Л Г Накопление глагольного словаря
— Некоторые продукты можно есть такими, какими они продаются в магазине. Например, ... (сметану, молоко, хлеб, масло, кефир).
— А некоторые продукты есть сырыми нельзя, их нужно приготовить. Какие это продукты? (Мясо, фарш, крупа, рыба.)
— Как готовят суп? (СУП ВАРЯТ.)
— А котлеты? (КОТЛЕТЫЖАРЯТ.)
— Пирожки, блинчики, сырники? (ПЕКУТ.)
— Итак, продукты можно ВАРИТЬ, ЖАРИТЬ, ПЕЧЬ.
— В чем варят суп? (В кастрюле.)
— На чем жарят котлеты? (На сковороде.)
— Где пекут пирожки? (В духовке.)
— Поиграем. Я буду называть различные блюда, а вы будете говорить как их готовят: варят, жарят или пекут. Не забудьте сказать, какая посуда нужна для этого.
![]() |
ПИРОГ ПЕКУТ В ФОРМЕ ОЛАДЬИ ПЕКУТ НА СКОВОРОДЕ РЫБУ ЖАРЯТ НА СКОВОРОДЕ СОСИСКИ ВАРЯТ В КАСТРЮЛЕ КИСЕЛЬ ВАРЯТ В КАСТРЮЛЕ БЛИНЫ ПЕКУТ НА СКОВОРОДЕ КАРТОФЕЛЬ ВАРЯТ В КАСТРЮЛЕ КАРТОФЕЛЬ ЖАРЯТ НА СКОВОРОДЕ СУП ВАРЯТ В КАСТРЮЛЕ и т. д. Г Согласование прилагательных с существительными в роде, числе. Использование картинок-символов
— Вы пробовали соль? Какая она на вкус?
— А сахар?
— Какой на вкус лимон?
— А лекарство?
— Я буду называть продукты, а вы подбирайте картинку-символ и называйте вкус продукта.
КЕФИР —КИСЛЫЙ ГОРЧИЦА —ГОРЬКАЯ
МОРОЖЕНОЕ — СЛАДКОЕ СОК — ...
ПЕРЕЦ—... ЛИМОНЫ—...
ТОРТ—... ПЕЧЕНЬЕ—...
КОНФЕТА— ... СОЛЬ — ... ит. д. Л Г Образование относительных прилагательных
— Вы любите кашу? Какую кашу мы сегодня ели на завтрак?
— Из чего варят кашу? (Из крупы.)
- Какую крупу вы знаете? Покажите и назовите крупу. ( в кружках -образцыкруп.)
— Как можно назвать кашу из риса? (РИСОВАЯ КАША.)
— Как называется каша из пшена? (ПШЕННАЯ КАША.)
— Каша из овсянки? (ОВСЯНАЯ КАША.)
— Каша из гречки? (ГРЕЧНЕВАЯ КАША.)
— Смотрите на стрелку на пособии и называйте кашу.
— Скажите, какую кашу вы любите. Я ЛЮБЛЮ РИСОВУЮ КАШУ МНЕ НРАВИТСЯ МАННАЯ КАША Г Р Распространение предложений дополнениями в родительном падеже с предлогом ИЗ
— Дополните мои предложения.
