса лежат непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, внимание к историческим ценностям и их роли в развитии искусства, науки и культуры;

принцип демократизации – предоставление каждому ребенку права выбора своей образовательной траектории развития и участия в образовательном процессе;

принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе.

2. Ценностно-ориентационные

принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей учащихся при включении их в различные виды деятельности;

принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности учащихся, единство человека и социокультурной среды, адаптация детей к современным условиям жизни общества;

принцип жизнесообразности – реакция на актуальные потребности сегодняшнего дня.

3. Конструктивно-технологические

принцип детоцентризма – интересы ребенка являются приоритетом, превращая его в равноправного субъекта образовательного процесса;

принцип дифференциации и индивидуализации образования – в образовательном процессе выявляются и развиваются склонности, способности детей в различных направлениях деятельности с учетом их возможностей и интересов;

принцип увлекательности и творчества – образовательный процесс должен способствовать развитию творческих способностей детей;

принцип системности – преемственность знаний;

принцип сотрудничества – совместная деятельность детей и взрослых.

4. Индивидуальная траектория развития ребенка в условиях дополнительного образования детей

Образовательный процесс сочетает различные типы занятий: групповые, индивидуальные, теоретические, практические, творческие, игровые и т.д.

Чаще всего в образовательном процессе используются традиционные формы организации деятельности: учебные занятия, лекции, семинары, конференции, экскурсии, турпоходы, учебные игры и т.п.

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования выполняет две группы функций:

обучающие и социально-педагогические.

К нетрадиционным формам организации образовательного процесса относят:

• занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины, эстафеты и т.п.;

• занятия, имитирующие общественную практику: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, живая газета и т.п.;

• занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и т.п.;

• занятия-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз, приключение и т.п.;

• занятия, имитирующие общественную деятельность: суд, следствие, Ученый Совет, парламент и т.п.

Обучающие функции – удовлетворение детьми их разнообразных потребностей в форме интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять знания, развивать умения и навыки, которые он получает в общеобразовательной школе, предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, которые не находят применение в школе и других образовательных учреждениях. К обучению функций можно отнести допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку.

Социально-педагогические функции – воспитание, социальная защита, оздоровление, реабилитация, коммуникация, рекреация и компенсация, социальная адаптация.

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования строится в соответствии со спецификой его содержания и организации.

К содержательным особенностям можно отнести:

• многообразие функций, видов деятельности и дополнительных образовательных программ;

• многообразие содержательных аспектов деятельности: теоретический, практический, исследовательский, опытный, познавательный, творческий, производственный, самообразовательный и др.;

• индивидуальный подход в сочетании с социальной направленностью деятельности; возможность индивидуальной работы с одаренными и социально депривированными детьми;

• реализация вариативных, дифференцированных, комплексных образовательных программ.

К организационным особенностям образовательного процесса в УДОД относят:

занятия проводятся в свободное от основной учебы время;

обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

психологическая атмосфера носит неформальный характер;

детям предоставляется возможность сочетать различные направления и формы занятий;

допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, возрасту, уровню интеллектуального развития).

Функции педагога при организации образовательного процесса:

1. Знакомство детей с историей учреждения дополнительного образования, его деятельностью и перспективами развития, с профилем избранного объединения, его традициями и задачами, с органами самоуправления, с достижениями учащихся объединения.

2. Знакомство с характером деятельности и ее организацией в учреждении.

3. Организация мероприятий для формирования единого детского коллектива.

4. Организация и проведение массовых мероприятий, встреч, групповых и индивидуальных занятий и консультаций.

5. Обеспечение согласованности всех мероприятий, предусмотренных планом учреждения.

6. Своеобразная разработка и составление перспективных планов на основе анализа работы в предыдущем году и с учетом особенностей и интересов нового набора детей.

7. Организация теоретических и практических занятий, самостоятельной творческой деятельности детей.

8. Организация воспитательной работы, индивидуальных занятий; работа с родителями.

9. Учет всех дел и достижений коллектива и отдельных учащихся, изменений в склонностях детей, анализ их развития.

Система дополнительного образования детей является жизненно необходимой средой для развития ребенка.

Возможности интеллектуального, языкового, художественного развития, эстетического воспитания, предоставляемые учебными планами, программами школ достаточно ограничены. Эту ограниченность призвана компенсировать система дополнительного образования детей. Дополнительное образование дает ребенку возможность выбрать индивидуальную траекторию развития, реализовывать свои творческие способности. А затем и сориентироваться в своей будущей професии (в идеальном варианте).

