Л. Различение садовых и луговых цветов
— В нашей вазе стоят садовые и луговые цветы. По этим названиям можно определить, где они выросли: ЛУГОВЫЕ — ... (на лугу), САДОВЫЕ — ... (есаду). Давайте поставим в разные вазы луговые и садовые цветы. Найдите сначала луговые цветы. ОДУВАНЧИКИ, РОМАШКИ, КОЛОКОЛЬЧИКИ
—Какие цветы остались? САДОВЫЕ ЦВЕТЫ
— Садовые цветы ярче, крупнее, чем луговые. За садовыми цветами специально ухаживают: поливают, пропалывают, рыхлят землю. Луговые цветы—дикорастущие (объяснить слово: они вырастают сами, без специального ухода).
— Назовите садовые цветы. Г Образование формы множественного числа существительных—Прочитайте мои схемы правильно. (Рис. 105.)
Образец чтения схемы:
РОМАШКА — ОДНА РОМАШКА—ДВЕ РОМАШКИ—БУКЕТ РОМАШЕК
РОЗА — ОДНА РОЗА — ДВЕ РОЗЫ —БУКЕТ РОЗ
П Заучивание наизусть стихотворения Е. Серовой «Одуванчик»
—Люди любят собирать в букеты выращенные ими цветы, украшать ими
комнаты, дарить друг другу. Есть много стихов о цветах. Вот послушайте:
НОСИТ ОДУВАНЧИК В БЕЛЕНЬКОЕ ПЛАТЬИЦЕ
ЖЕЛТЫЙ САРАФАНЧИК. ЛЕГКОЕ, ВОЗДУШНОЕ,
ПОДРАСТЕТ —НАРЯДИТСЯ ВЕТЕРКУ ПОСЛУШНОЕ...
— Давайте подберем картинки-символы к этому стихотворению, чтобы легче было его запомнить.
Рис. 106
— Какой наряд носит молодой одуванчик?
— Как он выглядит потом, когда подрастет?
— Какое «беленькое платьице» у одуванчика?
— Смотрите на картинки-символы и вспоминайте стихотворение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранников И. В. Русская речь в картинках: В 2 ч. / И. В. Баранников, Л. А. Варковицкая. М., 1984.
2.Величук А. П. Русский язык в старших группах национальных детских садов:
Пособие для воспитателя нац. детского сада /А. П. Величук, Е. А. Бажанова. Л., 1987.
3.Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н. С. Жукова и др. Екатеринбург, 1999.
4.Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. М., 1994.
5. Жукова Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. С. Жукова и др. М., 1990.
6.Зыков С. А. Звездочка: Картинное пособие по развитию речи для 1 класса школ глухих / С. А. Зыков, Е. П. Кузьмичева, Т. С. Зыкова. М., 1976.
7. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопеда / Под ред. В. В. Селивестова. М., 1979.
8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада / Сост.: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко,
Р. И. Говорова. М., 1989.
9.Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя детского сада. М., 1985.
10.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М., 2000.
11.Кузьмина Н. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией / Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская. М., 1977.
12.Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова.
СПб., 1999.
13.Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателя детского сада. М., 1982.
14.Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда. М., 1991.
15. Пятница Т. В. 1500 загадок от логопеда в подарок. Мн., 2004.
16. 500 загадок для детей / Сост. И. Мазнин. М., 2002.
17. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. М., 1994.
18. 1000 загадок: Популярное пособие для родителей и педагогов / Ярославль, 2001.
19. Филичева Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста
с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. М., 1991.
20.Хрестоматия для маленьких / Сост. Л. Н. Елисеева. М., 1987.
21.Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / Под ред. В. В. Гербовой. М., 1988. УДК 373.21 ББК 74.102 П99
Рецензенты:
старший преподаватель кафедры логопедии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка И. Е. Левина,
зав. яслями-садом № 145 для детей с тяжелыми нарушениями речи Н. А. Казаченко
Пятница Т. В.
П99 Лексика + Грамматика = ...: Пособие по развитию лексико-граммагичесыэ-
го строя речи у детей 4-6 лет: В 3 ч. Ч. 1. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. — 122, [2] с: ил.
ISBN 985-486-124-4 (часть 1).
ISBN 985-486-123-6.
Данное пособие состоит из 3-х логически связанных частей, содержащих примерные конспекты подгрупповых занятий по таким лексическим темам, как «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Одежда», «Обувь», «Осень» и др., направлено на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников и, несомненно, будет способстововать повышению эффективности вэррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Материал изложен в доступной форме, включает методические ревэ-мендации по выполнению каждого вида работы.
Первая часть пособия включает конспекты занятий с детьми 4- 5 лет.
Адресуется педагогам доппвльных учреждений, а также учителям-дефектологам, работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи, студентам дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений, родителям.
УДК 373.21
______________________________________________________________ ББК 74.102
Учебное издание
ПЯТНИЦА Татьяна Викторовна Лексика + Грамматика = ...
Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет
В 3-х частях
Часть 1
Редактор И. Г. Конопацкая
Корректор Н. Н. Хлебина
Технический редактор А. Ю. Кулькин
Художник С. В. Иванченко
Сдано в набор 12.03.2004. Подписано в печать 17.09.2004. Формат 60x84 16. Бумага офсетная № 1 Гарнитура «Тайме». Печать трафаретная. Усл. печ. л. 7,21. Уч.-изд. л. 4,98 Доп. тираж 1000 экз. Заказ 5065 ООО ИД «Белый Ветер». Лицензия на издательскую деятельность № 02330,0056758 от 27.01.2004.
247760, г. Мозырь, ул. Советская, 198.
Отпечатано ризографическим способом печати. ООО ИД «Белый Ветер». 247760, г. Мозырь,
ул. Советская, 198. Тел./факс (02351) 2-51-03, 2-51-22,
E-mail: [email protected]
ISBN 985-486-124-4 (часть 1)© Т. В Пятница, авт., 2004
ISBN 985-486-123-6© ООО ИД «Белый Ветер», 2004