Значение и сущность Индекса Хирша, РИНЦ

В целом данные показатели устанавливаются учреждению исходя из государственного (муниципального) задания. В дальнейшем они должны быть детализированы в рамках отдельного подразделения и конкретного сотрудника.

В основу оценки эффективности деятельности должна быть положена экспертная оценка государственного задания и оценка достаточности выделенного под него бюджетного финансирования или возможность использования вариантов оптимизации управления учреждением и дополнительного получения дохода из других источников. Однако этот фактор можно отнести к системе стимулирующих доплат.

Общие показатели критерия оценки эффективности деятельности сотрудников должны определяться отраслевыми положениями и рекомендациями, выпущенными в форме положений или приказов как в рамках обособленных сфер социального обеспечения, так и в рамках муниципальных органов исполнительной власти. Тем не менее в оценке эффективности деятельности всегда должна присутствовать оценка достаточности имеющихся ресурсов учреждения и необходимых ресурсов для выполнения государственного задания и оказания дополнительных услуг, оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями.

Если перечень показателей эффективности работы бюджетных учреждений и руководителей более или менее определен органами власти и соответствующими министерствами, в ведении которых находятся эти учреждения, а сами показатели отражаются в трудовых договорах с руководителями и служат основанием для установления основного оклада и стимулирующих выплат, то заключение эффективного контракта с сотрудниками пока затруднительно.

В целом для решения этого вопроса можно использовать рекомендации федеральных министерств, которые предлагают учитывать следующие критерии:

- результаты выполнения должностных обязанностей (в том числе полнота использования рабочего времени, отсутствие претензий со стороны руководителя к исполнению должностных обязанностей). Весьма важный критерий, но его показатели должны отражать отраслевую специфику. Например, в сфере высшего образования общий фонд рабочего времени обозначен 1500 часов в год на одного преподавателя. При этом данный фонд рабочего времени разбивается на 2 части: учебно-аудиторную нагрузку и внеучебную, внеаудиторную, работу. В данном случае должна быть проведена дифференцированная разбивка нагрузки, например доктор экономических наук, профессор - 40% аудиторной нагрузки, то есть 600 часов, в которые должно быть включены 200 часов - чтение лекций, а остальные часы (400 часов) должны быть отведены под консультации, принятие экзаменов, руководство курсовыми и дипломными работами студентов и т.д.

Безусловно, большая часть фонда рабочего времени - 900 часов (для профессора) - должна быть отведена для научной, методической и прочих видов работы, это и участие в работе по грантам, написание учебников и монографий и, конечно, публикация статей в ведущих научных журналах, журналах, рекомендованных ВАК РФ, цитируемых в РИНЦ, в SCOPUS и других научно-метрических системах. Для количественной оценки трудовой функции учредителями разрабатываются количественные показатели, например 50 часов за 1 печатный лист.

Однако для эффективного контракта, по нашему мнению, необходимо еще и минимальное значение других оценочных показателей. Для должности профессора в сфере экономики минимальное значение показатели Хирша должно быть не менее 3, а индекс цитирования должен быть не менее 50.

Не менее значимыми для эффективного контракта должны быть и стимулирующие выплаты. Так, например, для должности профессора в эффективном контракте должно быть отражено, что за каждый час (свыше 900 часов) производится дополнительная оплата в размере почасовой оплаты профессора.

В эффективном контракте не следует забывать и о превышении установленных значений оценочных показателей (Хирша и индекс цитирования) и использовать данные показатели для установления повышающих коэффициентов к должностному окладу. Например, если значение показателя Хирша составляет 6, то можно установить повышающий коэффициент к должностному окладу 1,2.

Повышение индекса цитирования до 100 означает повышение значимости публикаций сотрудника. Поэтому не будет излишним установить повышающий коэффициент, например 1,3, к должностному окладу;

- удовлетворенность качеством выпускаемых бакалавров (магистров) и их трудоустроенность по профилю (направлению). Этот показатель определяется по данным Пенсионного фонда РФ, и количественные характеристики показателя можно принять за основу установления премии по итогам года;

- обусловленным в эффективном контракте должен быть и третий критерий: соблюдение трудовой дисциплины и кодексов профессиональной деятельности[56].

Мировая практика выработала ряд критериев оценки продуктивности интеллектуальных работников, среди таких критериев одно из ведущих мест занимают число публикаций и индекс цитируемости работ интеллектуальных работников; в частности индекс Хирша.

Публикационная активность характеризует не только продуктивность интеллектуального работника, но и его высокую квалификацию, если речь идет о размещении статей в Перечне ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук[57].

Действительно, одним из условий защиты диссертации является публикация основных результатов работы в упомянутом Перечне. При этом Всесоюзной аттестационной комиссией (ВАК) установлено и минимальное количество публикаций: одна - для кандидатской диссертации, семь - для докторской.

Достаточно ли такого количества работ? По нашему мнению, рекомендуемый минимум публикаций в ВАКовских журналах необходимо существенно увеличить, а также установить предельный минимум работ, опубликованных без соавторства, единолично.

Сегодня Всероссийская интернет-библиотека дает возможность в любое время определить как общее число публикаций любого работника РФ, так и публикации за последние 5 лет, индекс Хирша и другие характеристики. Все эти показатели публикационной активности в настоящее время широко используются для определения результативности и квалификации интеллектуального работника. А наибольшую популярность получили такие показатели активности ученых и даже организаций, как количество публикаций, индекс цитирования, в частности индекс Хирша (Хирш-фактор).