Увидеть в ребенке индивидуальность, признать самоценность его личности, право на самостоятельный выбор своего пути развития, признать диалог единственно возможной формой построения отношений «педагог–воспитанник» удается далеко не каждому.

В настоящее время педагогам приходится работать с неоднородным контингентом детей. Реальная практика образования испытывает потребность в педагоге-профессионале, способном к работе с различными категориями детей (детей с особенностями в развитии, одаренных детей, детей - представителей различных этнических и субкультурных общностей) в соответствии с различными типами норм развития: среднестатистической, социокультурной, индивидуально-личностной.

5. Работа педагога дополнительного образования в социуме.

В настоящее время, отличающееся дефицитом добра и сострадания, преобладанием черствости, культа денег и силы все более актуальным становится развитие гуманистических идей воспитания и образования. В учреждения дополнительного образования отсутствуют стандарты, определяющие требования к качеству подготовки. Поэтому воспитательная работа педагога дополнительного образования приобретает новые оттенки. Большое значение для эффективности воспитательной работы педагога дополнительного образования приобретают авторские программы. Суть воспитательной концепции педагога дополнительного образования основывается на гуманистических позициях, в основе которой лежит отношение к ребенку как главной ценности в педагогическим процессе дополнительного образования. Данная концепция признает не только способности ребенка, но и его права на саморазвитие. Педагог дополнительного образования в рамках гуманистической концепции играет управляющую роль, что позволяет сделать процесс дополнительного образования эффективным и целенаправленным.

Для текущей оценки воспитательной деятельности педагога дополнительного образования можно использовать эффект гармонизации развития личности ребенка. Суть эффекта гармонизации заключается в совпадении объективных и субъективных оценок эффективности воспитательного и образовательного процесса. Данный подход позволяет ребенку определиться не только в творчестве, но и в обществе и находиться в гармонии с самим собой.

Важное значение в деятельности педагога дополнительного образования приобретает уважение к личности ребенка. На развитие ребенка оказывается влияние также социально – культурная и экономическая среда. Для всестороннего развития личности особое место занимает воспитательное воздействие детского коллектива.

Концепция модернизации российской образовательной системы определяет важность и значение системы дополнительных образовательных учреждений, которые способствуют развитию способностей и склонностей детей для их социального и профессионального самоопределения. Приоритет воспитательной работы в учреждениях дополнительного профессионального образования является неоспоримым и обусловлен особенностями организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Ответы к экзамену

1. Общее понятие о методике педагогической работы и специфика работы педагога дополнительного образования детей. Теоретические основы выбора методи­ки педагогической работы в дополни­тельном образовании детей.

Методика, как часть дидактики – это совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержания, методах, средствах и формах организации учебно - вопит. Процесса, по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающее решения различных задач.

Методика педагогической деятельности - это система действий, отражающая логику, цель, задачи, педагогических действий и технику их выполнения.

Методика работы педагога ДОД - это теория обучения и развития личности ребенка в определенном направлении, что не предусмотрено в системе общего образования.

Объекты методической работы педагога ДОд.

Объектом методики является - процесс развития личности ребенка в одном или нескольких свободно избранных им в образовательной деятельности.

Предмет методики - система взаимоотношений и взаимодействий личности педагога, личности обучающегося ( или группы) в том процессе развития.

Основные направления разработки методик в зависимости от содержания образования.

1. Методик познавательные

2. Профессионально прикладные

3. Научно - исследовательские

4. Спортивно – оздоровительные

5. Социальная методика

6. Коррекционно - развивающая

7. Досуговые методики

8. Экологические методики

Зависимость выбора вида направления и содержания методики.

- от возрастных особенностей детей;

- от психо-физиологических особенностей детей;

- от социокультурных особенностей детей

Теоретические основы выбора методики педагогической работы в дополнительном образовании детей.

Педагогика ненасилия – это педагогика утверждающая принцип насилия. ( признания ценностей человека и его жизни)

Характеристика педагога, который позицией ненасилия

1. Способен не раздражать, не обижаться

2. Эмоционально устойчив

3. Уверен в себе

4. Открытый

5. Позитивный

6. Преодолевает свой эгоцентризм

7. Сдерживает агрессию

Педагог способен формировать намерение связанные с ненасильственными действиями.

Педагог снижает уровень напряженности и страха детей.