МАМА ВАРИТ СУП ИЗ... (из чего?) (Ответы детей.) БАБУШКА ИСПЕКЛА ОЛАДЬИ ИЗ... (КАБАЧКОВ) ОЧЕНЬ ВКУСНЫЙ КОМПОТ ИЗ... (ФРУКТОВ) КОЛБАСУ ДЕЛАЮТ ИЗ... и т. д. Л Подбор существительных к глаголам (по сюжетным картинкам)
— Отгадайте, что девочка пьет. ПЬЕТ... ЧАЙ, КОФЕ, МОРС, КИСЕЛЬ, ВОДУ, МОЛОКО, СОК, КОМПОТ
— Отгадайте, что мальчик ест. ЕСТ... КОТЛЕТУ, СУП, МЯСО, КАШУ, СМЕТАНУ, ХЛЕБ, БАТОН
— Отгадайте, что мама варит. ВАРИТ... СУП, КАРТОФЕЛЬ, КАШУ, КОМПОТ, КИСЕЛЬ, БОРЩ
— Отгадайте, что бабушка печет. ПЕЧЕТ... ПИРОГ, БУЛОЧКИ, ОЛАДЬИ, БЛИНЫ
№ 2 Тема«Продукты» Задачи:
— закреплять знания и представления детей о продуктах;
— учить различать род прилагательных;
— учить образовывать причастия и вводить их в активную речь;
— упражнять дошкольников в подборе определений к словам;
—учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
— учить детей образовывать разнопрефиксальные глаголы. Г Различение прилагательных по родам
— Я загадаю вам загадки. Отгадайте. БЕЛЫЙ, РАССЫПЧАТЫЙ, СЛАДКИЙ (КЛАДУТ В ЧАЙ). (САХАР.)
БЕЛАЯ, РАССЫПЧАТАЯ, СОЛЕНАЯ (КЛАДУТ В СУП). (СОЛЬ.)
БЕЛОЕ, ЖИДКОЕ (ЛЮБЯТ ПИТЬ ДЕТИ). (МОЛОКО.) Л Р Закрепление понятия «продукты»
— Что такое продукты?
— Для чего нужны продукты?.
— Какие продукты вы знаете?
— Кто в саду готовит детям еду?
— Как называется утренняя еда? (ЗАВТРАК.) Дневная? (ОБЕД.) Вечерняя? (УЖИН.)
— Рассмотрите картинку. Покажите, где дети завтракают, а где — обедают. Почему вы так думаете?
— Завтрак, обед и ужин отличаются не только по времени, но и по количеству пищи или блюд. Что мы обычно едим на завтрак? А на обед?
— ОБЕД — это самая большая еда, в нем, как правило, 3 блюда:
1-е блюдо: СУП (БОРЩ, ЩИ).
2-е блюдо: МЯСО или РЫБА.
3-е блюдо: КОМПОТ (КИСЕЛЬ, МОРС, СОК).
— Сколько блюд бывает на завтрак? На полдник? На ужин?
— Вспомните, что вы вчера ели в саду на завтрак, на обед, на ужин.
Г Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных
______Подумайте и скажите, какие продукты вы любите кушать. Назовите ласково свои любимые продукты.
ХЛЕБУШЕК САХАРОК БАТОНЧИК
СОЛЬКА МОЛОЧКО КЕФИРЧИК
СЫРОК МЯСКО КОЛБАСКА
МАКАРОНЧИКИ СМЕТАНКА ТВОРОЖОК
МАСЛИЦЕ и т. д.
Л Г Образование причастий и введение их в активную речь. Использование картинок-символов.
— У каждого из вас картинки, на которых изображены продукты питания. А на доске — картинки-символы (кастрюля, сковорода, чайник, разделочная доска). Положите свои картинки под подходящий символ и скажите, каким вы будете есть этот продукт.
Например: МЯСО, ЖАРЕННОЕ НА СКОВОРОДЕ КАРТОФЕЛЬ, ВАРЕННЫЙ В КАСТРЮЛЕ ЧАЙ, КИПЯЧЕННЫЙ В ЧАЙНИКЕ ТВОРОГ СЫРОЙ КАША, ВАРЕННАЯ В КОСТРЮЛЕ и т. д. Л Г Подбор определений к словам
— Подберите к моему слову подходящие слова. Кто больше?