Напомним, что научно-технический работник имеет индекс h, если h из Np статей научно-технического работника цитируются как минимум h раз каждая, в то время как оставшиеся (Np - h) статей цитируются не более чем h раз каждая[58].

23. Стимулирующие (поощрительные) нормы, действующие в высшей школе РФ. Приведите конкретные примеры поощрения студентов, сотрудников и преподавателей вузов, студентов.

Стипендия - денежная выплата обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ (ч. 1 ст. 36 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Выделяют следующие виды стипендий.

Государственная академическая стипендия

Эта стипендия назначается студентам, то есть лицам, осваивающим образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры, при соблюдении следующих требований (п. 3 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2, ч. 3, 4 ст. 36 Закона N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации; Приказ Минобрнауки от 25.02.2014 N 139[59]):

1. Обучение на бесплатной (бюджетной) основе.

2. Обучение по дневной (очной) форме.

3. Отсутствие академической задолженности.

4. Отсутствие по итогам промежуточной аттестации оценки "удовлетворительно".

Нормативы и правила формирования стипендиального фонда утверждаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (ч. 10 ст. 36 Закона N 273-ФЗ).

Конкретный размер государственной академической стипендии учебное заведение определяет самостоятельно, однако он не может быть меньше установленных нормативов (ч. 9 ст. 36 Закона N 273-ФЗ; Письмо Минобрнауки России от 22.01.2016 N 09-99[60]).

Государственная социальная стипендия

Эта стипендия назначается в том числе студентам (ч. 5 ст. 36 Закона N 273-ФЗ):

- являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя;

- являющимся детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства;

- подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

- являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий;

- имеющим право на получение государственной социальной помощи;

- проходившим в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, во внутренних войсках МВД РФ, в войсках национальной гвардии РФ, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по истечении срока контракта, по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями, по семейным обстоятельствам, в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении них условий контракта.

Размер государственной социальной стипендии образовательное учреждение определяет самостоятельно, но он не может быть ниже нормативов, установленных Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (ч. 9, 10 ст. 36 Закона N 273-ФЗ).

Государственная стипендия для аспирантов, ординаторов и ассистентов-стажеров

Законом N 273-ФЗ установлена государственная стипендия аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам. Она выплачивается в размерах, определяемых образовательной организацией с учетом мнения совета обучающихся этой организации и выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа), в пределах средств, выделяемых на стипендиальное обеспечение (стипендиального фонда).

Размеры такой стипендии не могут быть меньше нормативов, установленных Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (ч. 8 - 10 ст. 36 Закона N 273-ФЗ).

Стипендии Президента РФ и стипендии Правительства РФ

Эти стипендии назначаются в размерах и порядке, утвержденных Президентом РФ и Правительством РФ (ч. 12 ст. 36 Закона N 273-ФЗ).

К этим стипендиям относятся:

- стипендии Президента РФ для ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики. Размер стипендии составляет 20 000 руб., начиная с 1 января 2016 г. - 22 800 руб. (п. 1.1 Указа Президента РФ от 13.02.2012 N 181[61]);

- стипендии Правительства РФ для студентов (курсантов, слушателей) и аспирантов (адъюнктов) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучающихся по образовательным программам высшего образования по очной форме по специальностям или направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики в соответствии с перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Размер стипендии для студентов (курсантов, слушателей) составляет 5000 руб. ежемесячно, для аспирантов (адъюнктов) - 10 000 руб. ежемесячно (п. п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1192[62]);

- стипендии Президента РФ для студентов, аспирантов, адъюнктов, слушателей и курсантов образовательных учреждений высшего профессионального образования, достигших выдающихся успехов в учебе и научных исследованиях. Размер стипендии для студентов, слушателей и курсантов образовательных учреждений высшего профессионального образования составляет 2200 руб., а для аспирантов и адъюнктов - 4500 руб. (п. 1 Указа Президента РФ от 14.02.2010 N 182[63]);

- стипендии Правительства РФ в целях государственной поддержки талантливой молодежи, повышения престижа рабочих профессий и специальностей среднего профессионального образования. Размер стипендии для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, имеющим государственную аккредитацию, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики РФ, составляет 2000 руб., а для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки специалистов среднего звена - 4000 руб. (п. 2 Постановления Правительства РФ от 28.07.2011 N 625);

- стипендии Президента РФ для студентов (курсантов), аспирантов (адъюнктов), обучающихся на бюджетной основе по очной форме обучения, а также слушателей образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка по специальностям или направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики. Размер стипендии для студентов (курсантов), слушателей составляет 7000 руб., а для аспирантов (адъюнктов) - 14 000 руб. (п. п. 1, 1.1, 2 Указа Президента РФ от 14.09.2011 N 1198; Распоряжение Правительства РФ от 06.01.2015 N 7-р[64]).

Именные стипендии

Именные стипендии учреждаются органами государственной власти и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами. Эти лица самостоятельно определяют размеры и условия выплаты таких стипендий (ч. 13 ст. 36 Закона N 273-ФЗ).

Стипендии обучающимся, назначаемые юридическими или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение

Размер этих стипендий определяют соответствующие юридические и физические лица (ч. 2 ст. 36 Закона N 273-ФЗ).

Стипендии слушателям подготовительных отделений

Слушателям подготовительных отделений федеральных государственных организаций высшего образования, обучающимся за счет федерального бюджета, выплачиваются стипендии в размере, определяемом Правительством РФ, и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Размер стипендии составляет 2000 руб. (ч. 14 ст. 36 Закона N 273-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 707[65]).


Наши рекомендации