Личностно - Деятельностный подход к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя в личности.

Теория личностно- ориентированного образования – обеспечивает развития и саморазвития личности обучающихся.

Цель: ЛОО – это становления духовных и интеллектуальных качеств, каждого ребенка.

Специфический оттенок составления программ опред. Содержания работы в ДОД связан с противоречием группой и индивид. Работы жесткой регламентации.

2. Общее представление о педагогических технологиях и их применении в дополнительном образовании детей.

Технология - совокупность и последовательность методов и процессов при образовании исходных материалов.

Педагогическая технология - это систематичное и последовательное воплощения на практике заранее с проектированного учебно – воспитательного процесса.

Направление педагогических технологий

1. Воплощение проекта воспитательной системы

2. Воплощение проекта дидактической системы

3. Воплощение проекта управление школы

Содержательные элементы педагогических технологий

1. Педагог и обучающийся

2. Цели и мотивы их деятельности

3. Методы и средства их деятельности

4. Процессы, протекающие в определенных форма

Основной принцип Диагностической- целенаправленности

Занятия – форма организации и частная технология работы педагога ДОд.

3. Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования и методика его организации.

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей – специально организованная деятельность педагогов и учащихся, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности.

Цель образовательного процесса – создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения учащихся.

Исходная позиция такого подхода – видение ребенка не объектом, а субъектом обучения, что возможно при развитии таких личностных качеств, как активного, самостоятельность, общение.

Принципы образовательного процесса

Принцип – основное, исходное положение – руководящая идея педагогической теории, концепции, определяющая содержание, организационные формы и методы учебной и воспитательной работы.

Сегодня сформулировано по крайней мере 4 группы принципов, являющихся научно-педагогической и практической основой организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

1.Общестратегические

принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды, учреждения);

принцип гуманизации – в основе образовательного процесса лежат непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, внимание к историческим ценностям и их роли в развитии искусства, науки и культуры;

принцип демократизации – предоставление каждому ребенку права выбора своей образовательной траектории развития и участия в образовательном процессе;

принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе.

2. Ценностно-ориентационные

принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей учащихся при включении их в различные виды деятельности;

принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности учащихся, единство человека и социокультурной среды, адаптация детей к современным условиям жизни общества;

принцип жизнесообразности – реакция на актуальные потребности сегодняшнего дня.

3. Конструктивно-технологические

принцип детоцентризма – интересы ребенка являются приоритетом, превращая его в равноправного субъекта образовательного процесса;

принцип дифференциации и индивидуализации образования – в образовательном процессе выявляются и развиваются склонности, способности детей в различных направлениях деятельности с учетом их возможностей и интересов;

принцип увлекательности и творчества – образовательный процесс должен способствовать развитию творческих способностей детей;

принцип системности – преемственность знаний;

принцип сотрудничества – совместная деятельность детей и взрослых.

4. Индивидуальная траектория развития ребенка в условиях дополнительного образования детей

Образовательный процесс сочетает различные типы занятий: групповые, индивидуальные, теоретические, практические, творческие, игровые и т.д.

Чаще всего в образовательном процессе используются традиционные формы организации деятельности: учебные занятия, лекции, семинары, конференции, экскурсии, турпоходы, учебные игры и т.п.

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования выполняет две группы функций:

обучающие и социально-педагогические.

К нетрадиционным формам организации образовательного процесса относят:

• занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины, эстафеты и т.п.;

• занятия, имитирующие общественную практику: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, живая газета и т.п.;

• занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и т.п.;

• занятия-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз, приключение и т.п.;

• занятия, имитирующие общественную деятельность: суд, следствие, Ученый Совет, парламент и т.п.

Обучающие функции – удовлетворение детьми их разнообразных потребностей в форме интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять знания, развивать умения и навыки, которые он получает в общеобразовательной школе, предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, которые не находят применение в школе и других образовательных учреждениях. К обучению функций можно отнести допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку.

Социально-педагогические функции – воспитание, социальная защита, оздоровление, реабилитация, коммуникация, рекреация и компенсация, социальная адаптация.

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования строится в соответствии со спецификой его содержания и организации.

К содержательным особенностям можно отнести:

• многообразие функций, видов деятельности и дополнительных образовательных программ;

• многообразие содержательных аспектов деятельности: теоретический, практический, исследовательский, опытный, познавательный, творческий, производственный, самообразовательный и др.;

• индивидуальный подход в сочетании с социальной направленностью деятельности; возможность индивидуальной работы с одаренными и социально депривированными детьми;

• реализация вариативных, дифференцированных, комплексных образовательных программ.