КАША (какая?) — РИСОВАЯ, МАННАЯ, ГРЕЧНЕВАЯ, ПШЕННАЯ СУП (какой?)—РЫБНЫЙ, МОЛОЧНЫЙ, КАРТОФЕЛЬНЫЙ, ГОРОХОВЫЙ КОМПОТ (какой?) — ЯБЛОЧНЫЙ, ВИШНЕВЫЙ, МАЛИНОВЫЙ КОТЛЕТА (какая?) —РЫБНАЯ, КУРИНАЯ, МОРКОВНАЯ, СВЕКОЛЬНАЯ САЛАТ (какой?) — КАПУСТНЫЙ, ЛУКОВЫЙ, ОГУРЕЧНЫЙ и т. д. Л Г Образование разнопрефиксальных глаголовпо демонстрируемому действию
Например: НАСЫПАЛА — ПЕРЕСЫПАЛА—ВЫСЫПАЛА — ОТСЫПАЛА и т. д.
НАЛИЛА — ПЕРЕЛИЛА — ВЫЛИЛА — ОТЛИЛА — ЗАЛИЛА — РАЗЛИЛА и т. д.
ЗАНЯТИЕ «Дикие животные».
№ 1 Тема«Дикие животные» Задачи:
— уточнять знания и представления детей о диких животных;
— учить составлять рассказ с использованием схем-символов;
— учить образовывать падежные формы существительных множественного числа. Л Уточнение представлений и знаний о диких животных
— Сегодня у нас необычный гость. Кто это? (Мурзилка.)
Мурзилка. Ребята, я ищу своих друзей. Может быть, вы их видели? У меня остались только их фотографии. (Рис. 55.)
Рис. 55
Учитель-дефектолог. Вы узнали друзей Мурзилки? Кто они?
ЕЖ БЕЛКА ЛИСА ЛОСЬ ЗАЯЦ
ОЛЕНЬ ВОЛК РЫСЬ МЕДВЕДЬ
— Как можно их всех назвать по-другому? ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
— Мурзилка, нам знакомы твои друзья. Только здесь, в детском саду, их нет. Куда нужно отправиться, чтобы их встретить? (В лес.)
— Давате пойдем вместе с Мурзилкой в лес искать его друзей.
— Вот и лес. Мурзилка, раздай ребятам фотографии, чтобы они знали, кого искать. Через минуту собираемся здесь, на лесной полянке. Ищите! Г Образование формы родительного падежа существительного
— Ну что, нашли? (Нет.)
НЕТ ЕЖА НЕТ БЕЛКИ НЕТ ЛИСЫ
НЕТ ЛОСЯ НЕТ ЗАЙЦА НЕТ ОЛЕНЯ
НЕТ ВОЛКА НЕТ РЫСИ НЕТ МЕДВЕДЯ
Странно. Почему мы не можем никого найти?! Давайте спросим у лесника.
. Кто это такой? (Человек, которые следит за порядком в лесу.)
Учитель-дефекголог надевает костюм лесника.
Лесник. Я покажу вам, где спрятались звери. (Показывает картинки с изображением жилища или ночлега разных животных.) Видите, вот под елкой юо-товырыл глубокую яму. Это... НОРА. В норе живет... ЛИСА. Для чего лисенужна нора?
— Кто еще живет в норе? (Барсук.)
— А сейчас пойдем в чащу леса. (Уточнить значение слова ЧАЩА.) Тамживут ЛОСЬ и ОЛЕНЬ. Они ищут тихое, защищенное от ветра местосреди деревьев и там устраивают себе ночлег. (Уточнить значение слова НОЧЛЕГ.)
— Кто знает, где жилище белки? (В ДУПЛЕ.) Почему белка выбрала для себядупло? (Там зимой тепло, можно хранить запасенные на зиму шишки, орехи, грибы.)
— Вот кто-то живет под старой елью. Там огромная яма, сверху она прикрытаветками, хворостом. Что это? (БЕРЛОГА.)
— Кого мы можем найти в берлоге? (Медведя.)
— Волк тоже ищет себе жилище среди поваленных деревьев. Он устраивает себе... ЛОГОВО. Днем волк там спит, а ночью выходит на охоту.
— Где же живет заяц? У него есть жилище? (Заяц ночует в тихом месте под кустом, каждую ночь в новом месте.)
— Мы нашли всех животных? (Нет ежа.)