К организационным особенностям образовательного процесса в УДОД относят:

занятия проводятся в свободное от основной учебы время;

обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

психологическая атмосфера носит неформальный характер;

детям предоставляется возможность сочетать различные направления и формы занятий;

допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, возрасту, уровню интеллектуального развития).

Функции педагога при организации образовательного процесса:

1. Знакомство детей с историей учреждения дополнительного образования, его деятельностью и перспективами развития, с профилем избранного объединения, его традициями и задачами, с органами самоуправления, с достижениями учащихся объединения.

2. Знакомство с характером деятельности и ее организацией в учреждении.

3. Организация мероприятий для формирования единого детского коллектива.

4. Организация и проведение массовых мероприятий, встреч, групповых и индивидуальных занятий и консультаций.

5. Обеспечение согласованности всех мероприятий, предусмотренных планом учреждения.

6. Своеобразная разработка и составление перспективных планов на основе анализа работы в предыдущем году и с учетом особенностей и интересов нового набора детей.

7. Организация теоретических и практических занятий, самостоятельной творческой деятельности детей.

8. Организация воспитательной работы, индивидуальных занятий; работа с родителями.

9. Учет всех дел и достижений коллектива и отдельных учащихся, изменений в склонностях детей, анализ их развития.

Система дополнительного образования детей является жизненно необходимой средой для развития ребенка.

Возможности интеллектуального, языкового, художественного развития, эстетического воспитания, предоставляемые учебными планами, программами школ достаточно ограничены. Эту ограниченность призвана компенсировать система дополнительного образования детей. Дополнительное образование дает ребенку возможность выбрать индивидуальную траекторию развития, реализовывать свои творческие способности. А затем и сориентироваться в своей будущей професии (в идеальном варианте).

Увидеть в ребенке индивидуальность, признать самоценность его личности, право на самостоятельный выбор своего пути развития, признать диалог единственно возможной формой построения отношений «педагог–воспитанник» удается далеко не каждому.

В настоящее время педагогам приходится работать с неоднородным контингентом детей. Реальная практика образования испытывает потребность в педагоге-профессионале, способном к работе с различными категориями детей (детей с особенностями в развитии, одаренных детей, детей - представителей различных этнических и субкультурных общностей) в соответствии с различными типами норм развития: среднестатистической, социокультурной, индивидуально-личностной.

5. Работа педагога дополнительного образования в социуме.

В настоящее время, отличающееся дефицитом добра и сострадания, преобладанием черствости, культа денег и силы все более актуальным становится развитие гуманистических идей воспитания и образования. В учреждения дополнительного образования отсутствуют стандарты, определяющие требования к качеству подготовки. Поэтому воспитательная работа педагога дополнительного образования приобретает новые оттенки. Большое значение для эффективности воспитательной работы педагога дополнительного образования приобретают авторские программы. Суть воспитательной концепции педагога дополнительного образования основывается на гуманистических позициях, в основе которой лежит отношение к ребенку как главной ценности в педагогическим процессе дополнительного образования. Данная концепция признает не только способности ребенка, но и его права на саморазвитие. Педагог дополнительного образования в рамках гуманистической концепции играет управляющую роль, что позволяет сделать процесс дополнительного образования эффективным и целенаправленным.

Для текущей оценки воспитательной деятельности педагога дополнительного образования можно использовать эффект гармонизации развития личности ребенка. Суть эффекта гармонизации заключается в совпадении объективных и субъективных оценок эффективности воспитательного и образовательного процесса. Данный подход позволяет ребенку определиться не только в творчестве, но и в обществе и находиться в гармонии с самим собой.

Важное значение в деятельности педагога дополнительного образования приобретает уважение к личности ребенка. На развитие ребенка оказывается влияние также социально – культурная и экономическая среда. Для всестороннего развития личности особое место занимает воспитательное воздействие детского коллектива.

Концепция модернизации российской образовательной системы определяет важность и значение системы дополнительных образовательных учреждений, которые способствуют развитию способностей и склонностей детей для их социального и профессионального самоопределения. Приоритет воспитательной работы в учреждениях дополнительного профессионального образования является неоспоримым и обусловлен особенностями организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Социальная роль и позиция педагога в детском объединении.

Наши рекомендации