—Еж закопался в опавшие листья, нацепил их на колючки. Ему тепло и уютно.
Учитель-дефектолог. Давайте попрощаемся с Мурзилкой и лесником и пригласим их к нам в гости в детский сад. Лесник знает очень много ожизни диких животных и непременно что-нибудь расскажет нам в следующий раз. Л Образование формы именительного и родительного падежа множественного числа существительных
— Влесу живут разные звери. Давайте их назовем.
ЗАЙЦЫ МЕДВЕДИ РЫСИ ВОЛКИ ЛОСИ
ЛИСЫ КАБАНЫ БЕЛКИ ЕЖИ ОЛЕНИ
— Зверей в лесу много? Скажите об этом.
МНОГО ЗАЙЦЕВ МНОГО МЕДВЕДЕЙ МНОГО ЛИС МНОГО КАБАНОВ и т. д. Р Составление рассказа о животных с использованием картинок-символов
— У меня есть волшебная палочка. Я превращу вас в диких животных. В каких, вы узнаете, если бросите вверх этот кубик. Вам нужно узнать животное, изображенное на его грани, и рассказать все, что вы о нем знаете.
Свой рассказ начинайте со слов: Я — МЕДВЕДЬ (ВОЛК, ЛИСА, БЕЛКА и т. д.). Составить рассказ помогут картинки-символы. (Рис. 56.) Давайте сначала вспомним, что каждая из них обозначает. |
1. КАК ВЫГЛЯДИТ ЖИВОТНОЕ?
2. ГДЕ ЖИВЕТ?
3. ГДЕ СПИТ?
4. ЧЕМ ПИТАЕТСЯ?
5. КАК ЗИМУЕТ?
6. КАК НАЗЫВАЮТСЯ ДЕТЕНЫШИ?
7. КАК ПОДАЕТ ГОЛОС?
![]() |
8. ЧТО ЕЩЕ ТЫ ЗНАЕШЬ ОБ ЭТОМ ЖИВОТНОМ?
Учитель-дефектолог дотрагивается волшебной палочкой до кого-то из детей. Ребенок бросает кубик, начинает рассказ.
Пример: Я—ЗАЯЦ. У МЕНЯ ПУШИСТАЯ ШУБКА, ДЛИННЫЕ УШИ, КОРОТКИЙ ХВОСТ. Я ЖИВУ В ЛЕСУ Я СПЛЮ В ТИХОМ МЕСТЕ ПОД КУСТОМ. Я ЛЮБЛЮ ЕСТЬ ТРАВУ ВЕТКИ ДЕРЕВЬЕВ, КОРУ. ЗИМОЙ Я БЕЛЫЙ, А ЛЕТОМ—СЕРЫЙ. МОЙ ДЕТЕНЫШ—ЗАЙЧОНОК. Я УМЕЮ ПИЩАТЬ. П Выкладывание животного геометрической мозаикой. Развитие пространственного восприятия
—Из каких фигур сложены заяц, лиса? Выложите геометрической мозаикой по образцу таких же животных.
№ 2 Тема «Дикие животные» Задачи:
— формировать понятие «дикие животные», дифференцировать диких и домашних животных;
— учить детей подбирать прилагательные к существительным и согласовывать их в роде;
- упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных;
- учить дошкольников согласовывать числительные с существительными. Л ? Различение диких и домашних животных. Дидактическая игра «Покатаем зверей на автобусе»
У каждого ребенка пластмассовые фигурки животных (по пять-семь штук), изображающие диких и домашних животных.
— Давайте покатаем животных на автобусе. Выберем шофера. Он будет подъезжать к каждой остановке (столу). Хотят покататься только дикие животные. Выберите и посадите в автобус только их. Называйте каждое животное.
Л Закрепление названий частей тела диких животных. (Рис. 57.)
—Назовите и покажите, какие части тела есть у диких животных ( волка,
лисы, белки).
(Если дети называют правильно — звенит колокольчик.)